ПОДЕЛИТЬСЯ

Созидать там, где живёшь
Ислам религия, направленная для всего человечества, повелевает нам утверждать хорошее в первую очередь в себе, а окружающим воздавать лучшим по праву, проявляя заботу, внимание, помощь и сострадание.
Это мы можем увидеть в повелениях нашей религии в отношении следующих:
Родственники
يَا أَيُّهَا النَّاسُ اتَّقُواْ رَبَّكُمُ الَّذِي خَلَقَكُم مِّن نَّفْسٍ وَاحِدَةٍ وَخَلَقَ مِنْهَا زَوْجَهَا وَبَثَّ مِنْهُمَا رِجَالاً كَثِيراً وَنِسَاء
وَاتَّقُواْ اللّهَ الَّذِي تَسَاءلُونَ بِهِ وَالأَرْحَامَ إِنَّ اللّهَ كَانَ عَلَيْكُمْ رَقِيباً

О люди! Бойтесь вашего Господа, Который сотворил вас из одного человека, сотворил из него пару ему и расселил много мужчин и женщин, произошедших от них обоих. Бойтесь Аллаха, именем Которого вы просите друг друга, и бойтесь разрывать родственные связи. Воистину, Аллах наблюдает за вами. (4\1)
«Кто хорошо общается с родственниками, то его поступки не считаются столь высоко благочестивыми. Настоящий поступок – это когда человек упорно продолжает ходить к тем родственникам, которые не желают общаться с ним». (Бухари, Адаб, 15)
Соседи
«Ангел Джабраиль (алейхиссалям) настолько часто советовал мне хорошо относиться к соседям, что я даже подумал, что, возможно, соседи станут обладать правами на наследство». (Бухари, Адаб, 28)
Этими словами Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) хотел показать, насколько важно соблюдение хороших отношений с соседями. Поэтому к соседям мы должны относиться так же, как мы относимся к ближайшим родственникам. И это не зависимо от принадлежности соседей к другим религиозным конфессиям. Межсоседские отношения делятся на три группы:
Соседи — немусульмане: они обладают лишь правами на соседство.
Соседи — мусульмане: они и соседи, и братья по вере.
Соседи — родственники: они обладают правами соседей, братьев по вере и правами родственников. (Хайсами, 8/164)
«Человек, который ложится спать сытым, когда его сосед ложится спать голодным, не может считаться истинным мусульманином». (Хаким, 2/15)
Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) советовал своим супругам угощать соседей даже простыми блюдами, и при этом нисколько не задумываться о том, стоит ли это делать. С этой целью он говорил им:
«О, женщины-мусульманки! Пусть женщины-соседки не пренебрегают хорошим обычаем: угощать друг друга! Пусть это будет даже кусок баранины». (Бухари, Адаб, 30; Муслим, Закят, 90). (Есть хадис про копыто)
И соседи, которых угощают, не должны свысока относиться к угощению, пренебрегая им. Добрые побуждения соседей нужно принимать с огромным почтением. Никогда нельзя забывать, что хотя угощение соседей на первый взгляд кажется простым и обыденным, но это носит характер религиозного поклонения. Вспомнив советы и поучения Пророка (саллаллаху алейхи ва саллям), нужно в соответствии с этим мысленно формулировать намерения. Его верные сподвижники неукоснительно следовали его учению. Например, однажды Абдуллах ибн Амр зарезал овцу и с волнением спросил у своих домашних:
«А вы дали мяса соседу-иудею? Дали мяса соседу-иудею?»
Затем он добавил, что хорошо помнит слова Пророка (саллаллаху алейхи ва саллям) и тут же пересказал хадис, где Джабраиль (алейхиссалям) всегда советовал хорошо относиться к соседям.
Согласно другому сообщению, одному из сподвижников подарили голову барана. Он тут же сказал, что другая семья находится в более тяжелом положении, чем его, и отправил голову им. Однако его сосед также подумал, что другие соседи испытывают большую, чем он, нужду, и отправил голову этим соседям. Оказалось, что таким образом голова барана обошла ровно семь домов и, в конце концов, вернулась к хозяину. (Хаким, 2/526)

