Сейчас появились люди,которые посчитав себя учеными, пользуются книгами по хадисам, (игнорируя книги по фикху) и решают что сунна а что бидъа. Они по своему невежеству ставят мухаддисов выше факихов, не понимая, что именно от них мы должны брать знание,а не от мухаддисов,задача которых заключается лишь в собраний и Ислам, Совершения, дуа, с поднятыми руками.передаче хадисов,а передают они именно факихам,которые определяют за какими хадисами можно следовать,а какие лучше оставить.
Эти люди говорят что нет хадисов подтверждающие,что протирание лица после дуа-сунна,и даже если и есть,то они слабые и они не могут никак быть доводом.Так как обстоят дела на самом деле? Чтобы узнать правильное решение на этот вопрос, требуются знание некоторых правил усуль-уль-фикха. Приведу несколько из этих правил:
1. При изучении хадиса окончательное решение не принимается до тех пор, пока не определяется закон хадиса, мутлак (общий) ли это или мукъаяд (ограниченный).
2. Для того чтобы ответить на определенный вопрос собираются все хадисы относительно него, после чего делается тарджих (переход). На основании одного хадиса нельзя принимать окончательное решение, т.к. может иметься другой хадис, после изучения может быть выведен иной закон.
3. Бидъа – это любой поступок, который противоречит шариату во всех вопросах, а не только в ибадате. Выражение: «В ибадате изначально все запрещено, а в остальных вопросах изначально все разрешено» является неправильным. Шариат определил законы, как касающиеся ибадата, самого себя, так и те, которые касаются взаимоотношений с другими людьми. Т.е. он охватывает все поступки человека, а не только ибадат. Все что противоречит этим законам и является бидъа.
4. Новый закон, выведенный из шариатских источников, не является бидъа, иначе все законы, которые были выведены на основании иджтихада, являются бидъа.
В Коране и Сунне приводится много текстов относительно дуа, и ни один из этих текстов, как в Коране, так и в Сунне не ограничивает время дуа или вид дуа.
Посмотрим, что говорится в Коране:
«Если Мои рабы спросят тебя обо Мне, то ведь Я близок и отвечаю на зов молящегося, когда он взывает ко Мне».
Также в следующем аяте: «Ваш Господь сказал: «Взывайте ко Мне, и Я отвечу вам»».
Эти, а также другие аяты подобные им, которые сообщают о мольбе, ничем не ограничены, то есть они сообщаются в форме мутлак, и они рекомендуют просить Аллаха о чем-нибудь.
Также это подтверждают все хадисы, в которых говорится о дуа: хадис Ибн Масъуда который передал: «Воистину Аллах любит, когда Его просят». Хадис переданном Аль Бухарий: «Кто не просит Аллаха, то на нем гнев Аллаха». Также в хадисе ат-Тирмизий и Ахмад передается: Пророк (салляллаhу ‘аляйhи уа саллям) сказал:
«Дуа – это основа поклонения».
1. Все эти хадисы сообщаются в абсолютно общей форме, и они ничем не ограничены — ни видом, ни словом, ни временем.
2. На основании этих хадисов делается вывод, что мусульмане могут делать дуа днем и ночью; в походе; на другом (не арабском) языке; в самолете и поезде; до намаза и после и т.д. Необязательно, чтобы мусульмане делали дуа именно таким образом, как сообщается в Коране и хадисах, так как в сообщениях они предлагаются как шаблон или учебник, но они не даются в приказном виде: что нужно делать именно таким образом. И так как в этих хадисах нет ограничения, то дуа делается везде, на любом языке и в любом виде.
