Фарид во время завтрака перекатывал оливки в своей тарелке с одного края к другому. В последнее время он часто и надолго впадал в состояние грусти и тоски, причину которой не понимал. Перейдя в этом году в восьмой класс, он чувствовал,
что в его теле и характере начали происходить изменения. Он вдруг резко прибавил в росте, у него огрубел голос, а над верхней губой появились темные заметные волоски. Его, как и прежде, тянуло на разные ребячества. Но временами взрослое чувство ответственности брало верх в его душе, и он начинал видеть свои поступки как не совсем подобающие своему возрасту. Эти внутренние противоречия и сомнения приводили его часто в состояние задумчивости и отрешенности от мира. Он вздрогнул от голоса отца:
— Фарид, ты опять где-то далеко, сынок. Доедай свой завтрак. Если будешь мешкать, опоздаешь в школу.
Выйдя из состояния оцепенения, Фарид ответил:
— Не беспокойся папа, успею.
Давно уже заметивший перемены в сыне и обеспокоенный внезапно охватывающими его состояниями тоски и грусти, отец решил поговорить с ним по душам. Сегодня
представлялся удобный случай:
— Мама и сестра сегодня вечером идут в гости к твоей тете, у которой недавно родился ребенок. А мы, отец и сын, сегодня проведем вечер вместе, побеседуем по душам. Есть важные вещи, о которых я хотел бы поговорить с тобой сегодня вечером, — сказал ему отец. Схватив сумку, Фарид выбежал на улицу. Он шел и думал, о чем же хочет поговорить с ним отец, и, в то же время, ускорял шаги, чтобы не опоздать в школу и не получить выговор от учителя географии Ирфан-бея за опоздание. Зайдя в класс и поздоровавшись с товарищами, Фарид сел за парту в последних рядах. Пока не пришел учитель, мальчики говорили о футбольных матчах, о том, кто какой гол забил, о том, что судьи были пристрастными, о пенальти, который не был назначен, то есть о массе ненужных вещей. Как только Ирфан-бей показался в дверях, шум сразу же прекратился. В классе установилась такая тишина, что было бы слышно жужжание пролетающей мухи. Учитель Ирфан, несколько полноватый, в очках для чтения, прочно оседлавших кончик его носа, умел одним строгим взглядом, приводящим в смятение разрезвившегося ученика, установить порядок в классе. Он никого не обижал, но и не позволял нарушать дисциплину во время уроков. Если он кого-то и наказывал, то впоследствии находил возможность примириться и найти общий язык с этим учеником.
Метин, мечтающий поспать на уроке, спрятавшись за спинами своих одноклассников, уже устроился на последнем ряду, как раздался голос учителя Ирфана, нарушивший все планы Метина:
— Метин! Сынок, почему ты сидишь в последнем ряду? Вон сколько мест впереди! Прячась от дождя, Метин попал под град. С большой неохотой он прошел вперед и сел за парту в самом первом ряду. Ирфан-бей громким, хорошо поставленным голосом начал объяснять урок:
— Слушайте ребята! Сегодня я вам расскажу о силе воды. Это будет рассказ о воде, принимающей форму сосуда, в который он налит, спокойно текущей по долинам, бурлящей по горам, мягкой, прозрачной, прохладной воде. В первую очередь вам нужно знать, что без воды невозможно представить жизнь на Земле. Человек может прожить несколько недель без пищи, однако без воды не проживет более трех дней. Наш Создатель сообщает нам, что Он создал все творения из воды. Климат и смена погоды, которые мы можем смело назвать системой вентиляции Земли, формируются под влиянием океанических водных течений. Испаряющиеся под воздействием солнечного тепла капельки воды образуют облака. Облака, преодолевая иногда тысячи километров, доходят до отдаленных гор, лесов и несут жизнь всем растениям и животным. Все живое находится во взаимодействии с водой. Один из отличников класса, Фарид, подняв руку, попросил слова:
— Учитель, то, что вы рассказываете, подтверждается и тем, что мы проходили на уроках биологии о строении человека. Все организмы начинают свое существование из клетки, почти полностью состоящей из воды. Я хотел обратить на это внимание.
— Спасибо Фарид. Как ты и говоришь, разделы науки не противоречат друг другу. Аллах, создавший этот мир, миллионы лет управляет Землей и окружающей ее Вселенной на основании установленных им законов без всяких противоречий и
отклонений. До сих пор, говоря о силе воды, мы упоминали лишь о ее полезных и приятных сторонах. Но в характере воды существует задорная, бурная и даже грозная сторона. Давайте поговорим и о ней. Подумайте и сами расскажите об этой
стороне характера воды.
В классе тут же взметнулись вверх руки:
— Наводнения, сели, учитель…
— Цунами
— Эрозия, создаваемая бурными реками.