Окружающие
«Однажды мы сидели в обществе Пророка (саллаллаху алейхи ва саллям), как вдруг к нам подъехал незнакомец на верблюде. Он, надеясь на что-то, стал осматриваться по сторонам. Тогда Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям) повелел нам:
«Пусть тот, у кого есть лишнее верховое животное, отдаст его товарищу, у которого ничего нет. У кого есть съестных припасов больше, чем нужно, отдаст тем, у кого нет с собой еды».
Дальше он перечислил много вещей, и тогда мы поняли, что никто не имеет права иметь вещей больше необходимого». (Муслим, Луката, 18)
В связи с нашей темой весьма примечательна история, переданная Джариром бин Абдуллахом (радыйаллаху анху):
«Как-то рано утром мы сидели в доме у Пророка (саллаллаху алейхи ва саллям). Вдруг нашему взору предстала плачевная картина: перед нами проходили люди из племени Мудар, которые были одеты в короткие и полосатые, словно шкуры леопардов, одежды. Свои шерстяные накидки они продели через головы, а на поясах у них висели мечи. Они были полуголыми. Увидев жалкое состояние этих людей, Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям) так сильно расстроился, что изменился в лице. Он быстро ушел к себе, затем, выйдя, приказал Билялю (радыйаллаху анху) читать азан. Потом Биляль прочитал икама, и Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) стал впереди нас для руководства молитвой. Закончив намаз, Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям) произнес перед нами речь, предварив ее аятами Корана:
«О люди, бойтесь Господа вашего, который создал вас от одного человека, из него Он создал его жену. Из них двух Он произвел множество мужчин и женщин. Бойтесь Бога, ибо Он наблюдает за вами». «Ниса», 4/1.
يَا أَيُّهَا الَّذِينَ آمَنُوا اتَّقُوا اللَّهَ وَلْتَنظُرْ نَفْسٌ مَّا قَدَّمَتْ لِغَدٍ
وَاتَّقُوا اللَّهَ إِنَّ اللَّهَ خَبِيرٌ بِمَا تَعْمَلُونَ

«О вы, которые уверовали! Бойтесь Аллаха, и пусть каждый человек подумает о том, что он уготовил на завтрашний день. Страшитесь же Аллаха, ибо Аллах ведает о том, что вы творите.». «Хашр», 59/18.
Затем Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) продолжил свою речь следующими словами:
«Каждый мусульманин пусть подаст подаяние! Пусть это будет золото, серебро, одежда, один са пшеницы или финики. Если нет возможности, то хотя бы половину финика».
Услышав призыв пророка Мухаммада (саллаллаху алейхи ва саллям), один из сподвижников притащил мешок, настолько тяжелый, что не мог его поднять. Все жители бросились домой, чтобы принести что-нибудь. Через некоторое время люди стояли в очереди, чтобы положить в середину принесенные продукты и вещи. В конце можно было увидеть две огромные кучи из одежды и съестного. Я увидел, как Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям) стоял, улыбаясь и сияя от радости. (Муслим, Закят, 69) Затем он сказал следующее:
«Кто в Исламе станет зачинателем благого дела, ему зачтется это. На его счет зачтутся также деяния всех людей, совершивших эти действия. И ничто не будет скрыто или списано. Но если кто-либо станет первым совершать греховные деяния, то ему запишутся эти грехи. На его счет запишутся также деяния всех людей, совершивших после него эти поступки. При этом ничто не будет убавлено или скрыто». (Муслим, Закят, 69)
Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) отметил благородство и щедрость ансаров такими словами:
«Я вижу, стоит вас призвать к джихаду или помочь нуждающимся, как вы сразу увеличиваетесь в числе и большими группами спешите на помощь. Но когда вас зовут для того, чтобы дать вам что-либо из материальных вещей, как вы расходитесь и уменьшаетесь в числе».772
В жизни сподвижников можно встретить множество красивых примеров. И поэтому Всемогущий Аллах хвалил их следующим образом:

وَيُطْعِمُونَ الطَّعَامَ عَلَى حُبِّهِ مِسْكِيناً وَيَتِيماً وَأَسِيراً )8(
إِنَّمَا نُطْعِمُكُمْ لِوَجْهِ اللَّهِ لَا نُرِيدُ مِنكُمْ جَزَاء وَلَا شُكُوراً (9)

