Как мусульмане должны относиться к христианам и иудеям?
Почему мы задаемся этим вопросом?
- Мы хотим знать законы шариата.
- Мы хотим, чтобы наши дети прекрасно знали религию, соблюдали ее заповеди, были высокообразованными культурными людьми, были счастливыми. А этого можно достичь в условиях мира, в сильном и процветающем государстве. Война же несет страдания, разруху, злобу и ненависть.
- Мы хотим знать законы, чтобы кто-то не искажал нашу религию, и чтобы мусульмане не впадали в крайности из-за религиозной безграмотности.
Примером для подражания для мусульманина является наш Пророк (мир ему и благословение Всевышнего). И в вопросе отношения к Ахли китаб нам следует помнить Его заветы.
Для мусульманина, понимающего суть нашей религии, вопрос о взаимоотношениях с Ахли китаб очевиден!
Ислам стремится к утверждению мирного сосуществования, и устанавливает универсальные и фундаментальные постулаты, которые должны соблюдаться и уважаться при любых обстоятельствах.
Если мы хотим видеть мир прекрасным и гармоничным, между людьми должны царить мир и добрые отношения, это просто жизненно важно.
Ислам призывает нас жить мирно, невзирая на религиозную и этническую принадлежность.
Благожелательные и добрососедские отношения облегчают развитие обществ и наций.
Сказано в Коране (смысл): «О люди! Воистину, Мы создали вас из мужчины и женщины и сделали вас народами и племенами, чтобы вы узнавали друг друга, и самый почитаемый перед Аллахом среди вас – наиболее богобоязненный. Воистину, Аллах – Знающий, Ведающий» (Коран, 49:13)
По этой причине, Ислам призывает нас жить в мире и согласии с нашими соседями, что является основанием мира.
Пророк (мир ему и благословение Всевышнего) объяснил, что существует три вида соседства: первый – это когда сосед принадлежит к другому народу и другой религии, второй – это когда сосед принадлежит к другому народу, но к той же религии, а третий – это когда у вас с соседом одинаковые религия, национальность и гражданство.
И следует помнить, что Ислам требует от нас хорошего обхождения с соседями, независимо от их религиозной и национальной принадлежности.
Однажды один из табиинов Муджахид находился рядом, когда Ибн Умар заколол овцу, а его сын разделывал мясо, при этом он несколько раз повторил своему сыну: ”Как закончишь, отнеси кусок мясо соседу иудею“. И сын сказал: ”Я слышал, отец, зачем так часто повторять?” На что Ибн Умар ответил: ”О сын мой! Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) так часто завещал мне добрососедство, что я был готов считать соседей своими наследниками“.
Как же важны слова великого ученого Ибн Хаджара, который говорит: ”Отношение к хорошему и плохому соседу естественно отличается, но в любом случае мы должны желать добра всем, поминая их в своих мольбах, желая наставления к истине“.
Лукман Хаким дал такое наставление сыну:
«Не искривляй свое лицо перед людьми и не ходи по земле самодовольно и кичливо. Поистине, Господь не любит всякого надменного, самодовольного. Будь умерен при ходьбе и не повышай голоса! Самым отвратительным из голосов является [тот, что подобен] крику [безумных] ослов» (Св. Коран, 31:12, 13, 16–19).
Из многочисленных аятов, хадисов, высказываний праведников Ислама мы понимаем, что мусульманин должен обращаться с созданными с душой, полной искренности и милосердия во имя Всевышнего Аллаха.
Путь к совершенству, которого может достичь человеческая душа, проходит по дороге терпения, доброты и милосердия.
Человек – путник будущего мира и сколько он сможет совершить благих дел и добра за свою такую короткую земную жизнь, настолько он будет счастлив в будущей жизни.
Добрые дела в первую очередь приносят пользу тому, кто совершил их.
В священных аятах говорится: «Кто вершит добрые дела – это для самого же себя» (аль-Джасийа, 45/15).
Каждый мусульманин должен всегда помнить суровое предупреждение Посланника Аллаха (мир ему и благословение Всевышнего): «Рассказать ли вам об обитателях Ада? Это люди бессердечные, далекие от понятия добра, скупые и не усмирившие свою гордыню» (Бухари, Айман, 9).
Мусульманин, воспитанный на наставлениях ислама, изо всех сил стремится приносить пользу людям своего общества и ограждать их от того, что может причинить им вред.
Аллах Всевышний сказал:«…и творите благое, чтобы вы преуспели.» (Хадж, 77)
Пророк (мир ему и благословение Всевышнего) очень почитал соседей, даже если они были иноверцами. У Пророка (мир ему и благословение Всевышнего) был соседом его дядя Абу Ляхаб, который являлся многобожником. Абу Ляхаб, когда Пророк (мир ему и благословение Всевышнего) получил Откровение, каждый день с женой выбрасывал мусор перед дверью Пророка, однако Посланник Аллаха (мир ему и благословение Всевышнего) выходил и молча убирал эту грязь.