— Бури и штормы в море…
Когда ответы посыпались один за другим, Ирфан-бей остановил нарастающий в классе гул и продолжил:
— Все ваши ответы совершенно верны, друзья. К концу нашего урока мы поняли, какой силой обладает вода, но к самой важной стороне вопроса подошли только сейчас. Когда мы изучаем физическое строение земли, мы видим, что долины, холмы, горы есть результат действия воды. В воде есть сила, не знающая усталости, усердие
и настойчивость, которые, действуя на протяжении тысячелетий, разрушают высокие горы, образованные из самых твердых пород камней, и низводит их до уровня долин. В устье рек, где они впадают в моря, перенесенные водой ил и земля образуют плодороднейшие долины. И, если вы тоже будете брать пример с воды, будете такими же настойчивыми и упорными, то проблемы, стоящие перед вами, даже если они велики как горы, растают и исчезнут.
Метин никогда не предполагал, что урок географии может быть таким увлекательным. Утром, кладя в портфель учебник географии, он думал:
“Сяду где-нибудь в последних рядах и посплю”.
Изучение запутанных географических карт, скучных сведений о географических зонах, о том, где какие добываются полезные ископаемые, где какие растения произрастают и какие животные обитают, охладили интерес Метина к географии.
Однако сегодняшний урок поколебал его предубеждение. Метин почувствовал, что в долинах рек, горных потоках, в воде, утекающей сквозь пальцы, содержатся послания, которые способны просветить и мотивировать нас. В тот день, находясь на уроках, Фарид все вспоминал слова отца и размышлял, о чем же он хочет поговорить с ним. Как всегда, время в школе пролетело незаметно. Когда он пришел домой, с кухни доносился вкусный запах жареной рыбы. Отец и сын с аппетитом поужинали свежими салатами и жареной рыбой. Зная о том, как Фарид любит сладости, отец не забыл принести из кондитерского магазина вкусный торт. Убрав вместе со стола и вымыв посуду, они перешли в зал пить чай. Фарид все думал, о чем же собирался поговорить с ним папа. Отец тоже чувствовал это и ждал, пока наступит подходящая для беседы атмосфера. Сделав глоток чая, он начал говорить:
— Смотри Фарид, люди рождаются, вырастают, проходят детство и юность, становятся взрослыми, стареют, умирают. Тебе сейчас пятнадцать лет. Ты в том возрасте, когда прощаются с детством и становятся юношей. Изменения в тебе, изменения твоего настроения наблюдаем и мы с твоей мамой. Как бы мы ни благодарили Аллаха, этого будет мало. У нас есть ты и твоя сестра – двое здоровых детей. Сынок! Тут нечего бояться. Пройдет немного времени, и бури в твоем теле и в твоей душе успокоятся, ты увидишь, что юность не менее прекрасна, чем детство. В это время ты
иногда будешь видеть особого рода сны и, проснувшись, почувствуешь, что твое белье стало мокрым. В этом случае нужно делать большой тахарат – гусуль. Период взросления – это период, когда начинается ответственность за выполнение
религиозных обязанностей. А гусуль является первым и необходимым условием всех поклонений. Для того чтобы совершить гусуль, нужно прополоскать рот и промыть нос, а затем помыть все тело водой, чтобы не осталось ни одного места, куда не дошла вода. Я и твоя мама являемся самыми близкими тебе людьми, с которыми ты можешь обсудить любые проблемы, которые у тебя могут возникнуть в этом переходном возрасте.
— И не забывай, мы всегда гордимся тобой и твоими добрыми взрослыми делами, — завершил свою речь отец.
Внимательно выслушав отца, Фарид сказал:
— Спасибо, папа. Пусть Аллах будет доволен тобой.
Думая о том, что он узнал от отца, Фарид направился в ванную комнату. Сделав намерение, он сначала совершил вуду, как для намаза. Когда втягивал воду в нос, было немного больно. После этого он намылил все тело мочалкой, а затем тщательно смыл водой. Потом, надев банный халат, прошел в свою комнату. Расчесывая волосы
перед зеркалом, он вспоминал об утреннем уроке географии. Речь на уроке шла о силе воды. А ведь одна сторона вопроса осталась нераскрытой. Оказывается, вода формирует не только внешний мир, но и наш внутренний мир. Совершив свой
первый в жизни гусуль, Фарид глубоко пережил и прочувствовал это. Оказывается, гусуль очищает не только тело, но и дух, и является одним из самых важных поклонений. Лежа в постели, Фарид, сам того не замечая, произнес вслух: “Я сейчас
еще лучше понял силу воды”, — и заснул глубоким сном без того внутреннего напряжения и беспокойства, которые он ощущал в последнее время.