3. Ни в коем случае нельзя говорить: «Бидъа – если мусульманин делает дуа, которые не сообщаются в хадисах». Так утверждать будет не правильно, так как эти сообщения ни чем не ограничены. Главное, чтобы дуа, которые делает человек, не противоречили шариату, и все просьбы, которые противоречат шариату и являются бидъа. Как, например, когда говорят: «Я прошу Аллаха, чтобы Он даровал мне сына, и если у меня родится сын, буду угощать вас водкой»; или когда с рюмкой в руках произносят тост, обращаясь к Аллаху, чтобы Он дал им счастье; или когда имамы делают дуа о защите правителей-тиранов. Все эти просьбы являются бидъа. Поэтому Аллах и Его пророк (салляллаhу ‘аляйhи уа саллям) научили нас, каким образом мы должны делать дуа. Однако для нас будет лучше (сунна) делать дуа на арабском языке и такими словами, как сообщается в Коране и Сунне.
4. Дуа запрещается делать только в отхожих местах (туалете).
5. Также в хадисах есть большое количество рекомендаций, в какое время дуа больше принимается и, соответственно, больше дается вознаграждение, как, например, во время суджуда, ночью и т.д.
Что касается вопроса о поднятии рук после намаза, то ответ будет следующим: поднимать руки во время дуа это сунна и эта сунна ничем не ограничена, как само дуа. Можно делать дуа с поднятием рук после любых намазов, после еды, по окончании лекции, после никяха, после чтения Корана и т.д. Доказательством этому являются хадисы, в которых сообщается в мутлак значении.
Передается от Яхья ибн Саида и Шарика, который слышал от Анаса что Пророк (салляллаhу ‘аляйhи уа саллям),
«поднимал руки так, что я видел белизну его ладоней».
И в хадисе Усамы сообщается:
«Я следовал за Пророком в Арафат, и он поднял руки и взмолился, его верблюдица шла с ним, и повод упал, и он взял его одной рукой поднимая другую».
В сире пророка приводится следующее: Посланник Аллаха (салляллаhу ‘аляйhи уа саллям) подготовил войско при битве у Бадра и расположил всех по своим местам и подготовился к сражению. Затем Посланник Аллаха (салляллаhу ‘аляйhи уа саллям) стал долго взывать о победе…, что с плеч его упал плащ, который Абу Бакр, (да будет доволен им Аллах), снова надел на него, сказав: «Довольно, о, посланник Аллаха, ибо ты слишком настойчив в своих обращениях к Господу твоему!».
Все эти хадисы не оставляют сомнения в том, что этот поступок пророка (салляллаhу ‘аляйhи уа саллям) не ограничивается чем-то и сам пророк (салляллаhу ‘аляйhи уа саллям) не запрещал в других хадисах поднятия рук во время дуа. Пророк (салляллаhу ‘аляйhи уа саллям), поднимая руки, делал дуа с просьбой о дожде; поднимая руки, делал дуа во время намаза, когда его сподвижников убивали; он поднимал руки во время джихада; и во время хаджа. Отсюда можно делать вывод: пророк (салляллаhу ‘аляйhи уа саллям) делал дуа и поднимал руки именно тогда, когда он сильно хотел обращаться к Аллаху, следовательно, когда человек поднимает руки во время дуа, это означает, что в этот момент он сильно просит у Аллаха.
Говорить, что нельзя поднимать руки кроме, как после намаза, при просьбе о ниспослании дождя, во время джихада и при других ситуациях ограниченных текстами, будет также неправильно, т.к. сами хадисы подтверждают, что они не ограничены. Сам пророк (салляллаhу ‘аляйhи уа саллям), судя по текстам хадисов, делал дуа при разных случаях и не запрещал это другим. То дуа, что он делал в хадже, джихаде и т.д. имеет значение в общей форме, а не в ограниченной. Если мы назовем бидъатом все, о чем не говорится в хадисах, тогда бидъа было бы делать намаз в автобусе, самолете, поезде, т.е. во всех других местах, которые не упоминаются в хадисах. Однако это не считается бидъа, несмотря на то, что нет ни одного хадиса, в котором говорилось бы о том, что пророк (салляллаhу ‘аляйhи уа саллям) разрешал делать намаз, к примеру, в самолете. Все это сравнивается с хадисами, когда намаз делали в пути, на лошадях и др. местах, подобно этому поднимать руки во время дуа сравнивается с действием пророка (салляллаhу ‘аляйhи уа саллям) в любых ситуациях.
