Скоро наступит Рамадан. Уже 24 апреля 2020 года мы встретим этот благословенный месяц, любимый всеми мусульманами. Поэтому в этой статье мы приведём изречения Посланника Аллаха (мир ему и благословение Всевышнего) о великом празднике, длинною в 30 дней, о месяце Рамадан.
Достоинства Рамадана и поста
Абу Хурайра (радыйаллаху анху) передает, что Посланник Ал- лаха (саллаллаху алейхи ва саллям) сказал: «Когда наступает месяц Рамадан, открываются врата Рая, врата Ада закрываются, а шайтаны сковываются цепями». (Бухари, Бад’уль-Халк, 11; Муслим, Сийам, 1, 2, 4, 5).
Абу Хурайра (радыйаллаху анху) передает, что Посланник Ал- лаха (саллаллаху алейхи ва саллям) сказал: «Аллах Всевышний сказал: «Любое дело сына Адама (совершается им) для себя, кроме поста, ибо, поистине, он – для Меня, и Я воз- дам за него». «Пост – щит, и в тот день, когда кто-нибудь из вас будет по- ститься, пусть избегает всего непристойного и не конфликтует. Если же кто-нибудь станет бранить его или ссориться с ним, пусть скажет (такому): “Я соблюдаю пост!” Клянусь Тем, в Чьей длани душа Мухаммада, запах изо рта постящегося приятнее для Аллаха, чем благоухание мускуса. Постящийся испытает две радости: он радуется, когда разговляется, а когда встретится он со своим Господом, порадуется он тому, что постился». (Бухари, Саум, 9; Муслим, Сийам, 163).
Абу Хурайра (радыйаллаху анху) передает, что Посланник Ал- лаха (саллаллаху алейхи ва саллям) сказал: «Кто не прекратит лгать и поступать по лжи, тому нет нужды воздерживаться от еды и питья». (Бухари, Саум, 8; Адаб, 51. Отдельно см. Абу Дауд, Саум, 26/2362; Тирмизи, Саум, 16/707; Ибн Маджа, Сийам, 21).
Рамадан – господин всех месяцев году – является благословенным временем и наполненным благами (баракат) месяцем поклонения. В этом месяце открываются врата небес, и на весь мир распространяется божественная милость. Вознаграждение (саваб), которое дается за поклонения и благие дела в этот месяц больше, чем в другое время, а грехи прощаются. Для всех мусульман начинается время поклонения. Причины превосходства месяца Рамадан таковы:
• Наш путеводитель истины – Коран – начал ниспосылаться в этот месяц (аль-Бакара, 2/185).
• На этот месяц приходится Ляйлятуль-Кадр (Ночь предопределения), о которой Всевышний говорит, что она «лучше тысячи месяцев»
• Самая же важная причина в том, что Всевышний Господь, являя милость к Своим рабам, сделал один месяц года временем обретения благ вечного мира. Мусульмане, которые ценят эту дарованную им возможность, в течение всего месяца стараются жить в соответствии с Кораном и Сунной и, таким образом, до утра праздника Разговения (Айд-уль-Фитр) обретут великие награды и заслужат прощения грехов. 57 Байхаки, Шуаб, III, 314-315; Хайсами, III, 140. 58 Ахмад, II, 230, 385. 59 аль-Кадр, 97/3.
Месяц Рамадан приходится на разные времена года, что является показателем того, что мусульмане в разных условиях должны искренне и преданно поклоняться Аллаху. В такой благословенный месяц гораздо легче, заслужив награды (саваб), войти в Рай и, отдалившись от Ада, победить шайтана. Т.к. самый преданный помощник шайтана – нафс стеснен постом, и человек в Рамадан может легко отказаться от совершения грехов. По- этому мусульманам, ценящим дарованную им в месяц Рамадан возможность, нужно стараться по всем правилам соблюдать пост, много читать Коран, заниматься поминанием (зикр) и особенно ночными поклонениями, а также щедро раздавать милостыни и пожертвования. Сподвижники Пророка (саллалаху алейхи ва саллям) месяц Рама- дан проводили в состоянии воодушевления и энтузиазма, вовлекая в эту духовную атмосферу и своих детей. Так, досточтимый ‘Умар (радыйаллаху анху) сказал человеку, ходившему пьяным в месяц Рамадан: «Горе тебе! Даже наши дети соблюдают пост». (Бухари, Саум, 47). Если дни месяца Рамадан украшены постом, то его ночи надо оживлять намазами таравих и тахаджуд, чтением Корана и поминанием (зикр). Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) так обрадовал нас: «Прошлые грехи человека, который, веруя и надеясь на награду Аллаха, оживляет ночи месяца Рамадан, будут прощены». (Бухари, Таравих, 46). Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям), однажды в месяц Рамадан выйдя из своего дома, увидел в одном углу мечети группу людей, совершающих намаз. Он спросил: — Что они делают? Ему ответили: — Это люди, которые плохо знают Коран наизусть. Убай бин Ка’б (радыйаллаху анху) совершает с ними намаз! Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) сказал: «Как это правильно! Как прекрасно они поступают!» (Абу Дауд, Рамадан, 1/1377). С другой стороны и закят, являющийся обязательным, и добровольные пожертвования (садака) в этом месяце обретают особое значение. Так, когда у нашего Пророка спросили: «Какая милостыня (садака) лучше?», он ответил: «Милостыня (садака), которую раздают в месяц Рамадан». (Тир- мизи, Закят, 28/663). Слово садака «милостыня», которое здесь употребляется, в араб- ском языке также означает обязательный (фард) закят. По этой при- чине считается более предпочтительным выплачивать закят в месяц Рамадан. Сподвижники Пророка (саллаллаху алейхи ва саллям) в этот месяц с избытком отдавали милостыню фитр и другие выплаты. Потому что Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) сообщил, что каждому мусульманину, взрослому или ребенку, женщине или мужчине обязательно выделить милостыню фитр в размере одного са‘ фиников или одного са‘ ячменя. (Бухари, Закят, 70-78; Муслим, Закят, 13). Выплачивать милостыню фитр следует до начала праздничного намаза, чтобы нуждающиеся смогли порадоваться празднику. Чтобы получить максимальную долю блага месяца Рамадан, нужно быть как можно щедрее. Ведь Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) именно так и поступал. Ибн Аббас (радыйаллаху анху) рассказывает: «Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) был самым щедрым из людей. А щедрее всего он был в месяц Рамадан, когда встречался с Джибрилом (алейхиссалям). Джибрил (алейхиссалям) каждую ночь в месяц Рамадан виделся с Пророком (саллаллаху алейхи ва саллям), и они вместе читали Коран. После этих встреч Посланник Алла- ха (саллаллаху алейхи ва саллям) был щедрее благодатных ветров, ко- торые не знают препятствий на своем пути». (Бухари, Бад’уль-Вахи, 5, 6; Саум, 7; Манакиб, 23; Бад’уль-Халк, 6; Фадаилуль-Кур’ан, 7; 60 Бухари, Каффарату’л-Айман,Адаб, 39; Муслим, Фадаил, 48, 50).
