ПОДЕЛИТЬСЯ
Религия ислам охватывает все стороны жизни человека. В исламе стремление к знаниям — одно из основополагающих положений.

Посланник Аллаха (мир ему и благословение Всевышнего) придавал огромное значение приобретению знаний. Он говорил: «Стремление к знаниям – обязанность каждого мусульманина и каждой мусульманки». (Табрани, Байхаки и другие).

Не для кого не секрет, что приобретение практических знаний, изучение естественных, гуманитарных и технических наук ведёт к развитию человека. Он помогает другим людям, используя свои навыки. Поэтому каждый член общества, который осознаёт ценность человеческого содружества, старается поступить в университет, получить профессию и принять активное участие в социуме.

Однако не стоит забывать, что религия также имеет значение в человеческой жизни.  Профессор Вернадский в ответ на критику религии отвечал, что чувствует религию «как глубочайшее проявление человеческой личности».

Мусульманские учёные делят науки на две категории: шариатские – изучающие Коран и Сунну (тафсир, хадисоведение) и нешариатские – представляющие собой инструменты, помогающие изучить Коран и Сунну. Например, арабский язык, грамматика, логика и другие науки.

Невежество в религиозных науках ведёт человека к несчастью. Тем не менее большинство мусульман сегодня довольствуется своим невежеством, а иногда и гордится им.

Религия — это часть культуры, это духовный путь, следуя которому человек находит счастье. Ислам – это путь, указанный Всевышним Аллахом. Знания – это душа Ислама. Подобно тому, как тело без души — мертво, так и вера без знаний исчезает. В хадисе говорится: «Знания – это душа Ислама и опора религии» (хадис передал Абу Шайх).

Орудие мусульманина для созидания и развития – Коран, хадисы, Шариат.

Тем не менее есть люди, которые используют религию для насаждения грязных идей о войнах, ненависти и раздоре. Чтобы не идти на поводу у подобных группировок необходимо получать знания из проверенных источников.

Исламские науки учат нас должному поведению на этом свете, посредством них мы познаём Всевышнего Аллаха, узнаём, как правильно поклоняться Ему, различаем дозволенное (халяль) и запретное (харам). Они учат нас, как защищаться от врагов, разъясняют нам суть этого и потустороннего миров и какова разница между ними.

Как же сегодня взрослые люди могут приобретать исламские знания?

Источниками таких знаний являются исламские передачи на телевидении и радио, исламские газеты, уроки, которые проходят в медресе и мечетях, одобренные исламские книги и другая литература. Знания необходимо получать в официальных исламских учебных заведениях. В некоторых медресе могут учиться и дети, и взрослые в удобное для них время. Много можно почерпнуть и в общении с настоящим учёным-богословом (алимом), который постиг тонкости религии и ведёт себя в соответствии с имеющимися знаниями. Никогда не следуйте за псевдоучёными.

Если человека беспокоит то, что его дети, родные и близкие могут приобщиться к наркотикам, алкоголю, могут стать людьми из группы риска, по ночам не приходить домой, увлекаться азартными играми, стать эгоистами, не почитающими родителей и других людей, – если у вас есть такие опасения, то приходите вместе учиться в исламские институты, медресе, школы и т. д. Исламский метод воспитания исходит от Всевышнего Аллаха и Его Посланника (мир ему и благословение Всевышнего). Только такое воспитание гарантированно защищает человека от всего дурного и очищает общество от духовных пороков.

Хадисы и аяты о знаниях и их приобретении

Приобретать знания и стремиться к ним нас призывает не один хадис, их множество. Приведём смысл некоторых из них:

«Если Аллах хочет одарить кого-то особым благом, то одаривает его пониманием (то есть знанием) религии» (Аль-Бухари, Муслим).

«О люди, знания приобретаются в результате стремления к ним» (Табрани).

«Кто вышел из дома за знаниями, тому Аллах облегчает путь в Рай» (Муслим, Хаким, Тирмизи и др.).

«…Поистине и ангелы простирают крылья под тем, кто стремится к знаниям, радуясь его занятиям» (Тирмизи, Абу Давуд, Байхаки и другие).

«“Добро пожаловать, искатель знаний”, – с такими словами окружают ангелы того, кто стремится к знаниям. Затем ангелы встают друг на друга, и так они доходят до ближайшего неба, выражая любовь к знаниям, к которым тот стремится» (Имам Ахмад, Табрани, Хаким, Ибн Маджа и др.).

«Кто умрёт, будучи в поисках знаний, тот встречается с Аллахом на таком уровне, при котором между ним и пророками остаётся лишь одна ступень (пророчества)» (Табрани).