«Они дают пищу бедным, сиротам и пленникам, хотя и сами нуждаются в ней, [и говорят]: “Мы даем пищу, только чтобы угодить Аллаху, и не хотим от вас ни вознаграждения, ни благодарности.». (Аль-инсан, 76/8-9)
Нет никаких сомнений в том, что такое отношение к людям, готовность отдать все самое дорогое нуждающимся им привил Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям). Однако при всем этом, ни один смертный не сможет повторить все его деяния, продиктованные переживаниями за судьбы других, сочувствием и стремлением помочь людям. Жизнь Посланника Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) полна такими поступками, ибо он был самым благородным человеком планеты. Сахль бин Сад (радыйаллаху анху) рассказал следующую историю: Случай с плащом.
«Некая женщина-мусульманка принесла Пророку Мухаммаду (саллаллаху алейхи ва саллям) шерстяной плащ, который она связала для него. Положив перед ним этот подарок, она сказала ему:
– Я связала этот плащ своими руками специально для вас, чтобы вы постоянно носили его.
Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям) с удовольствием взял этот плащ и надел его на себя, ибо он поистине нуждался в теплой одежде. Один из сподвижников, увидев плащ, с восхищением воскликнул:
– Как прекрасен этот плащ! Дай мне его, ведь и я хочу носить такой плащ.

В случае с плащом мы видим, что Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям), по своему обыкновению, встретив человека, который нуждался в чем-то больше его, предпочел его нужды и интересы своим. Он всегда старался помочь другим. Исключение составляли только такие вещи, которые являлись предметами первой необходимости. Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям) взял себе за правило делиться всем, что у него было на данный момент, и даже предпочитал сначала помочь другим, и только после этого задумывался о своих нуждах. Подчеркивая, что совместное употребление пищи приносит много благ и служит причиной Божественной милости, он постоянно говорил своим сподвижникам:
«Пищи, приготовленной на двоих, хватит на троих. Пищи, приготовленной на троих, хватит на четверых».775
Согласно его мнению, человек только тогда становился настоящим владельцем имущества, когда он мог спокойно заниматься благотворительностью и, помогая нуждающимся, готовить себе будущее на том свете. Ибо Всемогущий Аллах дал знать Своему Посланнику (саллаллаху алейхи ва саллям) о том, что Он обязательно сохранит и увеличит то состояние, которое было потрачено на Его пути и ради Его милости, и затем, несомненно, вернет его владельцу в райских садах.776
Пророк (саляллаху алейхи ва саллям), отправляя Муаза бин Джабаля (радыяллаху анху) в Йемен, наказал: «Бери закят там у богатых людей и отдавай их беднякам!» (Бухари, Закят, 1/63, Тавхид, 1; Магази, 60; Муслим, Иман, 29; Абу Давуд, Закят, 5; Тирмизи, Закят, 6.)
Как мы видим в исламе правилом считается созидать там, где живёшь. Это понятно и по следующим примерам:
1 Аллах определяет пропитание в каждом регионе и распределение этого пропитания нужно совершать в первую очередь в этом регионе.
2 Помогать нужно начинать с близких и соседей.
3 Заботится и улучшать нужно то место, где проходит твоя жизнь. Ведь здесь Аллах создаёт для тебя твои испытания. И за это ты будешь нести ответ в Судный день.
4 Здесь проживаешь ты и твои дети, родственники и близкие. И будет несправедливо заботится о других регионах и оставлять той дом и твою общину. (примеры об открытии филиалов нашего медресе, например в Африке построить мечеть стоит 1000 $, а что же будет если все решат строить мечети там и не жертвовать здесь, где живёт твоя семья, родственники, друзья, твоё и их потомство?)
5 Когда мы осуждаем слабость мусульман по причине устремления к дунья и рассуждаем, что если бы правители мусульманских стран не гонялись за дунья, а использовали бы богатства для улучшения и укрепления исламских государств и их развития (напомнить, что нет науки, технологий, современных университетов, учёных, производства и т.д.), то давайте вспомним куда идут наши средства на укрепления религии Аллаха или на другие цели.