ПОДЕЛИТЬСЯ

Шейх Мавляна Халид Багдади, оказавшогромное влияние на тарикат Накшбандийя, стал основателем новой его ветви – НакшбандийяХалидия, которая стала самой распространенной
среди народов Османского государства. Шейх Мавляна Халид возвратил шариатским и духовным наукам дух «Аср-у саадат». Он защитил суть истинной религии и суть тасаввуфа от пагубного воздействия заблудших верований. Халид Багдади не допускал никаких уступок в вопросах шариата, в течение всей жизни следуя 
аяту: «… Не опережайте Аллаха и Его посланника» (аль-Худжурат, 1), то есть «не считайте собственные убеждения и критерии выше Священного Корана и Сунны по причине своей беспечности и греховности!»
В течение всей жизни он занимался наставлением и воспитанием тех, кто, следуя за своей гордыней, устремился за нововведениями, нарушая Сунну. Благодаря его исключительному трудолюбию, Багдад буквально стал «Маджмауль-бахрейн», что означает «место слияния реки явных знаний и реки сокровенных знаний». То обстоятельство, что знания по шариату и тасаввуфу, которыми он обладал, не противоречили, а напротив, гармонично дополняли друг друга, способствовало тому, что его последователи достигали высот духовного совершенства. Шариат, тарикат и хакикат, слившись воедино, озаряли светом сердца, подобно полной луне. После переезда Халида Багдади в Дамаск духовное благо оживило и эти земли. Нововведения,
которые захлестнули эти края, почти исчезли, благодаря неустанному усердию Шейха.
24
Халид Багдади в одном из своих писем пишет:
«Тарикат – это путь обретения ма’рифатуллах. Идущий по нему может удостоиться довольства Всевышнего Аллаха и привязанности к Посланнику Аллаха (салляллаху алейхи ва саллям).
Основами тариката являются строгое соблюдение акыды (вероучения) Ахли Сунна, являющейся спасенной общиной, предпочтение азимета рухсату («Азимет» (с ар.яз) имеет терминологическое значение: «повеления Аллаха, определенные Им изначально и касающиеся всех мукалляфов при любых условиях», т.е. представляет собой общее и нормальное состояние; «рухсат» терминологически означает «временные положения, разрешенные вследствие определенных обстоятельств или обусловленные потребностью», т.е. представляет собой облегчение в случае необходимости и нужды), постоянная обращенность к Всевышнему Аллаху, отрешившись от удовольствий и богатств
земной жизни, то есть, от всего, кроме Аллаха, обретение способности постоянно чувствовать свое пребывание перед Взором Аллаха, которая в хадисе называется «ихсан». В хадисе говорится:
«Ихсан – это совершение поклонений так, как будто бы ты видишь Аллаха, но даже если ты Его не видишь, то помнишь, что Он всегда видит тебя».
То есть, этот путь означает постоянно быть рядом с Аллахом, находясь среди людей, и в уединении; постоянно приобретать религиозные знания; внешним видом не выделяться среди других мусульман; совершать зикр скрытно; помнить об Аллахе при каждом вздохе и перенимать нравственность Посланника Аллаха (салляллаху алейхи ва саллям).
Говоря кратко, этот тарикат, который представлял собой следование требованиям Священного Корана и Сунны, предпочитая азимет, был приведен в полное соответствие с благословенным путем благородных сподвижников».

Халид Багдади в другом своем письме говорит:«Истинно, что важнейшими принципами всех тарикатов, в особенности возвышенного тариката Накшбандийя, являются: строгое следование шариату; проявление терпения во всех тяготах
и несчастьях, насколько хватит сил; выражение благодарности Аллаху всей своей сутью в благополучии и изобилии; оживление Священной Сунны; избегание нововведений; постоянное обращение к Всевышнему Аллаху с покорностью; постоянное, независимо от времени суток, освобождение
от бесполезных размышлений, даже если таковые касаются вечной жизни. То есть, духовная пробужденность и зикр должны стать постоянным свойством души, сердце должно ощущать присут
ствие Аллаха и не должно иметь никаких привязанностей, кроме Аллаха».28
Величайший ученый своей эпохи Мухаммад Амин Сувейди в своем произведении «ас-Сахмус-Саиб» пишет: «Мавляна Халид постоянно призывал соизмерять все поступки с установлениями Священного Корана и Сунны, и сам этими двумя критериями оценивал свои поступки. Он не обращал внимания ни на одно посетившее его вдохновение или
духовное раскрытие (кашф), которые не соответствуют Священному Корану и Сунне. Как-то он мне сказал:
– Нам, последователям тариката Накшбандийя, нельзя обращать внимание на вдохновение души в религиозных заключениях. Не разрешено совершать деяния, следуя за вдохновением души. Я спросил:
– Уважаемый, а ученые Каляма и Усуля берут в расчет вдохновение души, если оно соответствует Священному Корану и Сунне?
Он ответил:
– Если вдохновение души не противоречит
Священному Корану и Сунне, тогда и деяние 
будет совершено в соответствии со Священным Кораном и Сунной, а не в душевном порыве!»
Из этот рассказа отчетливо следует, насколько Мавляна Халид строго выполнял требования Священного Корана и Сунны.

Имам Алуси в своем произведении «Нузхатуль-Альбаб» так описывает своего учителя Халида Багдади:
«Он прожил благонравную юность и в течение всей жизни распространял вокруг себя красоту Ислама. Строжайше следовал принципам «ахли сунна валь-джам’а». Ни один миг жизни не тратил попусту: или поклонялся, или был занят
научными изысканиями. Его внешность, поступки, нрав были прекрасны. Из его души исходил фейз (духовная энергия) и нур… Короче говоря, ни в ком из наших современников не было столько добродетелей, и не было никого, похожего на
него…».

Ученый по фикху ханафитского мазхаба Ибн Абидин так пишет о своем наставнике Шейхе Халиде Багдади: «Его не привлекала земная жизнь и земные обитатели. Он был обращен лишь к Аллаху и подолгу предавался Ему, совершая очень много обязательных и дополнительных поклонений. Держал дистанцию с правителями и их окружением. В призыве к соблюдению божественных установлений, побуждении к добру и удерживании от зла он не отступал ни перед кем. Ничьи укоры не могли отвратить его от избранного им пути. Его слова были проникновенными, а нрав – прекрасным. В течение всей жизни он следовал принципу азимета…»
Мавляна Халид, придававший важное значение наукам, в первую очередь – фикху, особо выделял среди своих мюридов ученых и хафизов, призывал мюридов постоянно постигать Священный Коран, уделять больше внимания изучению фикха
и хадисов, в духовном воспитании не переходить границы, определенные Священным Кораном и  Сунной. Тем самым он постоянно напоминал им о том, что только через строгое соблюдение норм шариата можно достичь поставленной цели в
духовном воспитании человека.

В XIX веке под воздействием идей материализма, привносимых из Европы, в среде мусульман начало распространяться поверхностное отношение к нормам шариата и пренебережение духовными нормами Ислама. В это сложное время распространение тариката Халидия, ставшего
барьером на пути этих негативных тенденций, было как нельзя кстати.
Шейх Халид Багдади сыграл огромную роль и внес свой неоценимый вклад в дело повышения духовной зрелости мусульман, воспитав более ста преемников и широко распространив свой путь в исламском мире. Возможной причиной того, что исламский мир в новейшей истории относительно благополучно миновал многие потрясения и катастрофы, является распространение этой духовности. Поистине, итогом его деятельности стало сохранение веры в среде многих народов без проникновения в нее нововведений.