Юность Пророка.
Достижение зрелости нашим Пророком, пребывая под Божественным покровительством.
Поскольку Всевышний Аллах хотел удостоить Посланника Аллаха чести стать Своим Посланником, Он уберег Его от всего злого и дурного, что было присуще веку «джахилии». Его сиротское детство и юность прошли в обстановке нравственной чистоты и благородства, которые выражали Его способность быть достойным самого блестящего будущего…
Его самыми отличительными качествами во все времена были надежность (Аль-Амин) и верность (Ас-Садык). Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) еще до Своего пророчества с точки зрения великодушия и человечности был самым превосходным, с точки зрения происхождения – самым благородным, а с точки зрения нравственности – самым прекрасным человеком в своем племени. Он лучше всех соблюдал добрососедские отношения, превосходил всех Своей мягкостью, преданностью и надежностью. Он был далек от мысли причинять людям зло, а также от того, чтобы притеснять и угнетать их. Никто не видел, чтобы Он осуждал и обвинял кого бы то ни было, спорил и ссорился с кем-либо.
Поскольку Всевышний Аллах сконцентрировал все самые лучшие достоинства и добродетели в Нем, люди прозвали Его Надежным[1] — Аль-Амин.
Как-то у Посланника Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) спросили: «О Посланник Аллаха! Поклонялись ли Вы кому-нибудь, кроме Аллаха?»
«Нет!» — ответил Он.
«Употребляли ли Вы хоть раз спиртное?» — спросили у Него.
Он сказал: «Нет! Ибо Я уже тогда знал, что эти действия были неверием, хотя тогда Я еще не знал, что такое вера Иман и Книга Коран». (Дийярбакри, I, 254-255).
Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) так рассказывает о том, как Всевышний Аллах оберегал и охранял Его в детстве:
«Играя с детьми племени Курайш, Я переносил камни с одного места на другое. Дети, закинув на плечо исподнее платье изар, переносили на нем камни. Когда Я попытался поступить так же, как и они, чтобы не болело плечо, какая-то невидимая сила, больно ударив Меня, будто кулаком, сказала:
«Привяжи свой изар к поясу!»
И Я тотчас поступил так, как было велено. Среди своих товарищей только Я носил камни с изаром, привязанным к поясу». (Ибн Хишам, 1, 197).
Наш Пророк – Гордость Вселенной (саллаллаху алейхи ва саллям) – носил камни со своим дядей Аббасом в то время, когда Кааба строилась заново. Для того, чтобы камни не причиняли боль Посланнику Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям), Аббас (радыйаллаху анху) сказал Ему:
«Положи свой изар на плечо!»
Когда Свет Бытия (саллаллаху алейхи ва саллям) попытался сделать это, то, лишившись чувств, рухнул на землю. Затем, придя в себя и устремив глаза к небесам, Он сказал дяде:
«Покажи Мне мой изар».
Потом, взяв его, Он немедленно прикрылся им. (Бухари «Хадж», 42).
В обществе того времени не считалось зазорным разгуливать без одежды…
Однако, невзирая на это, Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) никогда не переступал границ приличия. Как это зафиксировано в славном хадисе, столкнувшись с подобного рода ситуацией, поощряемый своим дядей, Он был убережен Всевышним Аллахом.
Когда Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) был двенадцатилетним ребенком, монах Бахира, обращаясь к Нему, сказал:
«Дитя! Во имя Лата и Уззы, прошу тебя, ответь!»
В ответ на это Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) сказал:
«Не спрашивай Меня ни о чем, клянясь Латом и Уззой! Клянусь! Я не испытываю ни к чему большего отвращения, чем к ним!». (Ибн Исхак, стр. 54; Ибн Сад, 1, 154; кроме того, см. «Ахмад», V, 362).
Рассказывает Умму Айман (радыйаллаху анха):
«Идолопоклонники племени Курайш раз в году для оказания почестей идолу Буване собирались вокруг него и до самого вечера приносили ему жертвы, стригли волосы, совершая ритуал отрешения от всего земного. Абу Талиб также готовился к этому празднику. Я увидела, что дядя и тетушка Света Бытия (саллаллаху алейхи ва саллям) сильно рассердились на Него, так как Он избегал участия в этой церемонии. Его тетушка настаивала на Его участи в церемонии, говоря:
«Я опасаюсь того, что Ты попадешь в какую-нибудь беду из-за того, что не признаешь наших богов!»
Она так усердно настаивала, что Гордость Вселенной (саллаллаху алейхи ва саллям) был все же вынужден пойти с ними…
На какое-то время Он скрылся из виду, а затем подошел к нам, побледневший от страха. Тетушка озабоченно спросила у Него:
«Что случилось с Тобой?»
Он же ответил:
«Я опасаюсь, как бы Мне не причинил зла джинн!»