«Какой бы раб Божий ни находился в поисках знаний, эти его поиски становятся искуплением его грехов, совершённых ранее» (Тирмизи, Табрани).

«Никто не приобретал что-либо ценнее знаний, наставляющих человека на путь истины и оберегающих его от всего пагубного» (Табрани).

«Если искатель знаний встретит смерть в поисках знаний, то он умирает шахидом» (Табрани, Баззар).

«О Абу Зарр, выучи с утра один раздел науки и следуй полученным знаниям – это лучше для тебя, чем совершение намаза в тысячу ракаатов» (Ибн Маджа).

«Нет пользы от мира сего и от всего, что в нём есть, кроме поминания Аллаха и того, что связано с этим, а также кроме алима и учащегося» (Тирмизи, Байхаки, Ибн Маджа и др.).

«Кто бы ни изучил один раздел науки с тем, чтобы обучить этому других, тот получит воздаяние, равное воздаянию семидесяти правдивейших (сиддиков)» (Дайлами). (Сиддики – самые близкие к Аллаху люди после пророков.)

«Изучение наук в течение часа лучше поклонения в течение всей ночи. Изучение наук в течение дня лучше поста в течение трёх месяцев» (Дайлами).

«Знания укрывают все недостатки, а невежество выявляет их все» (Дайлами).

«Учёные-алимы – это светочи на земле, преемники пророков и наследники мои и других пророков» (Ибн Адийн).

«Когда у моста Сират встретятся алим и абид (старательно поклоняющийся, не изучая науки), абиду скажут: “Вступай в Рай и наслаждайся, это тебе за поклонения твои”. А алиму скажут: “Ты подожди, ты можешь ходатайствовать (шафаат) за кого пожелаешь, и твоё ходатайство будет принято”. В тот день алимы будут подобны пророкам».  (Абу Шайх и Дайлами).

Тирмизи приводит хадис о том, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Достоинство алима по сравнению с достоинством абида таково же, как моё достоинство по сравнению с наименее достойным из вас. Над тем, кто учит людей добру, смилостивится Аллах, и за него читают мольбу ангелы и обитатели земли и небес, даже муравьи в муравейниках».

«Больше всех в День Суда будет печалиться тот, кто имел возможность изучить науки, но не изучил» (Ибн Асакир).

«Обеспечение пропитанием того, кто занят изучением наук, Аллах берёт на Себя».

«Сон обладающего знаниями лучше намаза невежды» (Абу Ну‘айм).

«В День Суда ставят на весы чернила учёных-богословов и кровь шахидов, и чернила алимов перевешивают кровь шахидов» (Дайлами).

«Стремящийся к знаниям среди невежд подобен живому среди мёртвых» (Аль-Асакир).

«Алим, от которого исходит польза, лучше тысячи абидов» (Дайлами).

«Один алим для шайтана тягостнее ста абидов» (Табрани).

«Уровень алима на семьдесят степеней выше уровня абида, и между каждыми двумя ближайшими степенями расстояние как между небом и землёй» (Дайлами).

«Приобретай знания, даже если для этого придётся отправиться в Китай, ведь приобретение знаний – долг каждого мусульманина» (Байхаки, Ибн Ади и др.).

«Кто ищет знания, того ищет Рай, а кто стремится к ослушанию Аллаха, того ищет Ад» (Ибн Наджар).

«Кто отправится в мечеть с намерением обучаться благому или обучать других этому, тот получит воздаяние как за совершение полноценного хаджа и полноценной умры (малого хаджа)» (Табрани, Хаким).

«В День Суда Аллах соберёт алимов и скажет: “Я вложил мудрость в ваши сердца не для того, чтобы подвергать вас мучениям. Ступайте в Рай!”»

Всевышний Аллах в высокочтимом Коране говорит (смысл): «Разве сравняются те, которые знают, и те, которые не знают?» (сура «Аз-Зумар», аят 9).

В Коране также сказано (смысл): «Аллах возвысит на том свете (в Ахирате) правоверных среди вас, а тех, кому дарованы знания, возвысит на много степеней» (сура «Аль-Муджадалат», аят 11).

Ибну Аббас (да будет доволен им Аллах) так истолковал этот высокочтимый аят: «Уровень алимов выше уровня уверовавших на семьсот степеней, между каждыми двумя ближайшими из них расстояние пятьсот лет».

В досточтимом Коране ещё немало аятов, указывающих на высокая почитаемость знаний и их обладателей.

