Любое действие, которое мы только начинаем выполнять, изначально даётся трудно. Вспомните, как в детстве вы только начинали чистить зубы, для вас — это было отдельным действием, о котором вы задумывались, некоторые заставляли себя это делать, однако спустя время чистка зубов превратилась в привычку, которою многие даже не замечают, они очищают свой рот, даже не замечая этого. Или представьте, что вы перешли на новую работу. Сколько дней вы будете привыкать к дороге до нового места? Сколько привыкать к коллективу? А спустя время, все устроится, и вы даже забудете, что изначально испытывали какой-то дискомфорт.
Так вот. Привычка. Что это такое? Привычка – неосознанное действие, вне нашего контроля. Стоит заметить, что нашему внутреннему «я» абсолютно все равно хорошая привычка или плохая, оно будет раз за разом повторять это действие, когда мозг уже не думает. Такой перенос действий крайне необходим, чтобы мы, не задумываясь, могли выполнять определённые задачи, в нашем случает, чтобы наше тело привыкло совершать добрые деяния и не понимало, как творить зло.
Как развить в себе привычку? Много раз повторять одно и то же действие, осознавая, что в этом есть большое благо как для тебя, так и для окружающих. И сегодня мы поговорим о тех привычках, которыми должен обладать правоверный мусульманин.
1. Совершать 5 раз в день молитву.
Всевышний Господь приказал людям молиться: «Выстаивай намаз в обоих концах дня и в ближнюю часть ночи. Истинно, хорошие дела уничтожают плохие. Это есть напоминание для вспоминающих». («Худ» 114).
«(О Посланник!) Терпи же, что они говорят (неверующие), и прославляй хвалою Господа твоего до восхода солнца и перед заходом, и ночью прославляй Его, и при конце поклонения». («Каф» 39,40).
“До восхода солнца” имеется в виду фаджр намаз, “перед заходом солнца” означает ‘аср намаз и под “ночью прославляй” говорится о намазах магриб и ‘иша. Таким образом, здесь упомянуто о временах четырех намазов, но, по мнению некоторых толкователей Корана, слово “перед заходом солнца” включает в себя оба намаза: ‘аср и зухр. Следовательно, упомянуто время пяти намазов. (см. тафсир “Джалалейн” т. 2, стр. 143, тафсир “Рухуль ма‘ани” т.26, стр. 193 стр.142 и “Тафсир кабир” т.7, стр. 245).
Господь также сказал Посланнику (мир ему и благословение Всевышнего): «Выстаивай намаз с того времени, когда солнце начнёт склоняться (после полудня), до ночного мрака (т.е. зухр, ‘аср, магриб и ‘иша намазы), и читайте Коран (в намазе) утром. Истинно, Коран утром свидетельствуется (ангелами)». («Ночной Перенос» 78).
В этом аяте, указывая на пять намазов, упомянуто о фаджр намазе особо, потому что в это время присутствуют и дневные, и ночные ангелы. (Ибн Маджа стр.245).
Упоминание пяти намазов также часто встречается в хадисах. Из хадисов о ми‘радже (вознесении) становится известно, что вначале было вменено в обязанность умме Пророка Мухаммада (мир ему и благословение Всевышнего) пятьдесят намазов, но, выслушав Мусу (мир ему), который посоветовал Пророку Мухаммаду попросить у Господа уменьшить количество молитв, так как народ Мусы слаб и не сможет выполнять такое большое количество богослужений, Посланник Аллаха (мир ему и благословение Всевышнего) несколько раз возвращался и обращался к Аллаху Субханаху ва Тааля. Милостивый уменьшил количество намазов до пяти, но награду за них оставил как за пятьдесят.
«Этих намазов пять, но по наградам они равны пятидесяти намазам». Сахих Муслим, 138.
Пророк (мир ему и благословение Всевышнего) говорил: «Есть пять намазов, которые Аллах Та‘аля сделал обязательными». Насаи т.1, стр. 80.
Поэтому каждый мусульманин должен выполнять 5-кратное поклонение ежедневно. Для этого необходимо выработать привычку выполнять намаз в одно и то же время — в начале наступления времени молитвы. Отложить все мирские дела. Почувствовать, что в этом мире нет ничего важнее общения со своим Творцом, ведь намаз — обращение к Богу и преклонение перед ним. Когда Посланника Аллаха в известном хадисе ангел Джибриль спросил, что такое «ихсан» (искренность, чистосердечие), он ответил: «(Суть чистосердечия в том), чтобы ты поклонялся Аллаху так, будто видишь Его, а если ты Его не видишь, тo, (помня о том, что) Он, поистине, видит тебя». Именно в таком состоянии должны мы быть, когда совершаем намаз. Перед каждым намазом будет всегда хорошо обновить омовение — в этом есть большое благо как для души, так и для тела. Ведь чистота — половина веры.