Она сказала: «Аллах не даст Тебе стать одержимым шайтаном! У Тебя есть много прекрасных качеств характера! Ну-ка, расскажи мне, что привиделось Тебе?»
Наш Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) ответил так:
«Всякий раз, когда Я приближался к идолу, он, превращаясь в высокого, одетого в белые одежды человека, приказывал Мне уходить и не прикасаться к нему!»
После этого события Свет Бытия (саллаллаху алейхи ва саллям) никогда не принимал участия в их празднествах и торжествах, пока Аллахом Ему не была поручена миссия Пророка».[2]
Согласно передаче Али (радыйаллаху анху), наш Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) сказал:
«Я пытался дважды сделать то, что делали люди века джахилии. Однако Аллах, Великий и Всемогущий, изволил уберечь Меня! Однажды вечером Я пас овец с несколькими ребятами из племени Курайш в верхней стороне Мекки. Я сказал товарищу:
«Если бы ты присмотрел за Моими овцами, то Я мог бы, как и другие юноши, пойти в Мекку, чтобы присоединиться к их вечерним беседам!»
Он ответил:
«Хорошо! Поступай, как знаешь!»
Я вышел в путь. Подходя к Мекке, Я услышал звуки бубна, свирели и свист. «Что это?» — спросил Я. Мне ответили, что такой-то человек женится на такой-то девушке. Усевшись, Я стал смотреть туда. В это мгновение, благодаря Великому и Всемогущему Аллаху, Меня одолел сон, и Я так и уснул в том же месте, где находился. Клянусь Аллахом! Я не мог проснуться до тех пор, пока не взошло солнце! Повернувшись, Я направился к своему товарищу, который спросил у Меня:
«Ну, что Ты делал?»
«Ничего!» — ответил Я и рассказал ему обо всем, что приключилось со Мной.
В другой раз произошло то же самое. Вновь направляясь в Мекку на вечерние посиделки, Я, благодаря Великому и Всемогущему Аллаху, проспал до самой утренней зари, пока солнце не взошло. Повернувшись, Я направился к своему товарищу.
У Меня не было склонности ни к каким дурным делам до того времени, когда Мой Господь удостоил Меня чести стать Пророком!» (Ибн Исхак, стр. 58-59; Ибн Касир «Аль-Бидайя», II, 292).
Как наш Пророк пас овец.
Свет Бытия (саллаллаху алейхи ва саллям) при жизни своего дяди Абу Талиба, прежде чем заняться торговлей, какое-то время пас овец. Это занятие у арабов не было заурядным делом. Им занимались даже дети из богатых и знатных семей. Кроме того, это было дело, которым занимались почти все пророки, и благодаря которому Всевышний Аллах, прежде чем доверить им дело сообщения истины – таблиг, дал им возможность приобрести ряд необходимых для руководителя организаторских способностей.
Однажды Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) сказал:
«Каждый пророк, посланный Всевышним Аллахом, непременно пас овец!»
Тогда Его сподвижники – сахабы – спросили у Него: «О, Посланник Аллаха! И Вы тоже пасли овец?»
Наш Пророк, Предводитель Миров (саллаллаху алейхи ва саллям), ответил:
«Да, я пас овец мекканцев за плату».[3] (Бухари «Иджара», 2; «Анбийя», 29; Ибн Маджа «Тиджара», 5).
А еще в одном своем хадисе Он сказал:
«Муса (алейхис салям) был послан Пророком и пас овец. Дауд (алейхис салям) был послан Пророком, и он также пас овец. И Я послан Пророком, и Я пас овец, принадлежавших Моей семье, в Аджьяде». (Ибн Сад, 1, 126).
Пророку Милосердия (саллаллаху алейхи ва саллям) в то время было около двадцати лет… Наш Господин Гордость Вселенной, выражая мысль о том, что профессия чабана является одним из самых богоугодных, добродетельных занятий, сказал так:
«Один из добродетельных способов добывания средств к существованию – это труд чабана, пасущего своих овец на вершинах гор или в долине. Этот человек совершает намаз, платит закят и до самой своей смерти поклоняется Господу, творит добро для людей! (Муслим «Имарат», 125; Ибн Маджа «Фитан», 13).
У людей, работающих чабанами, появляются степенность, чувство сострадания и жалости. Подчеркивая этот факт, Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) сказал:
«Степенность и спокойствие у тех, кто пасет овец!» (Бухари «Манакыб», 1; Муслим «Иман», 84/52).
Желание сохранить и уберечь овец от хищных животных развивает у человека терпение, чувство покровительства и желание защищать. Да и к тому же чувство сострадания, милосердия к каждому созданию, умение выносить вульгарные примитивные манеры являются самыми важными свойствами, которые непременно должны быть у пророков…