ПОДЕЛИТЬСЯ
Вероотступничество
Вероотступничество

Лексическое значение «ридда»: отступать, вернуться. Как термины «иртитад» и «ридда» означают отступать, отходить от мусульманской веры или принять какую-либо другую веру. Отступившего же от веры человека называют вероотступником (муртадом). Хотя с точки зрения пребывания в неверии, неверующий и вероотступник имеют сходство, предписания религии, относительно того, как поступать с вероотступником, отличаются от тех, что применяются к неверующему. Согласно точке зрения имама Маварди (умер в 450 г. Хиджры/1058 г. н.э.), эти отличия следующие:
С вероотступниками непозволительно заключение мирного соглашения или заключение союза. Однако, это возможно с людьми, никогда не исповедовавшими Ислам (кяфир асли).
Непозволительно относиться к вероотступнику, как к иноверцу (зиммий), которому гарантировано безопасное проживание в пределах исламского государства в обмен на уплату им подушного налога (джизьи).
У вероотступника имеется альтернатива: заново принять Ислам или умереть.[1] Рабом стать он не может, его грех не прощается, и он не подлежит помилованию.
Имущество вероотступника не может быть поделено, как военные трофеи. Оно отходит в государственную казну (ханафиты считают, что имущество, принадлежащее до вероотступления, может наследоваться).
Вероотступнику, побывавшему в плену или человеку, уличенному в вероотступничестве, предлагают вновь стать мусульманином, попытавшись предварительно устранить сомнения духовного порядка, если они существуют, или же причину, толкнувшую человека отступить от веры. При необходимости ему дается время для раздумий. Если же после всего вышеперечисленного человек будет упорствовать, то приводится в исполнение наказание в виде лишения жизни.[2] Если же по каким-либо причинам это наказание не было совершено, то с таким человеком не здороваются, не дают разрешения жениться на мусульманке. Он не может стать наследником человека, исповедующего Ислам. После его смерти не совершается погребальная молитва (джаназа-намаз), и он не хоронится на мусульманском кладбище.

[1] Если вероотступник (муртад) отказывается заново принять веру, то только халиф в условиях правящего халифата может принять решение о смертной казни. Данное решение будет основываться на хадисе Пророка Мухаммада (саллаллаху алейхи ва саллям): »Того, кто изменяет своей религии (Ислам), убейте». (Аль-Бухари).
[2] См. Маварди «Аль-Ахкамус-султания», стр. 57 (Египет 1380 г. Хиджры/1960 г. н.э.).