ПОДЕЛИТЬСЯ

 

РОЛЬ И МИССИЯ ИМАМА В ФОРМИРОВАНИИ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТИРОВ У СОВРЕМЕННОЙ МУСУЛЬМАНСКОЙ МОЛОДЕЖИ

Согласно исламскому мировоззрению, образцовые личности были благородными и смиренными, дальновидными и способными вдохновлять. Они были преданы служению своему народу…

Ту ответственность за свою миссию и судьбы людей, которую на своих плечах несли великие посланники Всевышнего, пророки, ученые, сегодня несет Умма пророка Мухаммада, мир ему и благословение и в частности имамы, получившие достойное религиозное образование и обладающие высокой духовностью и прекрасной нравственностью.

Сегодня все человечество подвержено активному процессу глобализации (вестернизации), который берет свое начало после окончания второй мировой войны и продолжает прогрессировать сейчас.

Данный процесс охватывает многие отрасли: общественную жизнь, технологии, науку, социальную сферу, образование, мышление человека, идеологию, политику, менеджмента и т.д.

Воздействие колоссальное для каждого жителя планеты!

В основном влияние идет из стран ядра (по И. Валлерстайну), то есть с Западного мира. Что за влияние спросите вы?! Ответ не будет однозначным или научным (эмпирическим). Явное влияние оказывается на молодежь нового поколения (я имею в виду, после распада СССР). Этот процесс особо тронул сегодняшних 20-ти и 30-ти летних граждан СНГ. Каждый из нас взрослых являемся свидетелем образа жизни современной молодежи.

Начиная с манеры одеваться, разговаривать, общение между полами, способы времяпровождения, досуги, пользования технологиями и т.д. Я не намерен все западное критиковать…, но ни для кого не секрет, что здесь идет целенаправленная война за умы, сознание, и в дальнейшем управление массами. Молодежь массово потребляет все подряд, подражая их ценностям, мировоззрению, мышлению…

«Возвеличивая»  поколение «потребителей» современное общество ввергается в кризис духовности, теряя моральные принципы, устои общества размываются, подстраиваясь под некий «иностранный стандарт поведения».

Рост аморальных поступков, разгул преступности, падения нравственности сплошь рядом! Мы сами замечаем все это!

Через СМИ, интернет, фильмы, онлайн игры пропагандируется, и внедряются в массы вышеперечисленные характеристики. В подавляющем большинстве «цифровых продуктов» акцент делается  на негатив, «вседозволенности», беспредела в широком смысле. И потребители – наше будущее…

А где моральная сторона, духовная составляющая в поведении нового поколения… с потерей этих составляющих вряд ли мы можем созидать, расти, брать ответственность за семью, общество, государство. Именно сейчас мы должны позаботиться об ориентирах наших благочестивых предков и привить, воспитать и дальше пропагандировать высоконравственные принципы нашей молодежи, пока не стало поздно… Главная цель любого государства сегодня – активная работа с молодым поколением, ведь духовно-нравственный ориентир является фундаментом и стерженем нашего общества.

«Если вы хотите узнать о будущем какого-либо общества, посмотрите на его молодежь» — говорил Умар, который руководил огромным государством от Ирана до Египта, а также при нем был расцвет и развитие многих народов. Эти слова актуальные и для нас. Все нам необходимо задуматься и сделать соответствующие выводы…

Жизнь в контексте аятов Священого Корана

К сожалению, современная мусульманская молодежь стала инертной и ведет порой образ жизни, не соответствующий последнему Божественному Писанию.

Есть много аятов, посредством которых Всевышний Аллах обращается к нам и призывает всех нас задуматься, выйти из зоны комфорта, начать трудиться и совершенствоваться  на духовном поприще, став примером обществу, быть в авангарде во всем благом… Только вернувшись к нашим ценностным ориентирам мы сможем изменить жизнь к лучшему и оставить след в мировой истории ради довольства Всевышнего.

Приведу несколько аятов для размышления:

«Он [Господь миров] сотворил смерть и жизнь для того, чтобы испытать вас, кто будет лучшим в делах (в работе, труде; занятиях, поступках) [материализуя мысли, размышления и слова в конкретные продуманные и перспективные дела, поступки, имея при этом высокую квалификацию и подходя ко всему ответственно]. Он [Господь миров] — Всемогущ и Всепрощающ». (Св. Коран, «Аль-Мульк, 2).

