ПОДЕЛИТЬСЯ

Он был высокого роста, круглолицым, с пышной бородой.
У него был широкий лоб, густые широко расставленные брови, большие черные глаза. Изтза постоянного пребывания в муракаба его шея согнулась, отчего голова всегда была склонена вперед. От лица его исходил свет и чистота, слова впечатлят ли, а глаза и взгляд были проницательными. Видевшие любовь на его лице становились серьезными, проникались к нему уважением и доверием.
Тридцать первым в золотой цепи преемников стал уроженец Юго-Восточной Анатолии, провинции Хаккари, потомок рода Абдулькадира Гейлани, Таха бин Мулла Ахмед, прозванный «Шихабуддин» или «Имамуддин».
Свое первое религиозное образование он получает от своего отца. Еще в раннем детстве выучивает Коран наизусть. После чего приобретает знания у известных ученых того времени в медресе Багдада, Сулеймании, Керкука и Эрбиля. Вскоре, наряду с аттестацией о религиозном образовании, он получает знания по литературе и некоторым наукам.
Его вступление на путь тасаввуфа
Вступление Тахи аль-Хаккари на путь тасаввуфа происходит благодаря его дяде Абдуллаху Шемдинли. Именно он рассказывает Мавляне Халиду Багдади, который был его близким другом, а затем и муршидом, о своем племяннике Тахе альХаккари. Тогда Мавляна Халид просит привести его на встречу с ним. Начавшееся таким образом знакомство по прошествию некоторого времени и получению знаков из намаза истихара заканчивается приобщением к тарикату. И уже через очень короткое время (80 дней) Таха аль-Хаккари, благодаря высоким способностям и огромной духовной силе Мавляны Халида, заканчивает путь своего духовного становления и совершенствования (сейру-сулюк) и направляется для духовного наставничества в селение Бердесур провинции Хаккари. А его дядя Абдуллах Шемдинли был наставником в местечке Баглар или Нехри, что в Шемдинли. Поэтому многие не могли понять, почему двух муршидов послали в селения, так близко стоящие друг к другу. Однако после того как некоторое время спустя Абдуллах Шемдинли умирает, мудрость такого решения становится очевидной. После смерти своего дяди Шейх Таха переезжает в Баглар и продолжает наставническую деятельность дяди.
Таха аль-Хаккари на протяжении более сорока лет продолжал свое служение в Багларе. Слава о нем доходит до Кавказа, Ирака, Сирии, Египта, Ирана, Анатолии и Балкан. И даже когда в 1853 году между Османами и Россией началась война, именно Шейх Таха и его брат Шейх Салих вместе с известным дагестанским суфием и муджахидом Шейхом Шамилем воевал против русских войск, ведя за собой народ Хаккари и Азербайджана. По сравнению с тем, как выглядит полуразрушенный Баглар сегодня, тогда, во времена Тахи аль-Хаккари, это был прекрасный Османский городок с 16000 населением, своими мечетями, текке, управлением, магазинами, банями и караван-сараями.
Один день из жизни шейха Хаккари
Дома Таха аль-Хаккари вставал ночью на намаз-тахаджуд и до призыва на утренний намаз выполнял вирд и совершал зикр. Во время азана он заходил в текке, с джамаатом совершал
утренний намаз и до времени кушлук (между восходом и полуднем) находился в текке. Каждый день он занимался мюридами и учениками, которые жили в текке, решая их проблемы. Текке и её окрестности всегда были полны посетителями, и поэтому вся жизнь жителей Баглара была так или иначе связана с жизнедеятельностью его текке. После намаза аль-‘аср совершался большой «хатм хаджеган». После хатм хаджеган читали Мактубат Имама Раббани. Чаще всего Мактубат читал один из преемников, а Шейх Таха, при необходимости, давал толкование. Ужинали они чаще всего перед вечерним намазом, чтобы между вечерним и ночным
намазом никто не думал о еде. Со своими дервишами, вступившими на путь духовного становления и совершенствования (сейру-сулюк), Шейх Таха сам проводил часы «таваджжух» (рабита-мухаббат) со своими мюридами.
Его отношение к правителям и простым людям
Он никогда не обделял вниманием никого из людей, невзирая на то, из каких слоев населения они были, навещая их и помогая им в трудностях. Следуя наставлению своего шейха,
он поддерживал отношения с государственными служащими
лишь в случае крайней необходимости. Говорится, что правитель Ирана Мехмед Шах увидел сон и после него перешел в ахли-сунна. Затем он попросил Таху аль-Хаккари, слава которого распространилась до Ирана, прислать ему одного учителя. На это тот посылает к нему своего преемника по имени Шах Абдуррахман. Оставшись довольным отзывчивостью шейха и услужливостью посланного им преемника, Шах дарит Шейху Тахе целых два Иранских селения. Но Шейх Таха не принимает этого и пишет Шаху письмо: «Я житель Османского государства. Поэтому оно заботится об обеспечении необходимым меня и моей семьи. Я благодарю вас за внимание и прошу извинить за то, что не могу принять ваш подарок».