В достоверном хадисе, приводимом аль-Бухари и Муслимом, тоже говорится, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Пример истинного пути, с которым меня послал Аллах, и знания – это пример обильного дождя: часть его падает на плодородную землю, и там вырастает густая зелёная трава; другая его часть падает на твёрдую землю, и вода собирается , и Аллах делает её полезной для людей – они пьют её и орошают ею земли. часть его падает на песчаные земли, они не удерживают влагу, на них не растёт трава… Той благой (плодородной) земле подобны те, кто изучил религию Аллаха, кому помог Аллах посредством знаний, с которыми был послан я, кто изучил науки и обучил им других… Худой земле, которой дождь не приносит пользы, подобен тот, кто даже голову не поднял ради того истинного пути, с которым был послан я, и не воспринял его».

В хадисе, приводимом Ибн Абд аль-Бари, говорится о том, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Приобретайте знания, ибо это – богобоязненность, стремление к ним – это поклонение (ибадат), обсуждение их – это славословие (тасбих), расспросы, связанные с ними, – это джихад, обучение им незнающего – это милостыня (садака), передача их достойному – это деяние, которое приближает к Аллаху. Знания очерчивают границу между дозволенным (халал) и запретным (харам), они – светила на пути в Рай, развлечение при одиночестве, друг на чужбине, твой собеседник, когда ты один, проводник в радости и горе, оружие против врагов и твоё украшение среди друзей.

Аллах возвышает некоторых знаниями и делает их предводителями дел добрых, распространяет их наследие. Люди берут с них пример, прислушиваются к их советам, ангелы стремятся к дружбе с ними и ласкают их крыльями своими; всё сухое и сырое, и рыбы в воде, и насекомые, и животные суши, и домашние животные – все просят Аллаха о прощении их (т. е. тех, кого Аллах возвысил знаниями) грехов. Потому что знания оживляют сердца от невежества, освещают мрак. Знания возвышают раба Божьего до уровня праведников. Размышления о науках сравнимы с соблюдением поста, чтение – с ночным бдением в поклонении. Знания способствуют скреплению родственных уз, посредством них различают благое и дурное. Они – предводитель деяний благих, ибо деяния следуют за знаниями. Ими одаривают благих, а дурные лишаются их» (Ибн Абд аль-Бари и другие).

Дорогие братья и сёстры, как может сердце мусульманина успокоиться и не стремиться приобретать знания, если он узнал о таких достоинствах знаний, узнал о благах, приносимых знаниями?! Как можно не заботиться о том, чтобы дети или внуки обучались исламским наукам?!

Каждый умственно полноценный и достигший совершеннолетия мусульманин и каждая мусульманка обязаны приобрести определённый уровень исламских знаний, а также обучить своих детей. К таким обязательным знаниям относятся: знание шести основ веры (имана); знание пяти основ Ислама; знание ихсана (тасаввуфа), то есть науки об очищении сердца от пороков и об облагораживании нрава; знание смысла шахады; знание арканов (обязательных составных частей) и шурутов (условий) намаза и поста; для имущих – знание необходимого о закяте и хадже; знание обязательных, недопустимых и возможных качеств (сыфатов) Аллаха; знания о том, как уверовать в ангелов Аллаха; знание имён ангелов и пророков, упомянутых в Коране и хадисах; знание обязательных, недопустимых и возможных сыфатов пророков; краткие знания о жизни Пророка Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха); знание имён предков, детей и жён Пророка Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха); знание того, как уверовать в Судный день; знание о распространённых среди людей грехах; знание своих функциональных обязанностей для тех, кто работает или служит, и знание того, как не допустить несправедливости при этом; знание грехов языка, глаз, ушей, рук, ног, утробы, половых органов, с тем чтобы не допускать их. Приобретать эти обязательные знания мусульманин и мусульманка обязаны, даже если для этого придётся отправиться в далёкий Китай или расходовать столько же средств, сколько необходимо для совершения хаджа.

Что касается знаний, превышающих этот минимум, то чем больше человек знает, тем больше счастья он приобретает, тем крепче станет его вера и тем больше усовершенствуется его разум.

Имам аль-Газали пишет, что именно знания возвышают человека над животными.

Дорогие братья и сёстры, надеемся, что данная статья будет полезна вам и вашим близким. Пусть Аллах примет ваше поклонение и простит ваши грехи, иншаАллах!

Записывайтесь в наше медресе:

ПРИГЛАШАЕМ НА ДНИ ОТКРЫТЫХ ДВЕРЕЙ В МЕДРЕСЕ 4 И 5 СЕНТЯБРЯ 2021 ГОДА