«Возьми [себе на вооружение] умение прощать [будь снисходительным]; побуждай [следовать] общепризнанным нормам [благородства, этики, морали] и отвернись от невежд [не обращай на них внимания, не раздражайся их поведением или словами, не отвечай на их плохое плохим]…». (Св. Коран, «Аль-Араф», 199)

 

[Благодеяние] тех, кто тратит свои богатства на пути Бога [искренне во имя Всевышнего, безвозмездно на благо других, созидая], подобно семени, из которого произрастает семь колосьев, на каждом из них — по сто семян. [Вдобавок к этому] Аллах (Бог, Господь) [многократно] удваивает тем, кому пожелает». (Св. Коран, «Аль-Бакара», 261)

«Тот, кто творит добро (совершает благое) и при этом является верующим, будь то мужчина или женщина, — тому, вне всяких сомнений, Мы предоставим прекрасную жизнь [причем уже в мирской обители, а это — и умение видеть смысл жизни, и радость как в малом, так и в многочисленном, и умиротворенность с неустанным желанием двигаться вперед, полным вдохновения и окрыленным мудрым словом или ожившим чувством]. И непременно воздадим этим людям [большим и] лучшим, чем то, что они совершали (чем они того заслуживают)». (Св. Коран, «Ан-Нахль», 97)

«На душу [человека] не возлагается то, что выше и больше ее возможностей. [Запас прочности человека может быть огромным, но вы, люди, разумно оценивайте свои силы, не взваливайте на себя нереальное и непомерное, а взявшись за что-то, полагайтесь в результативности на Творца и постарайтесь себя не подвести, оставаясь постоянными, в том числе и в вопросах религиозной практики]…».  (Св. Коран, «Аль-Муминун», 62)

«О верующие, работайте над собой! [Смотрите глубоко в себя, ухаживайте за своим внутренним миром, любите его, дарите себе время; изменяйте, украшайте как внутреннюю, так и внешнюю свою составляющую!] Не навредят вам те, кто сошел с правильного пути, если вы сами будете следовать ему». (Св.Коран, «Аль-Маида», 105).

Аят не вступает в противоречие с социальной необходимостью противодействия злу, о которой говорится в других аятах и хадисах, а подчеркивает первостепенность работы над собой. Ведь именно тогда общественное противодействие злу или безбожию превращается (по милости Творца) из пустых слов, выкриков и лозунгов в то, что удаляет зло с корнем и оживляет душ

Важно не то, что происходит, а то, как мы к этому относимся, какие ощущения и мысли возникают у нас.

Проблема и ее решение обычно находятся внутри человека, в его сознании.

Работая над собою, дисциплинируя себя, воспитывая волю, человек пробуждает и укрепляет веру, переходя от разглагольствования и бесперспективного философствования к естественному духовному осознанию, к тому, чтобы ощущать веру всем сердцем.

Пророк же Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) передавал следующие слова Всевышнего, призывая: «О люди, Мы [говорит Всевышний Аллах, указывая на Свое величие] сотворили вас от мужчины и женщины и сделали вас племенами и народами, чтобы вы познавали друг друга. [Но знайте] самый почтенный пред Богом из вас — наиболее набожный. Воистину, Аллах осведомлен обо всем и каждом, о скрытом и явном».

«Кто (1) покорен Богу и Его посланнику [в тех ценностях, что проповедуемы, и духовных, религиозных нормах], (2) ощущает [сердцем] трепет пред Богом [а потому старается верно расставлять приоритеты в трате времени, сил и средств] и (3) имеет чувство набожности [моля о благословении на последующие дни, месяцы и годы], те — победители [в мирском и вечном]». (Св. Коран, «Ан-Нур», 52)

Поистине, для вас в посланнике Божьем — лучший пример. И это для тех, кто желает довольства Всевышнего и вечного наслаждения в райских садах». (Св. Коран, «Аль-Ахзаб», 21).

Разве приведенные выше,  не должно мотивировать?

