В таких благодеяниях как закят и милостыня очень важную роль играет этикет. А именно, тот, кто подаёт милостыню, должен быть благодарным тому, кто ее берет. Ведь бедный помогает состоятельному человеку выполнить предписанный фард и получить вознаграждения за это. Подаваемая милостыня также служит дающему щитом от болезней и бед. Обездоленные, бедные, нищие, по сути, являются большим благом для обеспеченных. Ведь врата Рая открываются от их ду’а.
Как следует давать садака (милостыню), Всевышний Аллах говорит об этом в Священном Коране:
«О вы, которые уверовали! Не умаляйте ваших подаяний попреком или обычным напоминанием, подобно тем, которые расточают своё имущество из тщеславия и не веруют при этом в Аллаха и в Судный день».
Аль-Бакара, 264
В аяте, вместе с повелением выплачивать закят и подавать милостыню, ясно говорится и о правилах поведения, которые необходимо при этом соблюдать. То есть, благодеяние, при котором бедняка унижают и наносят страдания его сердцу, не имеет никакой ценности перед Аллахом.
Посланник Аллаха (صلى الله عليه و سلم) сказал:
«Есть трое, с кем Всевышний Аллах не заговорит в Судный День, не взглянет на их лицо и не очистит. И для них уготовано мучительное наказание».
Когда Посланника Аллаха (صلى الله عليه و سلم) повторил это трижды, слышавший эти слова Абу Зарр (радыйАллаху анху) воскликнул:
— Да пропадут они пропадом, и да будут тщетны их дела! Кто же это, о Посланник Аллаха?
Посланник Аллаха (صلى الله عليه و سلم) ответил:
— Тот, чья одежда (настолько длинна что) волочится по земле, попрекающий (людей) своим благодеянием и сбывающий свой товар ложными клятвами!..
Муслим, Иман, 171.
Все это подтверждает, что упреки и обиды, сопровождающие благодеяние, приводят раба к наказанию. Поистине Аллах смотрит в наши сердца.
Мавляна Джалалетдин Руми (рахматулЛахи алейхи) так сказал об этом:
«Трать себя, имущество и состояние своё прекрасным образом, заручись расположением хоть одной души! Ду’а той души в могиле, в тёмную ночь пусть светит тебе, будет светом!..»
В своих стихах, наполненных мудростью, он объяснял, что реально нуждающиеся являются большой милостью для щедрых, и за это должно воздавать Всевышнему Аллаху хвалу, а не ранить сердца бедняков упреком:
«Неимущий человек — зеркало щедрости. Не замути его обидным словом.
Одно из проявлений Щедрости Аллаха — это бедняки. Всевышний Аллах направляет их к состоятельным людям. Так каждому богатому предоставляются пути обретения своего счастья. Другое проявление Щедрости Аллаха — это пробуждение в сердце состоятельного человека чувств любви и сострадания.
Так же, как бедняк нуждается в щедрости и благодеянии, щедрость и благодеяние нуждаются в бедняке. Чтобы видеть свою красоту, красивые люди ищут не запылённое, ясное зеркало, так же и щедрость ищет неимущих и слабых».