ПОДЕЛИТЬСЯ

Курбан-байрам (по ар.: Ид аль-Адха) – один из величайших праздников ислама. Арабское слово курбан происходит от корня КРБ, который несет в себе значение всего, что связано с «приближением». Исходя из этого, становится очевидным, что сущностью праздника является не столько заклание жертвенных животных, сколько «приближение к Аллаху» посредством этого обряда. Не случайно Всевышний Аллах сказал в Священном Коране: «Не важны Аллаху ни мясо, ни кровь животных – важна Ему лишь ваша богобоязненность» (сура «Аль-Хадж», аят 37).

История появления курбана уходит в древние века и связана с пророком Ибрахимом, мир ему (в Библии – Авраам), который почитается и иудеями, и христианами, и мусульманами. Как-то Ибрахим увидел сон, в котором ему было приказано принести в жертву своего старшего сына, Исмаила – мир им обоим. Подумав, что это наваждение от шайтана, он  решил подождать, однако сон повторился и во второй, и в третий раз. После этого Ибрахим встретился со своим сыном и сказал ему: «Во сне мне был дан приказ принести тебя в жертву… Что ты думаешь об этом?». Исмаил, так же, как и его отец являвшийся пророком Аллаха, ответил: «О, отец мой, поступай так, как приказано тебе, и ты найдешь меня покорным, если это будет угодно Аллаху».

Но в тот самый момент, когда Ибрахим занес нож, он услышал глас: «О Ибрахим, ты уже выполнил свой сон…» Внезапно он увидел барашка, и ему было велено совершить курбан этим барашком, поскольку Аллах не нуждается ни в каких жертвоприношениях, но лишь испытывал силу веры своих любимых пророков.

Исходя из этой истории, нельзя не сделать несколько важных выводов. Во-первых, это событие являет собой пример высочайшего смирения с волей Всевышнего Аллаха. Во-вторых, таким образом Аллах посрамил дьявола, который насмехался над людьми и заявлял, что они слабее его. Кроме того, важно понять, что Аллаху не нужны ни мясо, ни кровь животных, а в курбане нуждаются сами люди, поскольку они тратят свое имущество и время для того, чтобы приблизиться к Аллаху.

Паломникам, которые совершают хадж аль-ифрад, т.е. хадж без умры – малого паломничества совершение курбана является сунной, а для тех, кто совершает хадж аль-киран или хадж ат-таматту, это является обязательным (и в случае невозможности совершения курбана, он заменяется соблюдением поста).

Что касается тех, кто не совершает хадж, то по мнению Абу Ханифы, совершение курбана обязательно (ваджиб) для каждого совершеннолетнего мусульманина, постоянно проживающего в данной местности на момент наступления праздника и состоятельного в день жертвоприношения. Согласно же имаму аш-Шафии курбан входит в категорию подтвержденной сунны (сунна муаккада).

В одном из хадисов Пророка Мухаммада (мир ему и благословение Всевышнего Аллаха) говорится: «Лучшие из моей общины — это те, кто делает жертвоприношение, худшие — те, кто не делает». Таким образом, совершение этого обряда не является фардом(т. е. предписанным), но в то же время многие из мусульман хотели бы оказаться в числе лучших. Необходимо понимать и то, что есть и те, кто по разным причинам не в состоянии совершить данный обряд – очевидно, что их, конечно же, Пророк не имел в виду.

От имени одного человека (или семьи) курбан совершается в размере одного барашка (или козы), а верблюд или корова — от имени семи человек. Так, известно, что Посланник Аллаха велел каждым семерым входить в долю при заклании верблюдов и коров.

Время заклания наступает с появлением зари 10-го дня месяца Зуль-хиджа, но сам обряд совершается после проведения имамом праздничной молитвы. Пророк сказал: «Первое, с чего мы начинаем в этот день, — это молитва. Затем возвращаемся и совершаем курбан. Кто сделает это, тот совершит нашу сунну. А кто сделает раньше, то это будет всего лишь мясом, которое он преподнесет своей семье, совсем не относящимся к обряду жертвоприношения».

Мясо курбана употребляют в пищу и раздают другим, если есть собственный достаток; также его можно запасать. Совершающему курбан желательно поесть немного из мяса животного и накормить оставшейся частью других в качестве садака, т.е. благого деяния. Также известно, что Посланник Аллаха сказал: «Ешьте мясо курбана сами, раздавайте в качестве садака и кормите других».Таким образом, при возможности мясо курбана желательно разделить на три части: одну треть отдать в качестве садака, вторую треть использовать для угощения, и еще одну треть оставить про запас. Естественно, что при наличии большого количества гостей одной трети мяса для угощения не хватит, в связи с чем, все мясо может быть использовано и для угощения.

Допускается и такой вариант, при котором все мясо останется в доме (особенно, при малом достатке данной семьи). Это говорит о том, что раздача мяса – действие добровольное, хотя и крайне желательное. Раздавать мясо следует, прежде всего, нуждающимся для того, чтобы их положение было облегчено. Если же кто-то захочет продать мясо, с тем чтобы раздать в подаяние его стоимость, он не может этого сделать, а может только есть сам или кормить других.

Следует отметить, что мясом курбана разрешается кормить и представителей других конфессий. Таково мнение многих мусульманских ученых, в том числе и имама Абу Ханифы, а имам Малик говорил, что последователи других религий «при раздаче мяса нам предпочтительнее».