Огорченный тем, что дары его были отвергнуты и, посоветовавшись на этот раз с Абдуррахманом Эфенди, Шах посылает к Шейху Тахе представителя с письмом: «Если вы не принимаете эти два городка, то примите хотя бы две небольшие деревни».
Помимо этого, он дарит шейху посох, украшенный драгоценностями, и дорогую джуббу. Шейх и на этот раз не принимает отданные ему во владение деревни, а делает их всеобщим достоянием (вакфом). А к посоху и джуббе даже не притрагивается. Неким образом узнавший об этом Османский правитель
Абдульмаджид Хан остался очень доволен таким поступком
шейха, а шейх передал ему посох и джуббу.
Его наставничество и метод
В тасаввуфе существует правило: «Арифу достаточно намека». Именно поэтому Таха аль-Хаккари использовал в своем наставничестве метод не прямого, а косвенного наставления, или наставления знаками и указаниями. Так, одному из своих преемников он говорил: «Вначале дайте народу знак. Если это не помогает, то скажите им. А от тех, которые этого не понимают, отвернитесь…»
Хадис Досточтимого Пророка (саллаллаху алейхи ва саллям): «Один ракаат намаза, совершенный с использованием
мисвака, превосходит в семьдесят раз один ракаат намаза, совершенного без использования мисвака» (Ибн Ханбаль, VI, 272)
Таха аль-Хаккари толковал так: «Слово «сивак» (мисвак), которое используется в хадисе, означает не только щетку для зубов, но и арабское местоимение «сивак», что означает «без тебя самого». А поэтому значение хадиса таково: «Один ракаат «без тебя самого», думая только о Господе, превосходит в семьдесят раз ракаат намаза, в котором ты думал о себе».
Рассказывается, что в кладовую Шейха Тахи однажды ночью пробрался вор. И когда тот, взвалив на плечи мешок с мукой, уже собирался уходить, выяснилось, что он не в силах его поднять. Тогда он, открыв мешок, отсыпал немного муки. Но и
на этот раз он не смог его поднять. И когда он, высыпав из мешка достаточно муки, уже собирался уходить, в кладовую вошел Таха аль-Хаккари. Схватив мешок сзади, он сказал: «Позволь помочь тебе, сынок, вижу тебе тяжело его нести». Услышав шаги и голос шейха, вор не на шутку испугался. Почувствовав это, Шейх Таха продолжал: «Давай я помогу взвалить мешок тебе на плечи, но смотри, не попадись на глаза наших людей. Ведь тогда тебе не поздоровится. И впредь, если у тебя будет какая-нибудь нужда, приходи к нам. Позволь нам быть тебе помощником».
Вор, столкнувшись с таким благосклонным великодушием,
смутился и, попросив у шейха прощения, стал его мюридом.
Его кончина
На сорок втором году наставнической деятельности (1269/1853) Таха аль-Хаккари вместе со своими мюридами вышел на прогулку. Во время сохбета шейху передали два письма из Сирии, которые он велел читать своему зятю Абдуллаху Эфенди. После этого он сказал: «Да, слава – это погибель. Приблизилось и наше время отправляться в странствие вечности.
И нам от мирского ничего не осталось» и со своими мюридами
вернулся обратно. По возвращении он почувствовал себя плохо. На двенадцатый день своей болезни он, собрав всех своих родственников и мюридов, попрощался с ними. Во время намаза аль-’аср его душа возвратилась к Господу (1269/1853).
Могила его находится, в селении Баглар, которое относится к району Шемдинли провинции Хаккари. Он был похоронен рядом со своим тестем, который был судьей Баглара, и своим
дядей Абдуллахом Шемдили. Хотя над могилой его дяди уже
был возведен купол, он не пожелал, чтобы после его смерти над его могилой воздвигли еще один.
Таха аль-Хаккари воспитал многих преемников. Именно
воспитанные им преемники стали представителями Халидийской ветви Накшибандийского тариката во всей Юго-Восточной Анатолии, Ираке и Сирии. Воспитанниками его стали Таха аль-Харири и Сайид Фахим Арваси – шейх Абдульхакима Арваси, который воспитал Наджиба Фазыля.

Источники: аль-Хадаикуль-вардиййа, стр. 260; Наджип Фазыл, Алтын Сильсиля , стр. 328-331; Ислам Алимлери Ансиклопедиси, XVIII, 246-257;
Сеййид Таха-и Хаккари, Издательство Хискав.