ПОДЕЛИТЬСЯ

Всевышний Аллах в Священном Коране говорит:

الَّذِينَ يُنفِقُونَ أَمْوَالَهُمْ فِي سَبِيلِ اللَّهِ ثُمَّ لَا يُتْبِعُونَ مَا أَنفَقُوا مَنًّا وَلَا أَذًى لَّهُمْ أَجْرُهُمْ عِندَ رَبِّهِمْ وَلَا خَوْفٌ عَلَيْهِمْ وَلَا هُمْ يَحْزَنُونَ

«Тем, кто расходует свое имущество на пути Аллаха и не сопровождает свои пожертвования попреками и оскорблениями, уготована награда у их Господа. Они не познают страха и не будут опечалены» [Коран, 2:262].

В данном аяте Творец сообщает нам о щедрости, как о славном человеческом качестве, поднимающем верующего на более высокий духовный уровень. Все пророки, праведники, известные исламские ученые и богословы были великодушными и щедрыми людьми. Например, величайший ученый, аскет, светоч уммы, очень мудрый и набожный человек имам Абу Ханифа, рахимахуЛлах.

Однажды на одном из своих учеников он обнаружил старую и изношенную одежду. Абу Ханифа знаком дал ученику понять, чтобы тот остался после того, как другие покинут урок. Когда все ученики ушли, Абу Ханифа попросил его поднять коврик. Под ковриком ученик обнаружил тысячу дирхемов. «Возьми эти деньги, – сказал Абу Ханифа, – и купи себе новую одежду». Когда же ученик начал отказываться и объяснять, что он в этом не нуждается, Абу Ханифа продолжил: «Разве ты не слышал хадис Пророка: «Поистине, Всевышний Аллах любит, когда Его блага отражаются на рабе». Ты должен переодеться, чтобы не вызывать жалость людей».
Как-то сын Абу Ханифы Хаммад выучил наизусть суру «Аль-Фатиха» и по этому случаю имам устроил большое торжество и подарил учителю Хаммада 500 дирхемов. Когда учитель сказал, что это большие деньги, то Абу Ханифа ответил: «Не принижай степень того, чему ты научил моего сына. Если бы сейчас у меня было больше денег, то, возвеличивая Коран, я их отдал бы тебе».
Один из учеников имама Якуб бин Ибрахим рассказывал: «Когда я учился у Абу Ханифы мусульманскому праву и хадисам, я был в бедственном положении. Однажды на собрание пришёл мой отец. Выйдя наружу, отец сказал мне: «О сынок, не ходи к Абу Ханифе. Он человек состоятельный, может себя содержать. А ты беден и должен заботиться о том, как обеспечить себя. Поэтому пока у тебя нет времени заниматься науками».
После этого прошло много времени. Я перестал ходить на собрания Абу Ханифы. Заметив моё долгое отсутствие, Абу Ханифа стал спрашивать обо мне. Через некоторое время я всё же пришёл на собрание имама, и он тут же спросил меня: «Что тебя отвлекло от изучения фикха (исламского права)?» Я ответил: «Повиновение отцу и поиски необходимых для пропитания средств лишили меня возможности посещать тебя». Когда все разошлись, он передал мне сверток. Там было 100 дирхемов. «Больше не пропускай собрания, – сказал Абу Ханифа. – А когда эти средства кончатся, скажи мне об этом».
С тех пор я ни разу не пропустил собрания Абу Ханифы. Прошло немного времени, как имам опять дал мне 100 дирхемов и взял с меня слово, что я скажу ему, когда закончатся деньги. Ни разу я не пожаловался Абу Ханифе о своём положении, ни разу не сказал, что у меня закончились деньги. Однако он всегда знал, как будто кто-то тайком сообщал ему, когда у меня заканчивались средства, и в очередной раз давал 100 дирхемов. Таким образом Абу Ханифа содержал меня, пока я учился у него».
Да станут великодушие и щедрость украшениями и постоянными спутниками нашей жизни! Да поможет Всевышний Аллах нам и нашим близким чутко следовать предписаниям Корана и Сунны досточтимого пророка Мухаммада (мир ему и благословение Всевышнего).
Амин.
Мира Вам и Вашим близким, милости Всевышнего и Его благословения!

Р.Р. Фасхудинов