Говоря о Рамадане, нельзя обойти пост. Пост – один из столпов Ислама. Всевышний сделал его обязательным (фард) и для народов, живших до Ислама. Смысл поста многогранен и глубок. Он также является поклонением, наиболее далеким от двуличия (рийа) и лицемерия. По этой причине Всевышний Аллах посвятил его только Себе. За каждое благое дело воздается подобным ему от 10 до 700 раз. Но это не касается поста. Вознаграждение за него даст Всевышний Аллах и, будь то в этом мире или в будущем, обрадовав Своих рабов, соблюдающих пост, окажет им в Раю особый прием. Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) сказал: «У Рая есть врата, называющиеся Раййан. В Судный день через них войдут только те, кто соблюдал пост, другие не смогут в них войти…» (Бухари, Саум, 4; Муслим, Сыйам, 166). Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) сообщил, что пост является надежным щитом от грехов, зла и наказания Ада. Потому что постящийся человек, остерегаясь произносить дурные слова, ни с кем не спорит и, помня о своем посте, терпеливо переносит любые нападки. Безусловно, такой образ жизни отдаляет человека от Ада. Еще одна особенность поста – это искупление грехов. Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) сказал: «Прошлые грехи человека, который веря в его достоинства и ожидая вознаграждение только от Аллаха, соблюдает пост в месяц Рамадан, будут прощены». (Бухари, Иман, 28; Саум, 6; Муслим, Сыйам, 203). В том, что Аллах повелел Своим рабам, содержится полезное для них, а в том, что Он запретил, есть много вреда. Хотя часть людей и могут постигнуть мудрость и скрытое значение приказов и запретов, большинство не в силах сделать это. Собственно, суть поклонения – это искреннее служение Аллаху, а установление его смысла и при- чин не столь важно. Наши ученые говорят, что пост содержит в себе бесконечно много явных и скрытых тонких смыслов, и раскрывают некоторые из его достоинств, которые можно постичь. Вот некоторые из них: пост, который учит человека терпению и заставляет отказаться от того, к чему склоняет нафс, определенным образом направляя его волю и заставляя контролировать свой нафс, увеличивает его богобоязненность. Пост помогает человеку понять цену благам, которыми он наделен. В его сердце займут большее место милосердие и сочувствие, и он начнет больше обращать внимание на нуждающихся. Восхваляя и благодаря Аллаха, в отношении Его рабов он преисполнится милосердием и желанием помочь. С другой стороны, всем известно, что пост очень полезен для здоровья. Чтобы получить духовную пользу от поста, необходима гармония тела и души. Т.е., как тело соблюдает пост, так и сердце, нафс и другие составляющие человека должны поститься, отдаляться от всего запретного и сомнительного (макрух). Собственно, и смысл по- ста заключается в том, чтобы, возвысившись духовно, стать более тщательным в исполнении повелений и избегании запретов Алла- ха. По этой причине постящийся должен всеми силами остерегаться впасть в ложь, клевету, злословие и пустую болтовню, остерегаться слов, приводящих к неверию (куфр), проклятий, ссор, разного рода дурных поступков и грехов. Постящийся мусульманин все нападки должен принять молчаливо. Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) сообщил, что Всевышний Аллах не доволен постом, если он не соблюдается подобным образом. Если человек не соблюдает пост должным образом, он, конечно, считается исполнившим повеление поститься, но лишает себя его духовных благ. Также следует не забывать, что цель поста – не мучить тело или утруждать его. Поэтому в аятах, повелевающих поститься, сказано: «Аллах желает вам облегчения, а не затруднения»62. Заниматься такими изнуряющими практиками, как Саум-и висал, запрещено. Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) считал важным, соблюдая пост, вставать, чтобы поесть утром (сухур), и спешить с разговением (ифтар). Если мусульмане торопятся сделать разговение, то будут жить в благе. Таким образом, целью поста являются: исполнение своих обязанностей перед Аллахом; воспитывая свой нафс, обретение богобоязненности (таква); поднимая на более высокую ступень отдельного человека и все общество, привести их в состояние, к которому благоволит (рады) Аллах.