2. Давать «салям» единоверцам.
Есть множество аятов и хадисов, в которых Господь и Его Посланник призывают людей приветствовать друг друга благим приветствием.
Аллах Всевышний сказал: «О те, кто уверовал! Не входите в чужие дома, пока не спросите разрешения и не поприветствуете их обитателей». («Свет», 27)
Всевышний также сказал: «А когда вы входите в дома, то приветствуйте друг друга благословенным и благим приветствием от Аллаха». («Свет», 61)
В Всевышний также сказал: «А когда к вам обращаются с приветствием, то отвечайте на него лучше или так же». («Женщины», 86)
Всевышний также сказал: «Дошёл ли до тебя рассказ о почтенных гостях Ибрахима? Вот вошли они к нему и сказали: «Мир!», — он же сказал им (в ответ): «Мир …!»» («Рассеивающие», 24-25).
Во все времена мусульмане здоровались друг с другом, распространяя «мир», еще со времен Адама (мир ему) и Ибрахима (мир ему).
Когда Аллах Всевышний создал Адама (мир ему) Он сказал (ему): «Иди и приветствуй их», — имея в виду нескольких ангелов — «и послушай, как они поприветствуют тебя, (и отныне это будет) приветствием для тебя и твоих потомков». И он сказал (им): «Мир вам!» /Ас-саляму ‘аляй-кум! /, — они же (в ответ ему) сказали: «Мир тебе и милость Аллаха!» /Ас-саляму ‘аляй-кя ва рахмату-Ллахи! /, — добавив (к его приветствию слова) «… и милость Аллаха!» (аль-Бухари 3326, Муслим 2841).
Один человек спросил Посланника Аллаха ﷺ: «Какое (проявление) ислама является наилучшим?» Он ответил: «(Лучшее состоит в том, чтобы) ты кормил (людей) и приветствовал тех, кого знаешь и кого не знаешь». (аль-Бухари 12, Муслим 39)
Здороваться с мусульманами и отвечать на их приветствия — обязательно для верующего.
«Посланник Аллаха (мир ему и благословение Всевышнего) велел нам делать семь (вещей: он велел нам) навещать больного, провожать покойного, произносить благопожелание чихнувшему, защищать слабого, помогать притесняемому, распространять приветствия, принимать приглашения и способствовать выполнению клятвы того, кто её даёт». (аль-Бухари 1239 и Муслим 2066. Здесь приводится одна из версий аль-Бухари).
И здесь мы переходим к следующей привычке.
3. Когда чихаешь, говорить «Аль хамду ли ЛЛях» (Хвала Аллаху). Чихающему стоит говорить ««ЯрхамукуЛлах» (« Да помилует тебя Всевышний»), а он должен ответить «ЯхдикумуЛлаху уа юслиху бялякум» («Пусть укажет Аллах вам верный путь и упорядочит ваши деяния»).
«Посланник Аллаха сказал: «Аллах любит чиханье и не любит зевание«. (Имам аль-Бухари).
Первое действие, которое совершил пророк Адам, когда в него Господь вдохнул душу, он чихнул и восхвалил Господа своего, что мы и делаем до сих пор.
«Посланник Аллаха (мир ему и благословение), когда чихал, подставлял ко рту руку или одежду, чтобы уменьшить звук». (Абу Давуд, ат-Тирмизи).
«Если кто-либо из вас чихнул и произнёс хвалу Аллаху, то долг услышавшего ответить словами: «Да смилуется Аллах над тобой»». (Имам аль-Бухари).
Интересный момент: «Если кто-то из вас чихнул, то пусть рядом сидящий ответит ему (см. выше), а если же чихнул более трёх раз, то пусть уже не отвечает, потому что этот человек уже простуженный» (имам Муслим). И в таком случае чихающему нужно пожелать исцеления и для этого сказать: «ИшфикяЛлах», — что означает «Да исцелит тебя Аллах».
4.Следить за своей речью. Говорить доброе и избегать сквернословия.
Пророк Мухаммад (мир ему и благословение Всевышнего) сказал: «Доброе слово [в адрес другого человека, а тем более близкого, подчиненного или родственника] — милостыня [то есть вернется благом сказавшему, как в земной обители, так и в вечной]». Аль-Бухари.
Пророк Мухаммад (мир ему и благословение Всевышнего) сказал: «Оскорбление покорного Богу (мусульманина) приравнивается к аморальному (развратному) поступку . А убийство покорного Богу (мусульманина) — безбожие [по степени греха приравнивается к безбожию]. Посягательство на его имущество подобно посягательству на его жизнь». Хадис от Ибн Масуда; св. х. ат-Табарани.