Теперь, что касается хадиса, в котором сообщается о том, что пророк (салляллаhу ‘аляйhи уа саллям) поднимал руки и просил о дожде и не поднимал до этого, таким образом, как сообщается в хадисе Бухари переданном от Анаса бин Малика, (да будет доволен им Аллах):
«Обращаясь к Аллаху с мольбами, пророк, (салляллаhу ‘аляйhи уа саллям), никогда не поднимал рук кверху, если не считать молений о ниспослании дождя, (в подобных же случаях) он поднимал руки так высоко, что становилась видна белизна его подмышек».
Этот хадис никоим образом не ограничивает дуа, так как в нем нет утверждения от пророка (салляллаhу ‘аляйhи уа саллям), в сообщении говорится лишь о том, что видел Анас ибн Малик. В других же хадисах говорится о том, что пророк (салляллаhу ‘аляйhи уа саллям) поднимал руки и в других ситуациях, помимо просьбы о ниспослании дождя. Таких хадисов очень много, и в науке о хадисах говорится об осведомленности сахабов об этих случаях. Кроме всего прочего в данном хадисе есть прямое указание на дозволенность, так как в нем говорится о том, что пророк (салляллаhу ‘аляйhи уа саллям) поднимал руки.
Таким образом, мы можем сказать, что мусульманину разрешается делать дуа после намаза, при чем это неограниченно, т.е. после любого намаза, как пятикратного, так и в пятничного. И будет неправильным говорить: что дуа, которое делается после намаза – это нововведение, так как оно добавляет в намаз дополнительные поступки. Дуа, которое делается после намаза не входит в часть намаза, т.е. когда говорится после намаза, означает, что намаз закончился, и вы даете салам. После этого чтобы вы не делали, не относится к намазу. Можете поднимать руки или можете не поднимать, все это не относится к намазу. Бидъа – считается то, что добавлено к намазу до его завершения, как например: сидя на втором ракаате поднимать руки и делать дуа, что противоречит закону намаза. А в других случаях нет.
Еще хотелось бы добавить, что обтирание мусульман ладонями своего лица или всего тела во время или после дуа является разрешенным. На это действие также нет запрета, а наоборот есть одобрение, так как пророк (салляллаhу ‘аляйhи уа саллям)Â каждый вечер перед сном по три раза читал три последних суры и обтирал себя ладонями. Данное действие пророка (салляллаhу ‘аляйhи уа саллям) ничем не ограничено, и делать это можно в любое время, как я уже разъяснял в предыдущих примерах.
Посланник Аллаха мир ему и благословения Аллаха рекомендовал сахабам во время исполнения дуа:
«Просите Аллаха своими ладонями и не просите Его тыльной стороной ваших рук, а когда заканчиваете свое дуа, протрите свое лицо вашими ладонями». (Абу Дауд, хадис 1487, передан Абдуллой бин Аббасом)
2) В число действий, совершаемых Пророком (салляллаhу ‘аляйhи уа саллям), входило протирание лица рукам после дуа. Об этом говорил саидуна Умар бин Хаттаб (радиаллаху анху):
«Посланник Аллаха (салляллаху ‘алейхи уа саллам) никогда не опускал свои руки, когда бы он ни поднял их в дуа, не протерев перед этим свое лицо обеими своими руками». (Тирмизи, хадис 3386)»
3) Сайб Язид (радиаллаху ‘анху) передаёт:
«Когда Посланник Аллаха (салляллаху ‘алейхи уа саллам) просил ду‘а, то поднимал обе руки и проводил ими по лицу». («Мишкат» т.1, стр. 196)»
Приведено ат-Тирмизи от Ибн Умара:
«Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Воистину ваш Господь Живой, Щедрый, Он стесняется, чтобы раб поднял свои руки и вернул их пустыми без блага. И когда один из вас поднимает руки, то пусть скажет: «О, Живой, Вечно Сущий, нет божества, кроме Тебя. О Милостивый из милостивейших» три раза, и когда закончит, то пусть выльет это благо на лицо.
