ПОДЕЛИТЬСЯ
Связь между иманом и Исламом
Связь между иманом и Исламом

Лексическое значение слова «ислам» означает «покорность», «смирение», «привязанность душой», «пребывание в здравии и благополучии». Терминологическое же его значение — «повиновение Всевышнему Аллаху, свидетельствование об усвоении всех истин, касающихся религии, сообщенных Пророком Мухаммадом (саллаллаху алейхи ва саллям)».
В Священном Коране «иман» и «ислам» порой употребляются в одном значении, а иногда рассматриваются, как два различных понятия. В случае употребления слов «иман» и «ислам» в одном значении становится понятно, что «ислам»– это предписания и обязательства религии Ислам, в которые необходимо верить. Ислам следует воспринимать, и как религию, и как следование ей. «Ислам»– это весьма широкое понятие, означающее «покорность». Покорность же бывает трех видов: покорность сердцем, что означает «твердую веру»; покорность языком (заявление на словах о своей вере); покорность органами тела, выражающаяся в поклонении (ибаде). Самый превосходный вид – это покорность сердцем. Именно этот вид покорности в Исламе и является «иманом» (верой). Исходя из этого, последователи школы матуридия сказали, что между «исламом» и «иманом» нет разницы, и они обозначают одно и то же.[1] Существуют аяты, которые показывают идентичность понятий «имана» и «ислама».

وَقَالَ مُوسَى يَا قَوْمِ إِن كُنتُمْ آمَنتُم بِاللّهِ فَعَلَيْهِ تَوَكَّلُواْ إِن كُنتُم مُّسْلِمِينَ

«Муса сказал: «О, мой народ! Если вы уверовали в Аллаха и покорны Ему (т.е. му’мины — муслимы), то на Него и уповайте».
(Сура «Юнус» 10/аят 84).

وَمَا أَنتَ بِهَادِي الْعُمْيِ عَن ضَلَالَتِهِمْ إِن تُسْمِعُ اِلاَّ مَن يُؤْمِنُ بِآيَاتِنَا فَهُم مُّسْلِمُونَ

«Ты не выведешь слепых из заблуждения на истинный путь. Ты можешь заставить слушать только верующих в Наши знамения (аяты), и покорные Аллаху (т.е. му’мины — муслимы)».
(Сура «Ан-Намль» 27/81).

فَأَخْرَجْنَا مَن كَانَ فِيهَا مِنَ الْمُؤْمِنِينَ

فَمَا وَجَدْنَا فِيهَا غَيْرَ بَيْتٍ مِّنَ الْمُسْلِمِينَ

«Мы вывели оттуда всех верующих. А нашли Мы там лишь один дом, где обитали покорные Аллаху (т.е. му’мины — муслимы)». (Сура «Аз-Зарият» 51/35-36).
Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) в одном из своих хадисов, сказал: «Ислам основывается на пяти столпах: свидетельстве о том, что нет Бога, кроме Аллаха, и что Мухаммад – Его Посланник, совершении намазов, выплате закята, совершении хаджа и соблюдении поста в Рамадан».[2]
Если «иман» и «ислам» имеют одно и то же значение, а именно, если «ислам» понимать, как принятие сердцем всех предписаний религии Ислам, то тогда каждый му’мин (верующий) – это муслим (покорившийся, предавшийся Аллаху), а каждый муслим – есть му’мин.
Абу’ль-Муин Насафи – последователь школ аш’ария и матуридия (умер в 508 г. Хиджры/1115 г. н.э.) считал, что «иман» и «ислам» – это разные понятия.[3] Согласно его концепции каждый му’мин — муслим, но не каждый муслим — му’мин. Ибо, «ислам» в этом понимании означает не покорность сердца, а покорность языка или органов тела, заключающаяся в выполнении определенных действий. В этом случае «ислам» является более широким понятием, а «иман» более узким. К примеру, лицемер на словах может заявлять о своей вере, о том, что он – мусульманин, может сделать вид, будто он выполняет все богослужения, однако, при этом он не верит сердцем. Лицемер, не являясь му’мином, может производить впечатление муслима. В Священном Коране в одном из аятов, демонстрирующих, что «иман» и «ислам» есть разные понятия, говорится так:

قَالَتِ الْأَعْرَابُ آمَنَّا قُل لَّمْ تُؤْمِنُوا وَلَكِن قُولُوا أَسْلَمْنَا وَلَمَّا يَدْخُلِ الْإِيمَانُ فِي قُلُوبِكُمْ

«Арабы-бедуины сказали: «Мы уверовали (му’мины) «. Скажи им: «Нет, вы еще не уверовали (не му’мины). Лучше скажите: »Мы с виду приняли Ислам (муслимы)». Ведь вера (иман) еще не вошла в ваши сердца». (Сура «Аль-Худжурат» 49/14).
И Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) в одном хадисе, известном, как «хадис Джибриля» показал нам, что иман, ислам и ихсан – есть три разных понятия. Абу Хурайра (радыйаллаху анху) (умер в 59 г. Хиджры/679 г. н.э.) рассказывает следующее: «Однажды, когда Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) находился среди людей, к нему подошел какой-то человек (это был ангел Джабраиль) и спросил: «Что такое иман?» Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) ответил: » Это верить в Аллаха, в Его ангелов, в Его книги, в Его посланников, а также в Судный день[4]». Человек спросил: » Что означает Ислам?» Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) ответил: «Это свидетельствовать, что нет Бога, кроме Аллаха и Мухаммад – Посланник Аллаха, совершать молитву, выплачивать закят и соблюдать пост в Рамадан[5]». Человек спросил: «Что такое ихсан?» Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) произнес: » Это поклоняться Аллаху так, будто ты Его видишь, а если ты Его и не видишь, то Он всегда видит тебя».[6]
Из этого хадиса выясняется то, что «иман» – это убеждения человека, которые одобряются и подтверждаются сердцем, а «ислам» – это проявление внутренней веры через выполнение определенных действий. Как мы видим, взгляды на вопросы связи таких понятий, как «иман» и «ислам», по своей сути сходны, а разногласия есть лишь в формулировках.