Язык человека — враг его. Как часто мы в гневе говорим то, о чем затем жалеем. Поэтому Пророк призывает нас избегать сквернословия и говорить только доброе. Именно так и сформируется привычка — говорить только добро, либо молчать. Суфьян ибн ‘Абдулла ас-Сакафи спросил у Пророка: «Что наиболее опасно для меня?» Посланник Божий ответил: «Вот это», — и указал на язык.
Пророк Мухаммад (мир ему и благословение Всевышнего) говорил: «Воистину, человек, не задумываясь [о последствиях], может проговорить слово (или фразу), которым Господь будет настолько доволен, что поднимет этого человека на [высочайшие] уровни. В то же время он — и нет сомнений в этом, не следя за собственной речью, может сказать слова, которые вызовут крайнее недовольство Господа и низведут его в Ад».
Великий имам ан-Навави, комментируя, сказал: «Данный хадис побуждает нас внимательно относиться к собственной речи. Тот, кто хочет что-то сказать, первым делом пусть подумает о пользе своих слов. Если ее нет, то нужно промолчать»
Сподвижник пророка Мухаммада Ибн ‘Аббас сказал: «Пять качеств, присутствие которых в человеке намного более ценно для него, чем стадо прекрасных верблюдов:
1. Не разговаривай на темы, тебя не касающиеся (а это и пустословие, и разговоры о том, в чем ты несведущ). В противном случае тратишь время зря. Здесь ты не защищен от ошибки и греха.
2. Если говоришь о том, к чему имеешь отношение, то говори к месту, с расчетом точного попадания в цель. Часто бывает, что люди говорят о касающемся их, но не к месту, за что и упрекаемы.
3. Не спорь! Ни с терпеливым (умным), ни с глупцом. В терпеливом ты пробудишь чувство неприязни к тебе (он победит тебя как минимум ответным молчанием), а глупец причинит тебе боль (своим невежеством и невоспитанностью).
4. В отсутствие друзей говори о них то, что хотел бы слышать из их уст о себе (вспоминай о них только в хорошем ключе). Умей прощать друзьям и желай им только благоденствия, как желаешь это самому себе.
5. Совершая поступки, будь мужчиной: не упускай из виду очевидность воздаяния за благое и необратимость наказания за греховное».
Вахб ибн Мунаббих, вспоминая мудрость рода пророка Дауда (Давида), говорил: «Умный должен знать (понимать, чувствовать) время, в котором живет; придерживать язык (когда это необходимо) и полностью отдаваться своему делу».
5. Не лезть в чужие дела и быть занятым своим дозволенным делом.
Посланник Аллаха (мир ему и благословение Всевышнего) говорил: «Хорошим проявлением покорности человека пред Богом является такое качество, как умение игнорировать все то, что его не касается«. Это означает, что верующему необходимо сосредоточиться на достижении целей земного и вечного мира и не лезть в чужие дела, чтобы пытаться самоутвердиться. Хороший совет не делает тебя лучше, он должен сделать лучше того человека, которому ты даешь совет. Мы можем поправлять других людей, если они делают запретное, но только с позиции, что мы делаем это ради Аллаха, и мы не должны думать, что мы лучше тех, кому мы даем советы. АузубиЛлях. Так как гордыня — качество присущее шайтану, из-за которого он бы изгнан, из-за которого он стал неверующим, из-за которого Господь проклял его навечно.
Также есть много изречений Посланника о достоинствах труда, перечислим некоторые из них.
«Аллах сделал благодеяние обязательным для вас» (Муслим).
«Аллах любит дела, в которых есть тяжесть».
«Если мы кому-то дали работу и предоставили средства к существованию, а он претендует на что-то сверх этого, то оно добыто нечестным путем» (Абу Дауд).
«Поклоняйся Аллаху так, как будто вот-вот умрешь (искренне, от души), и занимайся мирским так, как будто будешь жить вечно на этом свете».
«Поистине, Аллах любит, когда вы выполняете свою работу добросовестно» (аль-Байхаки).
«Аллах больше любит рабов, которые обеспечивают себя сами».
«Лучший (способ) заработка — честная торговля и работа человека своими руками».
«Если он (юноша) обеспечивает своих старых родителей, то он на пути Аллаха! Если он вышел на заработок, чтобы обеспечить маленьких детей своих, то он на пути Аллаха! Если он вышел на заработок, чтобы обеспечить себя и не нуждаться в людях, то он на пути Аллаха…» (Табарани).
Поэтому прекрасной привычкой будет халяльная работа, которая тебе нравится и которая приносит пользу окружающим, концентрация на выполнении этой работы и выполнять ее только ради Аллаха, тогда эта деятельность тоже будет поклонением.
Просим Аллаха о даровании нам возможности во всем следовать советам Посланника Господа, просим защиты у Аллаха, ведь только Он может защитить, просим Его о внушении нам богобоязненности и искренности. О Аллах, прости нас и даруй нам счастье в обоих мирах. Аминь.