По мнению Имама Раббани, разум и вдохновение (ильхам) бессильны перед тем, чтобы должным образом постичь сущность и качества Аллаха, достигнуть твердой убежденности (йакын), безупречно и в полной мере познать истину и получить знания за пределом возможностей познания. Результат, который можно получить посредством разума и вдохновения, и знания, которые они приносят, никогда не будут свободны от сомнений, неопределенности, ошибок и опасности что-либо упустить.
Поэтому правильное понимание смысла жизни, вселенной и познание Аллаха в форме, подобающей истине, возможно только через посредство пророков, наполненное благом откровения – точного источника истины. Также как возможности разума превосходят возможности таких чувств, как зрение и слух, так и возможности и горизонты пророчества превосходят разум. Почитание Аллаха, поклонение, подчинение божественным повелениям и самый правильный путь к Его познанию могут показать только пророки.
Философы, считая разум субстанцией, обладающей безграничной мощью в постижении истины и давая все оценки на основе своих умозаключений, совершали смехотворные ошибки в вопросах познания Аллаха. Также как не существует чистого безупречного разума, так и не может быть речи о чистом вдохновении, свободном от правильного или неправильного управления желаниями «нафса» и внешних воздействий.
Это можно сравнить с мифологической птицей «Анка» – есть понятие, но нет на самом деле. «Ишракиты», считающие, что истины рождаются внутри, и те, кто занимается только очищением «нафса» посредством «риязата» (довольства малым), также попали в ловушку домыслов, сомнений и невежества. Невозможно существование чистого разума без недостатков и ошибок, поскольку разум попадает под влияние умозаключений и мыслей, перешедших в степень веры, и внешних воздействий. Он не может избавиться от таких слабостей, как зависть, гнев, страсть, и таких недостатков, как забывчивость, рассеянность и вероятность ошибок. Многие из его решений приобретают цвет его слабостей и недостатков и смешиваются с ними.
По этой причине разум не является безупречным источником, наоборот, он не компетентен. И, напротив, ангел, приносящий откровение пророкам, свободен от всех этих недостатков и не подвержен никаким негативным воздействиям. По этой причине, безошибочным и безупречным источником является только пророчество. Без пророчества невозможно и истинное очищение нафса (Имам Раббани, Мактубат, II, 150, номер 266; III, 239-242, номер 23; Абу-ль-Хасан ан-Надви, Имам Раббани, с. 203-204, 227.).
Великий ученый Ислама, историк и социолог Ибн Халдун так говорит об этом: «Разум – это точные весы. Однако с его помощью вы не сможете взвесить вопросы, связанные с Аллахом и «ахиратом», истиной пророчества и истиной, находящейся за пределами разума. Это будет бесполезным усилием, подобным желанию человека взвесить на ювелирных весах горы со словами: «Как же точно они отмеряют!» Ничего не скажешь о точности весов, но у них есть предел взвешивания. Подобным образом, и у разума есть границы познания, поиска и понимания, и невозможно сделать шаг за пределы этого (Ибн Халдун, Мукаддима, с.473).
Философия и подобные ей пути преследуют цель постижения истины собственными силами, без пророческого призыва и руководства. Однако нельзя познать эти истины, не заручившись помощью избранных рабов, которых Аллах наделил благом пророчества. Они – самое великое благо от Аллаха для всего человечества. Даже крупицу от того величественного знания о Сущности и качествах Аллаха, которое дают пророки, не ожидая какой-либо платы, люди не смогут получить путем тысячелетних философских размышлений, исследований, анализа, наблюдений и очищения «нафса».
«…Такова милость Аллаха к нам и к человечеству, но большинство людей неблагодарны» (Йусуф, 38) (Абу-ль-Хасан ан-Надви, Имам Раббани, с. 211-212).