Анас эфенди Мамедов выступил с лекцией о важности намаза.
Комектес хазрат Жагипаров раскрывал тему Исламского права с позиций четырёх мазхабов на основе шафиитского и ханафитского мазхабов — намаз путника. Он привёл аяты, хадисы, доводы ученых, подробно объясняющих данный вопрос. Были сформулированы понятия «сафар» (ханафи-18 фарсахов, по другим-16) и «мусафир» как термины в четырех мазхабах Ахли сунна валь джамаа. По ханафи —3 дня пути, по остальным — меньше, а по времени путешествие должно занимать 3 дня пути пешком, а по другим меньше, по шафии-2 дня. В ходе выступления были разъяснены религиозные положения, касающиеся путника и путешествия.
Были объяснены различия в хукме каждого мазхаба и далили указывающие на это. Так, например, ханафитский мазхаб называет сокращение намаза с 4 ракаатов до 2 ракаатов путнику как установление АЗИМА (изначально установленная норма). Доказательством является высказывание Айши (радиаллаху ‘анха): «Сначала намаз был предписан в два ракаата. Затем были добавлены еще два ракаата (когда люди находятся у себя на родине), а что касается тех, кто находится в пути, то для них предписания остались прежними» (Бухари, Салят, 1; Муслим, Мусафирин, 1; Абу Дауд, 2/3).
В связи с этим в ханафитском мазхабе сокращать намаз является ваджибом, а читать его в полном объёме макрух, но в других трёх мазхабах сокращение (КАСР) является РУКСА (вторично установленная норма, как правило касающаяся облегчения), в данном случае облегчение, связанное с затруднением в путешествии. Исходя из этой позиции три мазхаба считают сокращение(каср) сунной муаккыда, в хамбалитском мазхабе — полноценное не сокращенное выполнение намаза приветствуется, так как оставление РУКСА в пользу АЗИМА имеет больше награды. Например, путник, держащий пост в месяц Рамадан имеет больший саваб, чем недержащий.
В отличии от ханафитов шафииты придерживаются условия, что сафар должен совершаться в богоугодных целях и только при выполнении этого условия, мусафир имеет право на облегчение в пути как:
- сокращать намазы;
- совершать масх в течение трёх суток;
- не поститься в Рамадан;
- не посещать джума, ид и коллективный намаз;
- читать сунны намаз в направление движения транспортного средства и др.
То есть если по шафиитскому мазхабу путник выйдет в путь, имея намерение совершить что-то запрещенное по шариату, то он не имеет права на вышеперечисленные послабления, а ханафиты цитируя аят: «Когда вы странствуете по земле, то на вас не будет греха, если вы укоротите некоторые из намазов, если вы опасаетесь искушения со стороны неверующих. Воистину, неверующие являются вашими явными врагами» (Ан-Ниса, 101 аят), — указывают ,что этот аят имеет общий характер и любой путник может воспользоваться милостью Аллаха в облегчении в пути. (Остальные многочисленные нюансы намаза путника будут рассмотрены в следующую пятницу).
Шейх Абдуллах Хуссейн рассказал о культуре общения и ведения дискуссий в религии ислам. Он объяснил, кто имеет право выступать в дебатах, когда это является запретным, а когда становится фардом. Есть 10 правил, которые необходимо соблюдать, чтобы дискуссия принесла пользу обществу.
1. В арабском языке дискуссия или хивар означает «слушать и отвечать, обмениваться своими мыслями». Главное правило: цель дискуссии-найти истину, а не спорить. Человек должен осознавать, что он может ошибаться. Дискуссия должна быть ради Аллаха, а не ради хвастовства и демонстрации своих умений побеждать в дебатах.
2. Выступающие должны быть специалистами в теме, о которой они будут говорить. Если они не понимают вопроса, то начинают ругаться и переходить на личности, что недопустимо.
3. До того как выступать нужно договориться об правилах, общепринятых обеими сторонами, например общие источники, на которые опираются оба оппонента (Коран и сунна).
4. Прекратить дискуссию, если нет результата и нарастает конфликтная ситуация. Сегодня люди полемизируют в комнате, потом спор выходит за рамки этой комнаты, и соратники оппонентов начинают ругаться между собой, а затем и их народы становятся враждебными друг к другу. Нужно уметь уважать человека, с которым ты ведёшь диалог. Необходимо выбирать слова, соответствующие культуре и вежливости.
5. Не переходить на другие темы, пока не решили заданную в начале дискуссии.
6. Недостаточно только привести доказательство, нужно доказать свою точку зрения, раскрыть и объяснить своё доказательство, а затем выслушать своего оппонента и ответить на его доказательства.
7. Когда мы дискутируем нельзя ненавидеть и ругать личность своего оппонента. Нельзя пользоваться своей должностью, возрастом, местом в обществе, кичиться образованием.
8.В каждом диалоге должен соблюдаться адаб. Не повышать голос, давать время человеку, с которым беседуешь, высказать свою точку зрения, делать паузы, уметь слушать своего оппонента, не перебивать его, не смотреть на него как на врага, уважать его, не унижать его, не припоминать ему прошлые ошибки.
9. Когда мы завершаем нашу дискуссию, если наш собеседник оказался прав необходимо принять правду и поблагодарить его. Нужно, чтобы он получил удовольствие от беседы, от времени проведённого вместе, что бы в будущем он стал вам другом.
10. Стараться чтобы диалог не выходил за рамки места, в котором он произошел, чтобы никто не спорил на улице, в интернете, на телевидении. Мудрость обоих оппонентов заключается в том, чтобы они не натравливали своих последователей друг на друга.
После, Улукбек хазрат Алимов ознакомил участников курсов с различными кыраатами Священного Корана и раскрыл секреты, скрывающиеся в суре аль-Ихлас.