ДУХОВНАЯ БОЛЕЗНЬ ХАСАД
Хасад – страшная духовная болезнь, которая окутывает завесами мрака главный орган человека – сердце. Как говорится в хадисе, переданном со слов Абу Хурайры Пророк ﷺ сказал: «Остерегайтесь зависти, поистине зависть пожирает добрые деяния подобно тому, как огонь пожирает дрова (или траву)». (Абу Давуд)
На примере огня наш пророк (мир ему и благословение Всевышнего) показывает страшные последствия зависти. И к большому сожалению, очень часто непоправимые…
Зависть имеет очень давние и глубокие корни. Первый грех как на земле, так и на небесах был совершён из-за зависти. Иблис (сатана) отказался исполнить повеление Всевышнего – поклониться Адаму; сын Адама (мир ему) Кабиль (Каин) убил своего родного брата Хабиля (Авеля).
По сегодняшний день из-за зависти человек совершает множество грехов. Если сердце человека заражено завистью, постепенно покорность предписаниям Всевышнего и благочестие покидают его, он теряет покой, благополучие, здоровье и, в конце концов, лишается благодати обоих миров. Это сердечный порок, от которого надо избавляться как можно скорее.
Существует два вида зависти. Белая зависть – это когда не желаешь, чтобы другой человек лишился благ, и сам стремишься приобрести те же качества, умения, блага, которые имеются у другого. Такое качество дозволено иметь верующему.
Другая зависть черная (хасад) – когда желаешь, чтобы человек лишился благ, – такая зависть, конечно же, запретна (харам).
Великий учёный имам аль-Газали сказал: «Знай, что одной из серьёзных болезней человеческого сердца является зависть. А болезни сердца лечатся только знанием (ильм) и соблюдением Шариата…»
Абу ль-Ляйс ас-Самарканди сказал: «У троих не принимается мольба:
– кто употребляет в пищу недозволенное (харам);
– кто много сплетничает, судачит и злословит;
– в чьём сердце имеется зависть к правоверным».
Главными условиями для того, чтобы были приняты наши мольбы являются покаяние и отказ от грехов. А зависть – это грех, и пока человек не избавится от него, мольба не будет принята.
‘Умар ибн ‘Абдуль-‘Азиз говорил: «Я видел притеснителя и притесняемого в одном лице, кто бы притеснял и был притеснён в той же мере, – это завистник. Бедняга! Он постоянно опечален успехами других, и учащено его дыхание».
Сердце одержимого завистью буквально сгорает от одного только вида благополучия другого человека. Но в первую очередь страдает сам завистник, потому как теряет покой, видя благополучие другого. Губительный яд под названием «хасад» отравляет его душу, подтачивая здоровье и силы.
Нервная система завистника расшатана, мышцы напряжены, пульс учащён, давление скачет. Иначе говоря, не только объект зависти страдает (из-за него), но и сам завистник в первую очередь. Ему плохо оттого, что кому-то хорошо. Завистник всегда всем недоволен. Можно добиться расположения любого человека, за исключением завистника. Он найдёт причину быть недовольным, потому что его удовлетворит лишь потеря тех благ, из-за которых он завидует другому.
Причины зависти. У зависти есть причины, которые питают и поддерживают завистника таким образом, что наполняют его сердце гневом и ненавистью (по отношению к тому, к кому он испытывает зависть), а иной раз приводят даже к убийствам:
- Недовольство жизнью, досада и возмущение, гнев. Эти чувства накапливаются в душе завистника по невежеству и ограниченности его разума. То, что Всевышний Аллах выделил кого-то из Своих рабов, одарив его хорошими качествами, способностями, достижениями, завистник не может принять и перенести.
- Неуверенность и сниженная самооценка (признание человеком своей несостоятельности). Когда завистник видит благо, обладателем которого является не он, у него бессознательно снижается самооценка. При этом он перестаёт замечать имеющиеся у него самого достижения или успехи. Мнимое сравнение ставит его в психологический тупик, из которого он самостоятельно не может найти выход.
- Несогласие с тем, что Господь одарил другого благами. Любое благо, имеющееся у другого, может вывести завистника из себя. Он чувствует обиду на судьбу, досаду и раздражение из-за чужого успеха, финансового благополучия. Завистник постоянно желает чужого провала, вместо того чтобы работать над собой, завоёвывать авторитет и стараться быть успешным самому.
- Гордыня и высокомерие. Внимание завистника направлено на занижение достоинства другого человека и усиление собственной значимости и величия, причём в нём нарастает безапелляционная вера в свою исключительность. Обычно завистник мыслит так: «Все недостойны, кроме меня. Я самый достойный, самый знающий… Я заслуживаю всего лучшего! Да кто он такой, чтобы всё это получить!..».
- Стремление к власти (руководству, постам, лидерству). Сюда же можно отнести и желание опорочить любого (другого), кто претендует на это. Завистник не выносит того, кто превосходит его по должности, званиям, кто уважаем, кого ценят по работе, учёбе или службе.
- Дурное воспитание, чёрствость души. Эти качества не дают человеку положительно относиться к успехам других. Как же человек обрадуется за другого, если он дурно воспитан, необразован, в нём нет богобоязненности?
Влияние зависти на общество. Зависть – это болезнь народов, как передано от Пророка Мухаммада ﷺ: «Проникнут к вам болезни прежних общин (народов), живших до вас, такие как зависть и ненависть, которые, подобно бритве, сбривают религию». (Ахмад, атТирмизи)
Как только появилась в обществе эта болезнь (хасад), народы начали разделяться и враждовать друг с другом. Исчезло благородство, ослабла власть, одни начали строить козни против других, распространяя соперничество, вражду и ненависть, что привело к тому, что со временем жизнь людей стала в обществе невыносимой.
Каждому мусульманину надлежит бояться Аллаха ﷻ и очистить своё сердце от таких болезней, как зависть и злоба, чтобы помыслы были чистыми, нравы – богоугодными, решения – правильными, и необходимо строить красивые отношения с другими членами общества.
Пророк Мухаммад ﷺ разъяснил нам, как и каким образом мы должны строить отношения между собой:
«Верующие по отношению друг к другу подобны одному строению, отдельные части которого поддерживают друг друга», – говоря это, он переплёл между собой пальцы своих рук. (аль-Бухари, Муслим)
«Не уверует никто из вас полноценной верой до тех пор, пока не пожелает для своего брата того же, чего желает себе». (аль-Бухари)
Да сохранит Всевышний Аллах нас от этого страшного порока. Пусть наши сердца будут украшены благородными и прекрасными качествами! Пусть наши слова, поступки и отношения будут наполнены добром, любовью, благодарностью… Амин.