ПОДЕЛИТЬСЯ

Эмре с раннего утра вместе с отцом пошла в школу. Школьный клуб следопытов, в котором состояла и Эмре, в первые выходные дни июня собирался выехать в летний лагерь. Когда Эмре пришла в школу, школьный автобус уже подъехал, и все было готово к отправке. Через некоторое время автобус тронулся, держа курс в сторону летнего лагеря. Руководитель клуба, учитель турецкого языка Исмаил-бей объявлял в
микрофон предстоящий план клуба:
— Друзья, в первую очередь хочу объявить вам, что целью нашей экскурсии является, как хорошо отдохнуть, так и пополнить свои знания. Мы увидим места, которые никогда до этого не видели, приятно проведем время вдали от городской суеты.  Автобус оставит нас в лагере “Сосновый бор”. Там мы поставим палатки, будем играть в разные подвижные игры. На второй день нашей экскурсии мы отправимся в пещеру Чорактепе, находящуюся в двух часах пути пешком от лагеря. Эта пещера известна рисунками, сделанными на ее стенах людьми еще в первобытную эпоху. У меня особая просьба к вам: соблюдать все правила, ни в коем случае не отлучаться от группы и соблюдать чистоту. Не надо забывать, что, если мы будем заботиться о
чистоте окружающей среды, то сами будем жить в здоровой среде и последующим поколениям передадим ее, не испортив, чистой и здоровой. Это одна из важнейших наших задач. После полуторачасового путешествия они достигли лагеря. Сначала выбрали места для установки палаток. Спустя некоторое время, под руководством учителя палатки были установлены. В самой большой из них разместили кухню и
легкие разборные столы. «Вождь племени» Исмаил-бей, затрубив в трубу, собрал вокруг себя жителей лагеря:
— Друзья, сейчас одиннадцать часов. В час дня соберемся на обед. А пока вы свободны с условием, что не будете далеко уходить от лагеря. Я прошу троих из вас
помочь мне с приготовлением обеда.
Дети, почувствовав свободу, разбились на группы и начали играть в разные интересные игры. Играть на нежном зеленом травяном ковре под ласковым весенним солнцем, вдыхая хвойный аромат соснового бора, было большой радостью и благом для детей, которых они были лишены в городе. Но вот наступило время обеда. Устроив веселую возню возле ручья, дети вымыли руки и лица и заняли места за столами в большой палатке. На свежем воздухе они проголодались. Выставляющие дома сотни капризов за обеденным столом, здесь они вмиг опустошили свои
тарелки. После обеда на зеленой лужайке все вместе совершили намаз перед Аллахом, создавшего всю эту красоту. Затем юные следопыты с учителем Исмаил-беем до вечера ходили по лесу. А возвращаясь обратно в лагерь, набрали
дров, чтобы вечером разжечь костер. Когда они вернулись в лагерь,их ждал ужин,приготовленный их товарищами, которые остались дежурными по кухне. После вечернего намаза дети расселись вокруг весело потрескивавшего костра и начали
показывать свои таланты: кто-то пел, кто-то рассказывал истории, кто-то смешил своих товарищей. Они даже не заметили, как пролетело время.
Под стрекот кузнечиков дети разошлась по своим палаткам и, полные впечатлений
прошедшего дня, сразу же уснули. Еще до рассвета все проснулись от голоса
Исмаил-бея. Если дома родителям приходилось подолгу будить и упрашивать детей, прежде чем они проснутся, то здесь, на свежем лесном воздухе они хорошо выспались и отдохнули. А когда, сделав тахарат холодной водой из ручья,
они совершили утренний намаз, от сна не осталось и следа. Потом они построились, чтобы сделать утреннюю зарядку под руководством учителей Омера и Исмаил-бея. Ах, если бы выходные дни в городе, когда они спали до обеда и целый день бездельничали, проходили столь же насыщенно и бодро! После зарядки все
обитатели лагеря побежали на завтрак, который уже ждал их в большой палатке, отведенной под столовую. Завтрак прошел быстро, так как всем не терпелось скорее отправиться в поход в пещеру Чорактепе. Исмаил-бей сказал:
— Молодежь! Наш путь составит около двух часов пешком. С собой нужно взять провизию, питьевую воду и головные уборы, чтобы уберечься от солнечного удара.
