ПОДЕЛИТЬСЯ

Хадж является одним из пяти столпов ислама, после Шахады, намаза, милостыни (закят) и поста. Совершить его обязан каждый мусульманин и каждая мусульманка, имеющие такую возможность.

В Коране Всевышний Аллах сказал: «Люди обязаны перед Аллахом совершить хадж к Дому (Каабе), если они способны проделать этот путь» («али Имран» 3/97).

Хадж — в переводе с арабского языка означает сильное желание, намерение и посещение того, кого возвеличили. Хадж – это паломничество к святым местам Мекки (Масджид аль-Харам) и её окрестностей (гора Арафат, долины Муздалифа и Мина).

Совершается Хадж в начале двенадцатого месяца мусульманского лунного календаря, вследствие чего этот месяц и получил название «Зу-ль-хиджжа», то есть «обладающий паломничеством».

О первых 10 днях месяца Зу-ль-хиджжа Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Самые лучшие из благих дел — это дела, совершаемые в эти десять дней» (Бухари).

Важным составляющим элементом Хаджа является день стояния паломников на горе Арафат, о котором наш Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Нет другого такого дня, когда Аллах освобождал бы от Огня больше Своих рабов, чем в день Арафата» [Муслим].

Он также говорил: «Лучшая мольба — это мольба в день Арафата» [Малик].

В этот день Религия и Милость Всевышнего были доведены до совершенства. Рассказывают, что однажды один иудей сказал Умару ибн аль-Хаттабу (да будет доволен им Аллах): «О Повелитель правоверных, в вашей Книге есть аят, который вы читаете. Если бы такой аят был ниспослан нам, иудеям, то мы бы сделали этот день праздником». Тогда Умар спросил его: «Что это за аят?». Иудей привел слова Аллаха Всевышнего из Корана: «Сегодня Я ради вас усовершенствовал вашу религию, довел до конца Мою милость к вам и одобрил для вас в качестве религии Ислам» (Сура Аль-Маида, аят 3).

Умар сказал: «Мы знаем в какой день и где Пророку (да благословит его Аллах и приветствует) было ниспослано это откровение. Это случилось, когда он был на Арафате, в пятницу».

Передают, что Умар ибн аль-Хаттаб (да будет доволен им Аллах) сказал: «Этот аят (из суры аль-Маида, аят 3) был ниспослан в День Арафата, в пятницу. Оба этих дня (Арафат и пятница) являются праздниками для нас, слава Аллаху».

В день Арафата 5 млн паломников со всех концов земного шара предстают пред Всевышним Творцом в одном месте! Как прекрасно это место! Как прекрасен этот день — День Арафата! Есть ли еще что-либо подобное по своим масштабам, величию и святости? Есть ли второе подобное место, где на небольшой по размеру площади могут собраться 5 миллионов человек одновременно, – не путников, жителей, случайных попутчиков, а именно верующих людей, которые оставили свой кров, свою родину, свою работу, свое имущество только ради совершения паломничества?

Пророк, мир ему и благословение Всевышнего, сказал всего два слова по этому поводу: «Хадж – это Арафат». Так почему же стояние на Арафате столь значимо для паломника? Именно с Арафата начинается история человечества. Согласно преданию, наши прародители Адам и Хава после ошибки покинули Рай. Так Адам (мир ему) оказался в Индостане, на вершине горы Рахун, на острове Цейлон, а Хава (мир ей) – на месте нынешнего города Джидды, что в 80 км от Мекки. Они долго блуждали по земле в поисках друг друга, а затем встретились, ведомые внутренним голосом, в долине Арафата на горе Рахма – горе милосердия, где Всевышний проявил к ним Свою Милость, Любовь, Сострадание и Прощение.

Поэтому паломники, пребывая в долине Арафата, предстают пред Всевышним, как в день Махшара-сбора, когда не будет иного заступника, кроме как Одного, Единого, Милостивого и Милосердного Творца земли и небес Аллаха Субханаху ва Тааля.

Затем наши прародители направились в место, где основали первое святилище – Каабу и первое поселение на земле – Мекку. Поэтому в память о наших далеких предках Адаме и Хаве Посланник Аллаха, мир ему и благословение Всевышнего, предписал нам соблюдать пост в этот лучший из дней.

Подобно тому, как Ляйлят уль-Кадр является лучшей ночью, День Арафата является лучшим днем с рассвета до захода солнца, а пятничный день – господином всех дней.

Сбор на горе Арафат является самым крупным ежегодным сбором в исламском мире.

3десь собираются самые разнообразные приближённые любимцы Аллаха: кутбу, сиддики, алимы, имамы, мударрисы, захиды, поминающие Аллаха, щедрые, любящие Аллаха и его Посланника (мир ему и благословение Аллаха) мусульмане;

Здесь ниспосылаются такие блага и милости Аллаха, которые ни в каком другом месте не ниспосылаются.