Рядом с Пророком (мир ему и благословение Всевышнего) по соседству жила иудейка, которая каждый раз, когда Пророк Мухаммад (мир ему и благословение Всевышнего) шёл в мечеть, бросала в него мусор из окна.
Однажды это прекратилось. Посланник Аллаха (мир ему и благословение Всевышнего) отправил сподвижников, чтобы они разузнали, что случилось с еврейкой. Сподвижники рассказали Посланнику (мир ему и благословение Всевышнего), что соседка его больна. Узнав это, он повелел, чтобы купили лучшие лекарства и отнесли к ней.
Пророк (мир ему и благословение Всевышнего) сказал: «…тот, кто уверовал в Аллаха, пусть почитает соседа…» (аль-Бухари, имам Муслим).
Из этих примеров ясно видно, что лучшее распространение религии идёт через хорошее отношение мусульман к не мусульманам. Показывая им на своём примере чистоту, доброту, милосердие нашей религии, мы сможем добиться очень многого. Исчезнут предрассудки и стереотипы. Будет мир и понимание между людьми.
Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) объяснял, что эта религия была дана для того, чтобы сделать жизнь человека гармоничной в целом, ислам не отделяет друг от друга религиозные и мирские дела, социальную активность и духовную жизнь.
И поэтому в представлении мусульманина, все дела человека поклонение, если он совершает их ради довольства и любви Аллаха.
Все здравомыслящие люди хотят жить в мирной, процветающей стране, но для этого надо созидать, любить и нести добро.
Омар ибн Хаттаб (да будет доволен им Аллаh) сказал: «Половина здравомыслия – поддержание добрых отношений с людьми. Половина знания – вопрос, заданный к месту. Половина жизни – предусмотрительность»
Умар ибн аль-Хаттаб (да будет доволен им Аллах), сказал: “Мы прибегаем к Аллаху за защитой от зла смут!” (аль-Бухари 7089).
Всевышний Аллах сказал в аятах Священного Корана(смысл): «Аллах не запрещает вам быть добрыми и справедливыми с теми, которые не сражались с вами из-за религии и не изгоняли вас из ваших жилищ. Воистину, Аллах любит беспристрастных…». (Сура «Испытуемая», аяты 8-9)
Ислам – это уникальные примеры религиозной терпимости. О важности соблюдения золотой середины нам сообщается в Священном Коране (смысл):
«Мы сделали вас общиной, придерживающейся середины» (сура «Ан-Ниса», аят 143).
Какую бы сферу жизни мы не взяли, Ислам придерживается «золотой середины» во всем. Будь то это вера (акыды), поклонение (ибады), законы (Шариата), морали и этики (ахляка).
Так же и в нашем обсуждаемом вопросе, мы должны проявлять милосердие, терпение, сострадание по отношению ко всем творениям нашего Господа, но также важно не раствориться , сохранить свою веру и традиции и наилучшим образом преподнести их окружающим.
Для каждого мусульманина важно довести до собеседника знания, полученные из божественного источника.
В хадисе Посланника Аллаха говорится: «Призывавший к правильному пути получит награду, подобную наградам тех, кто последовал за ним, что не уменьшит нисколько их (собственных) наград».
Одним из грехов, повлекшим на предыдущие народы Гнев Аллаха и Его кару было то, что они не удерживали друг друга от предосудительных деяний. Они совершали дурные поступки и не предостерегали друг друга от них, имея возможность удерживать от греха.
Сказано в Коране (смысл): «Они не удерживали друг друга от предосудительных поступков, которые они совершали. Как же скверно было то, что они делали!» (сура «Трапеза», аят 79).
Молчание и не удерживание грешников – есть молчаливое соглашательство с грехами. И особенная ответственность лежит на людях знания, на имамах.
Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) порицал умалчивающих, когда у них спрашивали о знании!
Когда множество людей начинают часто совершать грехи, а ученые Ислама и знающие мусульмане отказываются их удерживать от этого, то люди перестают считать такие поступки ослушанием, а некоторые из незнающих могут решить, что делать подобно даже хорошо. А что может быть опаснее такой ситуации, когда люди начнут харам считать халялем!
Но очень важно помнить, что объяснять правду нужно в самом лучшем и подходящем виде.
Коран снова указывает нам дорогу (смысл): «Скажи: «Мне велено только поклоняться Господу этого города (Мекки), который Он провозгласил заповедным. Ему принадлежит всякая вещь, мне же велено быть одним из мусульмани читать Коран». Кто следует прямым путем, тот поступает во благо себе. А тому, кто впал в заблуждение, скажи: «Я – всего лишь один из тех, кто предостерегает». (Намль, 27:91-92).
