«Сынок, самое главное – это отказ от излишних дозволенных дел (мубах) и довольствование их необходимым количеством.
Их нужно использовать с намерением заработать силу и пробужденность сердца, чтобы достойно выполнять наши поклонения перед Аллахом» (Имам Раббани, Мактубат, I, 306, номер 73).
«Не следует проводить время в играх и развлечениях… Не то, чтобы в запрещенных, даже в пустых делах не стоит растрачивать жизнь. Будь внимателен, не внимай музыке и пению и не обманывайся, получая от них удовольствие! Поскольку музыка (будоражащая «нафс») – это яд, облаченный в мед.
Остерегайтесь злословия и сплетен! Поскольку относительно тех, кто совершает эти скверные дела, пришло устрашающее предупреждение.
Также важно остерегаться лжи и клеветы. Эти два занятия запрещены во всех религиях. Те, кто совершают их, находятся под угрозой.
К великим делам относятся скрытие недостатков созданных и их грехов, прощение ошибок» (Имам Раббани, Мактубат, III, 292, номер 34).
«Подчинение пророкам возносит человека на высокие уровни, следование за людьми, очистившими свое сердце, возносит человека на великие уровни. Благородный Абу Бакр, постоянно следуя за нашим Пророком (салляллаху алейхи ва саллям), стремился к счастью подчинения ему и стал главным среди преданных. А проклятый Абу Джахиль, поскольку растратил свою способность подчинения на нечистые желания «нафса», стал главой проклятых» (Имам Раббани, Мабдава Маад, 51 раздел).
«Привязанность ученых к этому миру – это пятно на их прекрасных лицах. Знания таких ученых, даже если принесут пользу людям, не принесут пользу им самим. Это не является важным, даже если укрепление религии стало их обязанностью. Поскольку поддержка религии иногда может быть совершена руками «залимов» и грешников…
Итак, если ученые не будут следовать за мирским и смогут отказаться от преклонения перед чинами,
властью, богатством и высоким положением, тогда они станут учеными «ахирата» и наследниками Пророка. Так же они – самые почетные среди созданных» (Имам Раббани, Мактубат, I, 197-199, номер 33).
«Этот мир – пашня «ахирата». Горе тому, кто не засеивает эту пашню и оставляет ее плодородную почву пустой, губя семена деяний! Нужно знать, что это есть расточительство, которое возникает, если оставлять землю незасеянной или бросать в нее гнилые испорченные семена. (То есть, человека постигнет убыток в вечности, если он растратит свою жизнь впустую или погубит ее в следовании желаниям «нафса»). Все знают, что вред от второй причины больше, чем от первой (Имам Раббани, Мактубат, I, 159, номер 23).
«Знай, что сура или аят, которые были ниспосланы в отношении какого-то события, принесут читающему его абсолютную пользу в этом вопросе. Например, чтение аята об очищении «нафса», оказывает большое влияние на очищение «нафса» от дурных качеств. Остальное – аналогично этому» (Имам Раббани, Мукашафату Гаибиййя, 11 раздел).
«По мнению этого факира, причина возвышения людей в том, насколько они поддерживают религию и идут впереди в вопросе жертвенности в имуществе и жизни ради доведения положений религии. Наш Посланник Аллаха (салляллаху алейхи ва саллям), поскольку был впереди всех в этом вопросе, стал несравненным примером для каждого верующего. Подобным образом, другие люди, идущие впереди в поддержке религии и ее распространении, стали примером для тех, кто пришел после них» (Имам Раббани, Мактубат, III, 141, номер 99).
(Всевышний Аллах научил Своих рабов такому ду’а:
«…Господь наш! Даруй нам отраду глаз в наших супругах и потомках и сделай нас образцом для богобоязненных!» (аль-Фуркан, 74).
То есть, недостаточно быть обладателем богобоязненности, нужно стараться также быть первым в «такве».
«Цель сотворения человека – это выполнение обязанности поклонения. Если кому-то в начале или середине пути будет дарована любовь, то целью этого является достижение состояния обрывания связей со всем, кроме Всевышнего Аллаха.
То есть, любовь сама по себе не является истинной целью. Поскольку она – это одно из средств достижения уровня поклонения.
Если «салик» полностью спасется от плена и поклонения всему, кроме Аллаха, он сможет стать Его рабом. Самой высокой степенью приближения к Аллаху является степень «’убудийят» (быть рабом). Среди степеней приближения к Аллаху нет более высокой, чем эта степень» (68 Имам Раббани, Мактубат, I, 180, номер 30)