ПОДЕЛИТЬСЯ

В арабском языке слово «скромность» переводится как «хайя», и имеет такие значения как «смирение», «стыдливость», «застенчивость» и др. Чем более высоких степеней достигает человек по пути духовного и личностного роста, тем более ему присущи такие качества, как смирение, скромность, уважение к себе и к другим. И хотя иные могут полагать, что стыдливость является препятствием к благу, в этих качествах сокрыто множество благ. 1. В скромности нет ничего, кроме блага. В хадисе от Муслима говорится: «Стыдливость — это добро».

2. Скромность ведет в Рай. «Стыдливость — от веры, а вера ведет в рай, а бесстыдство — от грубости, а грубость приводит в ад». (ат-Тирмизи)

3. Стыдливость – признак веры. «Стыдливость – от веры» (Муслим)  В другом хадисе говорится: «Стыдливость и богобоязненность в речи — это две веточки веры, а грубость и напыщенные речи — это две ветви лицемерия». (Ахмад) Еще один хадис подтверждает, что скромность верующего не является ничем иным как проявлением его имана: «У веры семьдесят с лишним (или шестьдесят с лишним) ветвей. Высшая из них — это произнесение слов «нет божества, кроме Аллаха», а низшая — устранение препятствия с дороги. Стыдливость — это тоже веточка веры» (Этот хадис передал Муслим.)

4. Стыдливость укрепляет веру. В хадисе передается: «Стыдливость и вера привязаны друг к другу, и когда человек лишен чего-то одного из них, то непременно лишен и другого» (аль Хаким, аль Байхаки)

5. Стыдливость украшает все, чего касается. Анас, да будет доволен им Аллах, рассказывал, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Стыдливость является украшением любой вещи, а непристойность – пороком». (ат-Тирмизи)

6. Это черта, которую любит Всевышний. Яъла ибн Умеййа рассказывал, что Посланник Аллаха увидел мужчину, который купался в открытом месте. Он поднялся на минбар, воздал хвалу Аллаху и сказал: «Воистину, Аллах — стыдливый и укрывающийся. Он любит, когда люди стыдливы и укрываются от других. Пусть же каждый из вас, когда купается, укрывается [от чужих взоров]». (Ахмад)

7. Стыдливость и скромность препятствуют порочности. «Одна из истин, которую люди усвоили из учений ранних пророков, гласит: если ты не стесняешься, то делай что пожелаешь». (Бухари) И как говорят некоторые ученые относительно этого хадиса, его смысл в том, что «если у тебя нет стыдливости, которая мешала бы тебе совершать запретное и порицаемое, или упускать нечто обязательное, то делай что хочешь. Поистине, нет блага в том, кто не чувствует стыда»

8. Всевышний возвышает смиренного и скромного раба. Анас, да будет доволен им Аллах, рассказывал: «Верблюдицу Посланника Аллаха аль-Адбу никто не обгонял, или почти никто. Как-то один бедуин на своем верблюде обогнал ее, и мусульмане рассердились. Посланник Аллаха заметил это и сказал: «Аллах обязался унизить каждого, кто станет превозноситься в этом мире». (Бухари) Также в хадисе от Муслима передается со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах: «Аллах не прибавляет своему милосердному рабу ничего, кроме чести и достоинства. И тот, кто проявляет скромность ради Аллаха, того Аллах возвысит». Имам ан-Нававий сказал, что есть два объяснения этого хадиса: Такого человека Аллах возвысит уже на этом свете и укрепит его в соблюдении из-за его смирения, и люди будут его уважать. Такой человек получит большое вознаграждение и высокое положение на том свете из-за того, что был смиренным в этом мире. Стыдливость является похвальным качеством, оживляя сердце, тянущим за собой другие благодетели. Как сказал об этом один из ученых: «Слово «стыдливость/хая΄» (حياء) происходит от слова «жизнь/хаят» (حياة), от него же происходит и слово «дождь/хая» (حيا). Чем живее сердце человека, тем сильнее в нём качество стыдливости. Если же стыда мало, то причина тому – мёртвое сердце и дух. Чем больше жизни в сердце, тем совершеннее стыдливость»

Ася Гагиева