В хадисе говорится: «Таким опозорившимся, исхудавшим, униженным и разгневанным сатану не видели, кроме как только в день Арафата и в день битвы при Бадре. И это из-за того, что сатана видит, как на мусульман ниспосылаются блага и милости от Всевышнего Аллаха и смываются их грехи» (Малик).

Нет человека глупее и несчастнее, проводящего этот день беспечно и в грехе, в пустых разговорах, или за другими ненужными и вредными делами. Подумайте только, это время, когда от Ада освобождаются заслуживающие его.

Также мудростью Арафата является объединение мусульман: бедняк, богач, правитель, раб, белый, черный – все они, одевшись в одинаковые белые ихрамы, с непокрытыми головами выражают нужду и потребность в Милости Аллаха, подняв руки, моля Всевышнего Аллаха о прощении.

Во время хаджа исчезают социальные различия между людьми. Их внешний вид больше не указывает на их положение в обществе и уровень благосостояния. Все паломники выглядят одинаково: богач и бедняк, старик и юноша, религиозный деятель и военный, человек, занимающий руководящий пост, и простой рабочий. Облачаясь в ихрам, они становятся просто паломниками, людьми, которые равны перед Всевышним. Такие разные они подчиняются одному порядку и совершают одни и те же действия в одно и то же время.

Совершая эти обряды в атмосфере равенства и братства, мусульмане лучше осознают Милость, которую Всевышний Аллах оказал им. Они будто ощущают те духовные узы, которые связывают их, людей незнакомых, но таких близких и значимых друг для друга, собравшихся из разных стран и континентов с одной единственной целью — исполнить веление Господа и снискать Его довольство. Их объединяет вера в Него, а это лучшее из того, что может объединять людей. Вера сделала мусульман разного цвета кожи, говорящих на разных языках и воспитанных в разных культурах, подобием единого организма или прочного здания.

Стояние на Арафате напоминает нам о мире вечном. Ведь как мы стоим на Арафате, поминая Аллаха и взывая к Нему с самыми горячими мольбами, так и предстанем мы перед Ним в Судный день, когда не будет деяний, а будет только расчёт, и каждый из нас узнает, какая судьба уготована ему в вечности. А как не хватает нам подобного напоминания, когда, увлекаемые земной суетой и пребывающие в плену у бесконечного множества срочных, неотложных, как нам кажется, дел, мы порой забываем о самом важном!

Наполнить этот день благими делами имеют возможность не только паломники, внявшие призыву Всевышнего Господа. Многие верующие, которые не совершают хадж, проводят первые десять дней этого месяца в посте, и особенно много блага приносит пост в день Арафата. В хадисе сказано, что постящемуся в этот день «прощаются прегрешения за прошедший и будущий год» [Муслим].

На эту же декаду выпадает и другой великий день — Ид аль-адха, или Праздник жертвоприношения. Это главный из двух мусульманских праздников, венчающий усердное поклонение в предыдущие дни и дарящий надежду на прощение и милость Аллаха. Праздники являются важнейшей составной частью жизни каждого мусульманина. Их содержание направлено на то, чтобы провозглашать и укреплять основные положения учения ислама

В день Курбан-байрама режут жертвенных животных – курбан, раздают садака нуждающимся, посещают родственников, соседей, друзей, других единоверцев, посещают могилы родственников, принимают гостей, поздравляют друг друга, выражают радость и веселье по случаю праздника. Жертвоприношение в эти дни является высоко награждаемым деянием. В хадисе, переданном от Али (да будет доволен им Аллах), говорится: «Кто выйдет из дома за животным для курбана, тому за каждый его шаг пишется 10 благих деяний и стирается 10 грехов, его разговор при купле-продаже запишется как тасбих (поминание Аллаха), за каждый дирхам, отданный за животное, записывается 700 благих деяний. Когда он повалит животное на землю, чтобы резать его, все творения, начиная с этого места до седьмого неба, будут просить прощения его грехов, из каждой капли крови животного будут созданы ангелы, которые до наступления Судного дня также будут просить прощения его грехов».

В хадисе сказано: «Лучшие из моей уммы режут курбан, худшие – не режут».

Ибн Аббас (да будет доволен им Аллах) рекомендует зарезать хотя бы петуха, если нет иной возможности, хотя это и не будет считаться полноценным курбаном. Смысл сказанного в том, что в этот день желательно хотя бы что-то принести в жертву, проявляя уважение к этому празднику.

Как видим, десять прекрасных дней, о которых мы говорим, неразрывно связаны с хаджем — этим благодатным путешествием, которое обязан совершить хотя бы раз в жизни каждый верующий, имеющий такую возможность.

Совершение хаджа — паломничества, является целью каждого мусульманина. Это особое путешествие является составной частью поклонения, которое Аллаh установил для уверовавших в Него.

Что же такое хадж? Просто интересная во многих отношениях и увлекательная поездка в Мекку? Или же одно из ключевых событий в жизни мусульманина, оставляющее неизгладимый след в его внутреннем мире и в его отношении к жизни и к людям?