Эмре и ее товарищи, выстроившись цепочкой, по узкой тропинке начали подъем к горе Чорактепе. Первые полчаса пути они шли, оживленно общаясь и обмениваясь шутками, кто-то бегал наперегонки, но потом дорога начала утомлять их. Солнце тем временем достигло зенита и уже не было таким ласковым, как в утренние часы. От жары пересыхали горло и язык. Когда группа достигла, наконец, вершины горы, то в полном изнеможении улеглась в спасительной тени очень удачно оказавшихся
здесь рябин. Не привыкшие к таким дальним переходам под палящим солнцем, дети сильно устали.
— Что ребята? Неужели устали? – подзадорил обессилевших подопечных «вождь племени» Исмаил-бей. — Соберитесь, начинаем экскурсию по пещере.
Пещера, в которую они строем, держась за руки, вошли через проход между двумя скалами, внезапно поразила их. Яркий свет, обжигающий воздух остались снаружи, а они мгновенно погрузились в леденящий холод и абсолютную темноту чрева пещеры, будто оказались в огромном холодильнике. Учитель Омар освещал фонариком стены и рассказывал о пещере:
-Друзья,мы с вами сейчас можем прикоснуться к странице истории, написанной человеком тысячи лет назад. Это послание из древности, дошедшее до наших дней. Многие детали, на первый взгляд кажущиеся непонятными, с точки зрения истории содержат очень важную информацию. Наскальные рисунки, которые мы
здесь видим, рассказывают нам об образе жизни людей той эпохи, о том, как они питались, об их быте и других сторонах жизни…
Увлекательная экскурсия по пещере закончилась, ребята расположились на привал, пообедали, отдохнули, и к ним вернулось прежнее оживление и оптимизм. По команде учителя Омара они собрались в обратный путь:
— Друзья, как мы и запланировали на сегодня, мы посетили пещеру Чорактепе. Сейчас три часа, время полуденного намаза, после намаза нам нужно отправляться обратно в лагерь.
Мелих, у которого закончилась в фляжке вода, спросил:
— Учитель, у меня совсем не осталось воды. И я думаю, что у других тоже воды не осталось. Здесь поблизости нет ни родника, ни ручья, ни деревни, в которой мы смогли бы найти воду. Как же мы сделаем тахарат для намаза?
Учитель Омар ответил:
— Прекрасный вопрос! Молодец, Мелих! Я как раз хотел объяснить вам это. Друзья, наша прекрасная религия Ислам никогда не нагружает человека обязанностями, которые ему не под силу. То есть религия Ислам – не затрудняющая человеческую жизнь, а облегчающая. Подняв руку вверх, попросил слова Али:
— Значит, мы не будем сейчас совершать намаз, не так ли учитель?
— Нет Али, — ответил учитель, — для мусульманина, ответственного за выполнение
религиозных обязанностей, ни одна причина не может служить препятствием для намаза. В случае, когда нет воды и до истечения времени намаза нет возможности ее найти, мы можем совершить намаз, сделав таяммум. Сначала делаем намерение совершить таяммум вместо тахарата. Потом, слегка ударив ладонями по чистой поверхности земли, проводим ими по лицу. Второй раз ударив ладонями по земле,
протираем ими руки до локтей. Вот так все просто, ребята. Али опять спросил:
— Учитель, а можем ли мы совершать после таяммума все те поклонения, которые
совершаем после тахарата?
— Конечно, Али. Мы можем совершать все поклонения, с условием, что после наступления времени следующего намаза будем обновлять таяммум, — ответил учитель.
Дети, радостные оттого что узнали нечто новое, вместе с учителями стали делать таяммум. После коллективного намаза группа направилась в обратный путь к лагерю. После возвращения в лагерь первым делом все побежали к ручью и,
выстроившись в длинную очередь, пили и не могли напиться чистой прохладной воды. Время, проведенное в лагере, который они покинули в воскресенье на закате, принесло много пользы Эмре и ее товарищам. Они увидели и познали много нового, чего не видели и не знали раньше. И это не было утомительным для них, как школьные уроки, а, напротив, пребывание в лагере прошло увлекательно и интересно. Эмре последний раз взглянула из окна автобуса на вершину Чорактепе, напоминающую орлиное гнездо. Размышляя о планах посещения лагеря на будущий год, Эмре заснула на плече своего друга Бурхана.