Самое большее по награде жертвенное животное — это большее по цене, а если два животных по цене равны, тогда наиболее мясистое. Если же они равны и в этом, то тогда приоритет отдается тому, которое имеет лучший вкус мяса.

При выполнении этого обряда существуют определенные правила, которых следует придерживаться:

1) Курбан совершается не человеку, а исключительно Всевышнему Аллаху (из-за чего фраза «совершаю жертвоприношение такому-то» является не верной). Таким образом, правильно следует говорить: «совершаю курбан Аллаху от имени такого-то, да будет Аллах этим доволен» или по-татарски: «Аллаһыга корбан кылдык ошбу кеше (здесь следует имя человека) тарафыннан, Аллаһ ризалыгы өчен».

2) Одним из распространенных в мусульманском мире способов совершения курбана является такая схема, когда один курбан (т.е. один барашек или седьмая часть коровы) делается от имени главы семьи (или же всей семьи). Можно совершить курбан и большим количеством животных, и это зависит уже от материальных способностей конкретной семьи. Разрешается совершать курбан и от имени других членов семьи, в первую очередь со стороны совершеннолетних, а затем уже детей. Не возбраняется делать этот обряд и от имени усопших родственников или близких, делая намерение «совершить курбан ради Аллаха от имени такого-то (умершего)» с тем, чтобы это было искуплением за его (усопшего) возможные грехи и ошибки. Однако при этом следует учесть, что если наследник покойного совершит курбан за него по его распоряжению, то наследник обязан раздать это мясо, не оставляя его своей семье. Если же он сделает это добровольно, то он может использовать мясо по своему усмотрению, также, как и в случае с обычным курбаном, поскольку такое жертвоприношение совершается из его собственности, хотя вознаграждение и посвящается усопшему.

3) Некоторые суждения, распространенные среди российских мусульман, являются не совсем четкими. Одним из них является мнение о необходимости совершать курбан от имени Пророка Мухаммада (мир ему и благословение Всевышнего Аллаха). Хотя указание на это присутствует в сборнике хадисов имама ат-Тирмизи со ссылкой на халифа Али (да помилует его Всевышний), зятя Пророка, все же данный хадис не может служить основанием для обязательности такого действия — оно является желательным.

4) Не совсем верное понимание сущности курбана приводит к смешению разных видов заклания. Хотя среди российских мусульман любое заклание жертвенного животного известно как «курбан», праздничный «Курбан» — приуроченный к празднику Курбан-байрам — проводится только в течение трех праздничных дней, начиная с первого дня праздника, что соответствует 10 числу месяца Зульхиджжа. Таким образом, курбан следует совершать в первый, второй или третий дни праздника (10, 11, 12-е дни месяца Зуль-хиджа), хотя с точки зрения некоторых ученых при неспособности совершить курбан в эти дни можно сделать его и в четвертый день, т.е. 13-го Зульхиджжа. В другие же дни заклание не будет тем курбаном, о котором говорил Пророк Мухаммад в соответствующих хадисах.

При совмещении с праздничным Курбаном других видов заклания, таких как назр (т. е. обет, обещание), акыка (посвященная рождению детей) или аш (приуроченный к проведению специального маджлиса, посвященного душам усопших) следует совершать несколько закланий. Тогда одно из них будет считаться именно праздничным Курбаном, а другое (или другие) станет одним из вышеприведенных видов заклания.

5) Не совсем правильным является и распространенное среди российских мусульман наименование «курбан ае» или «месяц курбана». Такого месяца в мусульманском календаре не существует, но есть месяц хаджа – Зульхиджжа, при этом этот месяц начинается за 9 дней до праздника Курбан-байрам. Таким образом, неправильно говорить о том, что спустя 25 или 27 дней после праздника «все еще идет месяц курбана», поскольку уже через 19 или 20 дней после этого праздника месяц Зульхиджжа заканчивается, и начинается новый месяц (Мухаррам), не имеющий отношения к хаджу и курбану. А вот другой вопрос — когда можно провести религиозное собрание (меджлис) с угощением гостей мясом курбана?! Очевидно, это следует сделать как можно раньше (естественно, согласовывая с возможностями и обстоятельствами), хотя при нынешней холодильной технике мясо не портится и в течение нескольких месяцев после дней праздника.

6) Следует отметить также и день, предшествующий празднику Курбан-байрам, т. е. 9-е число месяца Зульхиджжа. Он называется «день стояния на Арафате», т. к. в этот день паломники, совершающие хадж, проводят его в долине горы Арафат. Про этот день Пророк Мухаммад (мир ему и благословение Всевышнего) сказал: «По поводу поста в день Арафата, поистине, я считаю, что Аллах очистит от грехов (того, кто держит пост в этот день) за весь прошлый год и за будущий». Пост в этот день не является обязательным, хотя награда за него огромна. Пост в этот день желательно соблюдать всем, у кого есть возможности для этого, кроме совершающих хадж.

Подытоживая все сказанное, следует отметить то, что Курбан-байрам (Ид-аль-Адха) — является одним из величайших праздников ислама. Это связано и с историей его возникновения, и с пользой, которую он приносит ежегодно, не только очищая души и имущество верующих от грехов и ошибок, накопленных в течение года, но и предоставляя возможность нуждающимся получить столь необходимую им гуманитарную помощь.

 

Составлено на основе книги известного ученого А.Тахмаза «Ханафитский фикх»

выпущенной в свет ИД «Медина» в рамках серии «Ханафитское наследие»