ПОДЕЛИТЬСЯ

ДУХОВНАЯ БОЛЕЗНЬ ХАСАД

Хасад – страшная духовная болезнь, которая окутывает завесами мрака  главный орган человека – сердце. Как говорится в хадисе, переданном со слов Абу Хурайры Пророк ﷺ сказал: «Остерегайтесь зависти, поистине зависть пожирает добрые деяния подобно тому, как огонь пожирает дрова (или траву)». (Абу Давуд)

На примере огня наш пророк (мир ему и благословение Всевышнего) показывает страшные последствия зависти. И к большому сожалению, очень часто непоправимые…

Зависть имеет очень давние и глубокие корни. Первый грех как на земле, так и на небесах был совершён из-за зависти. Иблис (сатана) отказался исполнить повеление Всевышнего – поклониться Адаму; сын Адама (мир ему) Кабиль (Каин) убил своего родного брата Хабиля (Авеля).

По сегодняшний день из-за зависти человек совершает множество грехов. Если сердце человека заражено завистью, постепенно покорность предписаниям Всевышнего и благочестие покидают его, он теряет покой, благополучие, здоровье и, в конце концов, лишается благодати обоих миров. Это сердечный порок, от которого надо избавляться как можно скорее.

Существует два вида зависти. Белая зависть – это когда не желаешь, чтобы другой человек лишился благ, и сам стремишься приобрести те же качества, умения, блага, которые имеются у другого. Такое качество дозволено иметь верующему.

Другая зависть черная (хасад) – когда желаешь, чтобы человек лишился благ, – такая зависть, конечно же, запретна (харам).

Великий учёный имам аль-Газали сказал: «Знай, что одной из серьёзных болезней человеческого сердца является зависть. А болезни сердца лечатся только знанием (ильм) и соблюдением Шариата…»

Абу ль-Ляйс ас-Самарканди сказал: «У троих не принимается мольба:

– кто употребляет в пищу недозволенное (харам);

– кто много сплетничает, судачит и злословит;

– в чьём сердце имеется зависть к правоверным».

Главными условиями для того, чтобы были приняты наши мольбы являются покаяние и отказ от грехов. А зависть – это грех, и пока человек не избавится от него, мольба не будет принята.

‘Умар ибн ‘Абдуль-‘Азиз говорил: «Я видел притеснителя и притесняемого в одном лице, кто бы притеснял и был притеснён в той же мере, – это завистник. Бедняга! Он постоянно опечален успехами других, и учащено его дыхание».

Сердце одержимого завистью буквально сгорает от одного только вида благополучия другого человека. Но в первую очередь страдает сам завистник, потому как теряет покой, видя благополучие другого. Губительный яд под названием «хасад» отравляет его душу, подтачивая здоровье и силы.

Нервная система завистника расшатана, мышцы напряжены, пульс учащён, давление скачет. Иначе говоря, не только объект зависти страдает (из-за него), но и сам завистник в первую очередь. Ему плохо оттого, что кому-то хорошо. Завистник всегда всем недоволен. Можно добиться расположения любого человека, за исключением завистника. Он найдёт причину быть недовольным, потому что его удовлетворит лишь потеря тех благ, из-за которых он завидует другому.

Причины зависти. У зависти есть причины, которые питают и поддерживают завистника таким образом, что наполняют его сердце гневом и ненавистью (по отношению к тому, к кому он испытывает зависть), а иной раз приводят даже к убийствам:

  1. Недовольство жизнью, досада и возмущение, гнев. Эти чувства накапливаются в душе завистника по невежеству и ограниченности его разума. То, что Всевышний Аллах выделил кого-то из Своих рабов, одарив его хорошими качествами, способностями, достижениями, завистник не может принять и перенести.
  2. Неуверенность и сниженная самооценка (признание человеком своей несостоятельности). Когда завистник видит благо, обладателем которого является не он, у него бессознательно снижается самооценка. При этом он перестаёт замечать имеющиеся у него самого достижения или успехи. Мнимое сравнение ставит его в психологический тупик, из которого он самостоятельно не может найти выход.
  3. Несогласие с тем, что Господь одарил другого благами. Любое благо, имеющееся у другого, может вывести завистника из себя. Он чувствует обиду на судьбу, досаду и раздражение из-за чужого успеха, финансового благополучия. Завистник постоянно желает чужого провала, вместо того чтобы работать над собой, завоёвывать авторитет и стараться быть успешным самому.
  4. Гордыня и высокомерие. Внимание завистника направлено на занижение достоинства другого человека и усиление собственной значимости и величия, причём в нём нарастает безапелляционная вера в свою исключительность. Обычно завистник мыслит так: «Все недостойны, кроме меня. Я самый достойный, самый знающий… Я заслуживаю всего лучшего! Да кто он такой, чтобы всё это получить!..».
  5. Стремление к власти (руководству, постам, лидерству). Сюда же можно отнести и желание опорочить любого (другого), кто претендует на это. Завистник не выносит того, кто превосходит его по должности, званиям, кто уважаем, кого ценят по работе, учёбе или службе.
  6. Дурное воспитание, чёрствость души. Эти качества не дают человеку положительно относиться к успехам других. Как же человек обрадуется за другого, если он дурно воспитан, необразован, в нём нет богобоязненности?

Влияние зависти на общество. Зависть – это болезнь народов, как передано от Пророка Мухаммада ﷺ: «Проникнут к вам болезни прежних общин (народов), живших до вас, такие как зависть и ненависть, которые, подобно бритве, сбривают религию». (Ахмад, атТирмизи)

Как только появилась в обществе эта болезнь (хасад), народы начали разделяться и враждовать друг с другом. Исчезло благородство, ослабла власть, одни начали строить козни против других, распространяя соперничество, вражду и ненависть, что привело к тому, что со временем жизнь людей стала в обществе невыносимой.

Каждому мусульманину надлежит бояться Аллаха ﷻ и очистить своё сердце от таких болезней, как зависть и злоба, чтобы помыслы были чистыми, нравы – богоугодными, решения – правильными, и необходимо строить красивые отношения с другими членами общества.

Пророк Мухаммад ﷺ разъяснил нам, как и каким образом мы должны строить отношения между собой:

«Верующие по отношению друг к другу подобны одному строению, отдельные части которого поддерживают друг друга», – говоря это, он переплёл между собой пальцы своих рук. (аль-Бухари, Муслим)

«Не уверует никто из вас полноценной верой до тех пор, пока не пожелает для своего брата того же, чего желает себе». (аль-Бухари)

Да сохранит Всевышний Аллах нас от этого страшного порока. Пусть наши сердца будут украшены благородными и прекрасными качествами! Пусть наши слова, поступки и отношения будут наполнены добром, любовью, благодарностью… Амин.