В риваяте, приведенном ат-Тирмизи от Ибн Умара, сказано: «Когда протянет руки в молитве, то пусть не возвращает их, пока не протрет ими свое лицо»».
Имам Ан-Нававий сказал, что мудрость поднятия рук к небу в Ду’а заключается в том, что небеса являются кыблой для Ду’а так же, как Кааба является кыблой для Намаза.
Небеса переполнены Ангелами, как об этом передано в хадисе, и там не совершаются грехи. Это место, откуда спускаются милость и баракят. И ни в коем случае нельзя думать, что небеса являются местом нахождения Аллаха, как думают некоторые невежественные люди. Аллах Всевышний существует без направлений и без места! Он Создатель небес и существовал до их создания не нуждаясь в них. И после их создания Он также существует не нуждаясь в них. Аллах не нуждается в Своих созданиях, а все созданное Им нуждается в Нем!
Из выше приведенных хадисов понятно, что в Ду’а есть баракят. И когда мусульманин читает благое Ду’а со словами, в которых есть проявление покорности Аллаху, то в воздухе, исходящем из его уст, есть баракят. И, следовательно, приветствуется растирание руками лица, чтобы этот баракят дошел до лица, как это делал наш Пророк, (салляллаhу ‘аляйhи уа саллям). И мы должны знать, самый лучшый путь — это путь Пророка Мухаммада, (салляллаhу ‘аляйhи уа саллям)!
Все вышеприведенные хадисы не без слабости, однако слабость иснада не обязательно приводит к слабости текста хадиса, поскольку текст хадиса усиливается при многочисленности иснадов. Даже если каждый отдельно взятый иснад слаб, однако они в совокупности делают слабый хадис хорошим (Хасан ли гайр).
Ошибается тот, кто говорит, что поднятие рук после дуа – бидъа, так как на это есть обратное доказательство, и оно выведено из шариатского текста. О бидъа говорят люди, которые не использует в своих рассмотрениях усуль-уль-фикха. Ученым же такое говорить подобное вообще будет неправильно, максимум, что они могут сказать: «Это ошибка». Исходя из всего вышесказанного — эти люди ошибочно понимают закон о бидъа,поскольку нововведение (бидъа)- это новшество о котором ничего не приведено хадисов, аятов, нет иджмы или кияса, и не подпадающее ни под один из принципов Ислама.
Поскольку нельзя называть нововведением новшество подпадающее под один из принципов Ислама.
Также если мусульмане, после завершения намаза дают друг другу салам с рукопожатием и вместе делают дуа, является разрешенным, так как нет ни одного аята или хадисов, где рассказывается о запретности пожатия рук непосредственно после намаза на это, и салям также ничем не ограничен. Это не бидъа, так как у обтирания лица после дуа или дачи саляма – у всего этого есть доказательство, и они не ограничены временем.
Существуют хадисы, где в обобщённом виде рассказывается о достоинстве приветствия. В хадисе, приведённом Тирмизи и Абу-Давудом, говорится:
«Когда два мусульманина, встретившись, поздороваются за руки, прежде чем они расстанутся, смоются все их грехи».
Также если два мусульманина, совершивших намаз, не пожимали до этого друг другу руки, то им желательно (сунна) сделать это после совершения намаза. Если даже они и здоровались раньше, то что запретного в том, что после намаза они ещё раз пожмут руки и попросят Всевышнего принять их молитву? Пожать руки даже желательно, поскольку это обрадует брата по вере. В хадисе, приведённом от Баззара, говорится:
«Когда мусульманин пожмёт руку мусульманину, то сних обоих осыпаются грехи, как с дерева осыпаются сухие листья».
Кроме этого в хадисе Абу Хурайры (радиаллаху анху) говорится:
«Распространяйте приветствия между собой!» (Муслим).
И завершении обратимся Свяшенному Корану,где сказано:
«…Так берите же то, что даровал вам Посланник, и сторонитесь того, что он вам воспретил. Страшитесь Аллаха, ибо Аллах суров в наказании». (Сура «Аль-Хашр», 7).