ПОДЕЛИТЬСЯ

Он был высокого роста, широк в плечах. Изтпод нахмуренных бровей смотрели проницательные глаза. Его кожа была смуглой. Лицо обрамляла с проседью борода. Он был очень скромным и мягким в обхождении. Он был далек от возражений и упрямства. В молодости он увлекался борьбой, поэтому был физически развитым и имел крупное телосложение. Что касается его духовности, то он был известен всем как праведник, вобравший в себя все, что несет в себе шариат, тарикат и ма’рифат.
Амир Кулал был из «сеидов» – из рода Пророка (саллаллаху алейхи ва саллям). Отца его звали Хамза. Родился он в селении Сухар, что примерно в одиннадцати километрах от Бухары. Там он родился, жил и умер. Датой его смерти источники называют 8 Джамадиль-Авваль 772/29 Ноября 1370 года. Точной же даты его рождения мы не знаем. Известно, что он и его семья занимались гончарным ремеслом, из-за чего их и прозвали «Кулалами». Известно, что его родственником был зять Османского султана Йылдырыма Баязида, любимец жителей Бурсы, Амир
Султан. Из-за того, что в молодости он занимался борьбой, имел могучее телосложение. О таком необычном увлечении этого известного человека рассказывают такую историю: «Однажды один из наблюдавших за поединком Амира Кулала подумал: «Как это возможно, чтобы потомок самого Посланника Аллаха был увлечен таким нововведением?» Едва он успел так подумать, на него нашел сон. Он увидел во сне, что как будто наступил конец света, и он, упав в трясину, барахтается в ней. Сколько бы он ни барахтался и ни старался выбраться из этой трясины, все глубже погрязал в ней. И, когда он уже распрощался со своей жизнью, перед ним откуда-то возник Амир Кулал, который, обхватив его своими мощными руками за пояс, одним рывком вытянул из трясины. Очнувшись от сна, человек увидел, что состязание окончено, а перед ним стоит Амир Кулал и говорит ему: «Наша богатырская сила нужна для того, чтобы вытаскивать из трясины тех, кто в неё упал».
И действительно, неоспоримым фактом является то, что многие из мутасаввифов, для того чтобы вести за собой людей к Истине, а также для того чтобы быть к ним поближе, нередко овладевали различными ремеслами и навыками, которые были
популярны или востребованы среди людей или в обществе, используя их как средство для призыва. Именно для этого в Османской империи открывались текке для Силачей и отдельные текке для Лучников, чтобы физически крепкие молодые
люди могли развиваться там как физически, так и духовно. И сегодня, для того чтобы суметь подойти к современной молодежи с этой темой, также необходимо установить с ними контакт, иметь с ними точки соприкосновения именно в этой сфере. Наверное, потому что Амир Кулал был из рода Пророка (саллаллаху алейхи ва саллям) и выходцем из благородной семьи, он был воспитан в атмосфере духовности. В некоторых источниках даже говорится, что он, будучи еще в утробе своей
матери, уже знал запретное и дозволенное, давая об этом знать и своей матери. Об этом, с её слов, в одной книге по тасаввуфу говорится следующее: «Если я собиралась есть что-то сомнительное, я чувствовала в животе острую боль, которая иногда даже повторялась трижды. Таким образом, я понимала, что ем сомнительное и освобождала свой желудок от того, что успела проглотить. Причиной всего этого была благословенность ребенка, которого я носила у себя в утробе. Поэтому я была очень разборчива в пище».
Как он примкнул к Саммаси
Знакомство Амира Кулала, с его шейхом Ходжой Мухаммадом Баба Саммаси произошло также на борцовском майдане. Узнав о том, что среди борцов есть некто по имени Амир Кулал, который отличается своей благородностью и духовными возможностями, Саммаси отправляется непосредственно на майдан, где рассчитывает найти его. С ним идут и несколько его мюридов. Некоторые из них, не зная, что именно задумал шейх, проявляют нежелание посетить такое не совсем пристойное для их шейха место, но не могут перечить ему. Только Саммаси, заметив их недоумение, сказал: «На этом майдане есть мужчина, благодаря взору которого многие люди обретут истинный путь».
Во время состязания пронзительный взгляд шейха, который наблюдал за поединком, встретился со взглядом Амира Кулала. Когда они встретились глазами, произошла тайная беседа взглядов и объяснение двух сердец, после чего шейх со своими
мюридами удалился от майдана. Амир Кулал, завороженный этим взглядом, устремился за шейхом и постучался в его дверь. Во время их тайной встречи Саммаси дал ему первое наставление, и там же включил в круг своих духовных учеников. Так
Амир Кулал, который становится последователем духовного пути (сейр-у сулюк), в доме своего шейха нашел то, что искал. После этого он прослужил своему шейху целых двадцать лет. Чтобы не упустить и не утерять ничего, два раза в неделю
преодолевает двадцатипятикилометровый путь пешком между Саммасом и Сухаром, сопровождая своего шейха. И в сердце его уже не остается прежней привязанности к борьбе, ибо он переродился и начал жить в ином мире. Шах Накшибанд Мухаммад Бахауддин Бухари, который стал в тарикате основоположником отдельной ветви, названной его именем, был учеником Амира Кулала. По завершению своего духовного наставничества и во время его назначения Амир Кулал говорил ему: «Сын мой Бахауддин, все, что было в моей груди, я передал тебе. Твои возможности высоки, поэтому ступай и ищи великих людей!..»
Его Сыновья и Преемники (халифы)
У Амира Кулала было четыре сына, образование и воспитание которых, как об этом говорится в источниках, он возложил на воспитанных им четырех преемников. Его сыновьями были Бурхануддин, Хамза, Амиршах и Омар. Образование и воспитание Бурхануддина он поручил Шаху Накшибанду, воспитание Хамзы – своему преемнику Арифу Диккерани, образование Амиршаха – Мавляне Ядигару, а образование Омара – Джамаледдину Дехистани.
Поручая сына своего Бурхануддина своему преемнику Шаху Накшибанду, Амир Кулал говорил: «Каждый учитель, воспитывая своего ученика и провожая его в жизнь, желает видеть в нем результат своих стараний. Поэтому хочет исправить все ошибки ученика и недостатки. Именно поэтому я поручаю сына своего Бурхануддина тебе. Он не получал никакого образования. Поэтому учи его так, как решишь, чтобы я, видя результат твоих трудов, был спокоен».
В точности выполняя приказ своего шейха, Шах Накшибанд за очень короткий период времени смог достичь в этом хороших результатов. Он воспитал Бурхануддина на надлежащем духовном уровне, любящим уединение с Аллахом. Он вывел его в жизнь и тем самым заслужил признание шейха. Увидев, насколько сильно духовно изменился и преуспел его сын, Амир Кулал, обращаясь как к нему самому, так и к воспитавшему его Шаху Накшибанду, сказал: «Бурхануддин – теперь наш бурхан (опора)».
Таким образом, тарикат, который окреп благодаря сыновьям и преемникам Амира Кулала, был продолжен Шахом Накшибандом.
* * *
Источники: Нафахатуль-Унс, (пер. Ламии Челеби), стр. 415-416; Рашахат ‘Айнуль-Хайат, стр. 51-52; аль-Хадаикуль-вардиййа, стр. 123-125;
Адаб Рисалеси, стр.52; ад-Дурарун-Надид, стр. 31-32; Хадикатуль-Аулия,
II, стр. 41-43; Иргамуль-Марид, стр. 55; Иргамуль-Марид Пер. стр.69