Наш Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Тот, кто станет для другого человека причиной становления на путь истинный, получит столько воздаяния, сколько (получат) те люди, которые последуют за ним. А кто пригласит кого-либо на путь заблуждения, грехи того увеличатся на количество грехов, совершенных людьми, сведенными им с пути». (Бухари, Муслим, Абу Дауд и Тирмизи)
Когда определенная часть людей уверует в истины, найдутся и такие, кто не станет им следовать. За человеком выбор: принимать или не принимать.
Верующий человек всегда должен терпеливо относиться к вопросам веры и не переходить пределов, установленных Аллахом и Его Посланником.
Всевышний Аллах сказал ( смысл): «Нет принуждения в религии. Прямой путь уже отличился от заблуждения» (Аль Бакара, 256)
Ибн Джузей, да помилует его Аллах, сказал:
« Нет принуждения в религии“, смысл этого аята в том, что положения религии Ислам чрезвычайно ясны, а доводы очевидно указывают на их правильность. Нет никакой необходимости принуждать кого-либо принимать Ислам…».
Во всех освобожденныхнных городах мусульмане составляли договор, в котором подробно оговаривали права и привилегии местного населения не мусульман и мусульман. Так было и в Иерусалиме. Договор подписали Умар и патриарх Софроний, а также несколько мусульманских военачальников. Текст договора гласил:
«Это гарантия безопасности (аман), которую слуга Господа Умар, Предводитель Правоверных, предоставляет народу Иерусалима. Он дал им гарантию сохранности их жизней, больных и здоровых, имущества, церквей, крестов, религиозных ритуалов. Их церкви не будут заселены [мусульманами] и не будут разрушены. Ни самим церквям, ни землям, на которых они стоят, ни крестам на церквях не будет причинено никакого ущерба. Они не будут насильно обращены в мусульманство…
Если они будут платить налоги согласно своим обязательствам, то условия, изложенные в данном документе, являются клятвой перед Аллахом, и засвидетельствованы Его Посланником, калифами и правоверными».
На то время это был один из самых прогрессивных договоров в истории.
Для сравнения, всего 23 года до этого, когда Иерусалим захватили персы, они учинили всеобщее кровопролитие. Не менее жестоким кровопролитием сопровождалось завоевание Иерусалима крестоносцами в 1099 году.
Договор Умара обеспечил христианскому населению Иерусалима свободу вероисповедания, в соответствии с Кораном и высказываниями Мухаммада (мир ему и благословение Всевышнего). В истории человечества это был один из первых и самых значительных документов, гарантирующих религиозные свободы.
Позднее Умар разрешил евреям совершать свои богослужения на Храмовой горе и у Стены плача, тогда как при византийцах это было запрещено.
Нет сомнений в том, что этот прогрессивный и справедливый договор имел огромное значение в плане защиты прав меньшинств. Этот договор задал тон мусульманско-христианским отношениям по всей бывшей Византийской империи.
Христиане продолжали свободно проводить свои религиозные службы. Со временем Иерусалим стал местом жизни приверженцев разных религий. В нем не было места ненависти и вражде, которые, к сожалению так характерны для Иерусалима сегодня.
Иерусалим находился под властью мусульман в течение 1193 года и за это время никто не покушался на его священный статус. Мусульмане, в отличие от римлян и крестоносцев оставили в неприкосновенности все главные святыни христианства и иудаизма, хотя никто в том далеком 637 году, или позже, после изгнания крестоносцев не мог им помешать разрушить их подобно римлянам и персам.
Даже сегодня, когда продолжается борьба за будущий статус города, многие мусульмане, христиане и евреи утверждают, что договор остается авторитетным юридическим документом и может помочь в решении нынешних проблем
В Исламских странах со времен Пророка Мухаммада (мир ему и благословение Всевышнего) проживает большое количество христиан и иудеев. Их принято называть «ахли зимма» или «муахад» т.е. проживающие по договору, под покровительством Аллаха и Его Посланника. Ислам разрешает им исповедовать свою религию. Незаконное их притеснение является преступлением, ибо сам Пророк предупредил: «Тот, кто убьет му‘ахада, не почувствует благоухания Рая, которое будет ощущаться уже на расстоянии сорока лет пути». (Сахих)
Исламский ученый Ибн Хазм писал: «Если в наши страны вторглись враги, пришедшие воевать исключительно с «ахли-зимма», мы обязаны сражаться и погибнуть за них, охраняя того, кто находиться под покровительством Всевышнего Аллаха и покровительством Его посланника ».
Коран учит мусульман справедливо относиться ко всем людям, делать добро близким родственникам и друзьям, незнакомым людям и путникам.
Сегодня, когда нацизм вновь встает на ноги, надо помнить о том, что чудовищные идеи нацизма и фашизма могут поглотить все разумное, все человеческое. Ксенофобия, возвышение одних народов и рас, насаждение чувства превосходства одних наций и народов над другими – это страшная угроза для существования цивилизации, сохранения рода человеческого и это противоречит заповедям нашего Милостивого Творца!