ПОДЕЛИТЬСЯ

Тасаввуф – это духовная жизнь Ислама и духовный авторитет личности Пророка Ислама (саллаллаху алейхи ва саллям), которые выражаются в форме институтов и представительств тасаввуфа, и в этом виде дошли до нашего времени. Под духовным авторитетом подразумеваются образцовые личные качества Пророка (саллаллаху алейхи ва саллям), выраженные в определении “образцовый пример”. Как известно, Досточтимый Пророк воплотил в своей личности авторитет в политике, науке, духовности и других аспектах человеческой жизни. Тасаввуф представляет собой наивысшую точку, сущность и стержень исламских наук. Та сторона тасаввуфа, которая представляет собой “духовный опыт” получила название “халь — состояние”, это сторона, связанная с наслаждением и удовольствием. По мнению тех, кто понимает тасаввуф в виде нравственности, тасаввуф – это исламская наука, ставящая своей целью духовную зрелость и нравственное совершенство. Потому
что это нравственная система, направленная на обустройство внутреннего мира человека и очищение его от дурных качеств. Есть много повелений Досточтимого Пророка, наставляющих к преданности Всевышнему Аллаху, выдвигающих на первый план внутренние духовные чувства в поклонении и поступках, отношениях и поведении.
То, что наш Пророк, ожививший в человеке чувство поклонения и служения Господу, отбросивший приверженность к этому миру, причиной достижения любви Всевышнего и людей сделал жизнь, связанную с отречением от мирского, привело к возникновению явления, названного вначале “зухд” (отречение), а позднее
― “тасаввуф”.
В хадисе, упоминаемом в книгах хадисов как “Хадис Джибриля”, понятия “ислам, иман и ихсан” перечисляются именно в этой последовательности.9 Это перечисление демонстрирует алгоритм постепенного восхождения к совершенству. Ислам охватывает части тела человека и представлен повторением языком того, что установлено религией. Иман относится к сердцу и представляет собой утверждение и установление веры в душе. К тому же, в следующем аяте Корана объясняется, что иман находится на следующей ступени после ислама:
“Бедуины говорят: “мы уверовали”. Скажи им: “Вы еще не уверовали. Скажите лучше: “Мы в исламе”, ведь вера еще не установилась в ваших сердцах” (аль-Худжурат, 49/14). Когда понятия “мусульманин” и “му’мин” упоминаются в Коране рядом, вначале идет слово “мусульманин” (аль-Ахзаб, 33/35). И в этом перечислении прослеживается градация. В хадисе нашего Пророка: “Человек не совершит прелюбодеяние или воровство, будучи му’мином” (Ибн Маджа, Фитан 3) имеется в виду, что когда человек преступает границы запретного, хотя и остается в исламе, но, с точки зрения имана, наносит себе глубокую рану. “Ихсан”, упомянутый в хадисе Джибриля и имеющий значение: “служить Аллаху, словно видишь Его”( Бухари, Иман, 37; Муслим, Иман, 1.), ― это следующая ступень после ислама и имана. Потому что ихсан – это чувство близости к Аллаху и успокоения сердца, для достижения которого му’мины прилагают столько усилий. Раб, достигший ихсана, достиг осознанности в воздержании от запретного и в совершении обязательных для исполнения предписаний, ведь он достиг тайны, выраженной в аяте: “И куда бы вы ни повернулись, обратитесь к Аллаху” (аль-Бакара, 2/115). Всевышний Аллах в Коране приравнивает му’минов, достигших этого чувства, к “первым”: “В авангарде му’минов — мухаджиры, переселившиеся из Мекки в Медину, ансары, принявшие их в Медине и те, кто следует за ними с чувством ихсана. Аллах доволен ими и они довольны Аллахом”( ат-Тауба, 9/100).
Каждое понятие, упомянутое в хадисе Джибриля, стало предметом исследования отдельной науки: ислам стал предметом фикха, иман – акаида и каляма, ихсан стал предметом тасаввуфа.
Предписания и запреты исламского законодательства – шариата можно разделить на две большие группы: те, что касаются внешних, видимых действий человека, и те, что относятся к внутренним, невидимым. Из них – намаз, пост, закят, повторение языком калима-и шахадат (формулы веры) и т.п. – это предписания, выполняемые человеком посредством собственного физического, видимого тела, а прелюбодеяние, спиртное, слова неверия – это нарушение запретов, связанных с видимыми поступками и состояниями. Внутренние, связанные с духовной сферой действия, которые ислам считает способом приближения к Господу – это такие духовные
предписания, как иман, подтверждение в сердце истин ислама, преданность, терпение, благодарность, довольствование имеющимся, упование на Аллаха. Порицаемые внутренние действия и состояния, препятствующие достижению духовной близости с Господом, тоже связаны с духовной сферой. К ним относятся нетерпеливость, высокомерие, тщеславие от своего служения, служение ради видимости, умаление значения божественных благ. Хотя все эти перечисленные предписания и запреты определены в аятах и хадисах, почему-то мусульмане не проявляют в отношении духовных предписаний и запретов той тщательности и тонкости, какую проявляют в отношении предписаний и запретов, касающихся сферы видимого. Основная причина этого кроется, прежде всего, в том, что та тщательность, которая присуща изучению предписаний, относящихся к науке фикха, не проявляется при обучении по темам, связанных с духовностью и тасаввуфом.