Как показывает практика, хадж может стать — а для некоторых и становится — поворотным моментом в жизни. Именно после совершения хаджа многие мусульмане по-настоящему задумываются о религии, о своём предназначении и месте в этом мире, о мудрости Всевышнего, которой наполнены Его веления и запреты, и о необходимости неукоснительно соблюдать эти предписания и законы. Особая атмосфера, и встреча с множеством единоверцев, отдаление от повседневной суеты и, конечно же, благодать поминания Всевышнего и поклонения Ему пронизывают хадж от начала до конца.

Хадж — это повод вырваться из оков повседневности и посмотреть с высоты полёта духовности на свою жизнь, на самого себя. Это шанс увидеть то, чего мы раньше не замечали, оценить наши поступки и устремления, понять, что по-настоящему имеет значение, а что навсегда останется лишь мишурой, к тому же ненадёжной и недолговечной.

В хадисе говорится: «Расходы, сделанные на хадж, увеличивают вознаграждение до семисот раз» (Табрани).

Когда паломник читает «Лаббайка», то все, что находится справа и слева от него до края света, свидетельствует ему. Когда совершающий тавваф поднимет и опустит ногу, ему запишутся десять дел, и сотрутся десять плохих, а его самого поднимут на десять ступеней. Побрившему голову в Мине запишут добродетель по числу сбритых волос, и сотрут плохие деяния. Вода зам-зам является лекарством от болезни и едой от голода. Воздаяние за намаз, совершенный в Мажсид-уль Хараме, сравнивается со стотысячным намазом, совершенным в другом месте. Намаз, совершенный в мечети Пророка (мир ему и благословение Аллаха) , ценнее тысячи намазов, совершенных в другом месте. Заступничество Пророка (мир ему и благословение Аллаха) несомненно получит тот, кто совершит зиярат на его могилу.

У хаджа множество особенностей и достоинств, делающих этот обряд уникальным, единственным в своём роде. Мало кто задумывается об этом, но, помимо прочего, хадж примечателен и тем, что он представляет собой нашу жизнь в миниатюре. Паломники исполняют определённые предписания в течение короткого периода времени. Но такой же должна быть и жизнь верующего целиком — наполненной покорностью Всевышнему, поклонением Ему, совершением благих деяний, исполнением Его велений и соблюдением Его запретов.

И как хадж теряет смысл без соблюдения ритуалов, которым нас обучил Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), так и благие устремления в течение остальной жизни не приносят пользы, пока верующий не последует примеру Посланника (мир ему и благословение Аллаха). Он совершил хадж вместо со своими сподвижниками и сказал: «Перенимайте от меня ваши обряды» [Муслим; Абу Дауд; Насаи].

Так же и вся его жизнь была прекрасным примером для тех, кто надеется на вознаграждение Всевышнего и тоскует по встрече с Ним, кто предпочитает вечное преходящему и много поминает Аллаха.

Конечно же, поминание Аллаха — это дух хаджа. И это же поминание должно наполнять и озарять всю земную жизнь верующего до его последнего вздоха.

Хадж – наиважнейший ритуал, без которого вера теряет свою полноту. В хадисе Посланника Аллаха (салляллаху алейхи ва саллям) говорится, что тот, кто совершит хадж ради Аллаха, не сквернословя и не греша, вернется таким же чистым от грехов, как в день своего рождения. Пророк (салляллаху алейхи ва саллям) отмечал, что шайтан никогда не бывает столь унижен, как в день пребывания паломников в местности ‘Арафа, ибо видит он, как снисходит на людей Милость Аллаха, и прощаются им великие грехи. Сказано, что среди грехов есть такие, которые можно искупить только пребыванием в местности ‘Арафа.

Очень важно осознавать, что сама возможность совершить это путешествие относится к числу величайших благ нашего Господа! Ведь далеко не каждому предоставляется такая возможность, и мусульманин просто обязан не только от всего сердца благодарить Аллаха за эту милость, но и воспользоваться ею наилучшим образом, чтобы его старания принесли ему пользу и приблизили его к заветной цели.

Готовиться к хаджу следует заранее, и прежде всего — душой и сердцем. Ведь кто знает, представится ли ему ещё одна возможность посетить Священные земли в эти благодатные дни. Быть может, этот хадж окажется единственным в его жизни, а значит и совершать его следует так, будто он последний. И тогда можно надеяться на прощение грехов и духовное обновление: «Что бы вы ни сделали доброго, Аллах знает об этом. Берите с собой припасы, но лучший припас — богобоязненность. Бойтесь же Меня, о обладающие разумом!» (сура 2 «Корова», аят 197).

Рукны Хаджа:

  1. Намерение вместе с одеванием ихрама (специальной, несшитой одежды, состоящей из двух кусков материи).
  2. Пребывание в местности Арафа.
  3. Таваф – обход вокруг Каабы.
  4. Хождение между холмами Саффа и Марва.
  5. Сбривание волос (минимум три волоса).
  6. Соблюдение последовательности этих столпов.
Пусть Аллах примет ваш Хадж и простит ваши грехи!