В свете Сунны Пророка Мухаммада (мир ему)

Нынешняя молодежь должна искать корни в своей истории, на примерах великих личностей, которые стояли во главе народов. А мы знаем, что ориентиром всегда был и остается наш Пророк (мир ему): в его поведении, поступках, делах, отношениях ко всем людям, высокой нравственности, морали. Все это универсальные человеческие ценности, которых надо возрождать и придерживаться, если мы хотим прожить достойную и содержательную жизнь. Приведу еще из высказываний лучшего политика всех народов (мир ему):

Пророк Мухаммад (да благословит его Господь и приветствует) говорил:

«Самым умным и проницательным средь вас является тот, кто подготовится к смерти прежде, чем она наступит»

Пророк Мухаммад сказал: «Упорядоченность (когда сосредоточен на главном; задумываешься о последствиях; своевременно принимаешь меры; управляешь собственной жизнью) — это половина [успеха и благополучия в земной] жизни. [Научиться] вызывать любовь [в высоком понимании этого слова, вызывать уважение] (симпатию) [у других] — половина разума [то есть научиться этому и стать тем, кого есть за что уважать, — значит научиться правильно анализировать происходящее, переводя затем в добро и созидание, а не во зло и разрушение]. Тревоги (беспокойства) — половина старения [вдвое ускоряют процесс дряхления]»

В другом похожем и также достоверном хадисе подчеркивается, сколь важно для более легкого преодоления периодов эмоционального спада и душевного томления иметь цель и оставаться, несмотря ни на что, целеустремленным: «Люди, вы обязаны иметь цель (стремление), вы обязаны иметь цель (стремление) [если намерены чего-то существенного достичь в этой земной жизни в духовном, интеллектуальном, физическом или материальном плане! Обозначайте цели и действуйте!] Поистине, Аллах (Бог, Господь) не лишит вас Божественной благодати (милости Его и благословения) до тех пор, пока не „согласитесь“ с чувством скуки (душевного томления, не пойдете у него на поводу; пока вам не надоест то, чем занимаетесь)».

 «Среди людей [верующих и благородных делами, поступками] есть те, которые не относятся к пророкам, а также не являются отдавшими свои жизни за веру и Отчизну, но в Судный День именно им будут завидовать белой завистью и первые, и вторые по причине привилегированности пред Богом и особого Его отношения к ним». У Пророка спросили: «Просим тебя, дай нам знать, кто они и каковы их характеристики (их дела, поступки), мы [хотя бы] полюбим их [будем уважительно относиться к ним, дружить с ними]!» «Они — выстраивающие хорошие, добрые отношения с другими лишь на любви к Богу, при том что в этом общении они никак не связаны [долгом] родственных связей и нет материальной подоплеки. Клянусь Аллахом (Господом миров)! Их лица — свет, и они как в свете (окружены им). Когда другие боятся, они — не боятся [страх не пускает свои корни в их душах и сознании, он минует их, не задерживаясь], когда другие опечалены [угрюмы, опускают уже свои руки от усталости, тягот жизни, долгого отсутствия ожидаемого результата], они — не печалятся [все также идут вперед, несмотря на душевные переживания]», — пояснил посланник Всевышнего, процитировав после этого 62-й аят суры «Йунус».

Пророк Мухаммад (да благословит его Творец и приветствует) предупреждал: «Самым тяжелым [и весомым в качестве аргумента в пользу человека] на чаше благодеяний [в Судный День] будут [проявленные им в земной обители] высокие нравы (совершенные им благородные поступки) [а это и этика, и благородство, и воспитанность во взаимоотношениях с другими людьми]»

 

Пророк Мухаммад (да благословит его Творец и приветствует) говорил: «Поистине, Аллах (Бог, Господь) любит набожных [тех, кто сторонится явно запретного и совершает в меру сил и возможностей обязательное], богатых [в первую очередь своим внутренним миром, миром души и интеллекта] и незаметных [тех, кто не делает благое напоказ, не старается везде светиться и не лезет в объективы камер, а из года в год, из десятилетия в десятилетие совершает добрые дела, благородные поступки, трудом своим принося пользу окружению и людям в целом]»

«Заключительный Божий посланник призывает вас к тому, что вселяет в вас жизнь». (Св. Коран, «Аль-Анфаль», 24).

Исламский ориентир нам дает океан возможностей, чтобы молодежь становилась набожнее, порядочнее, профессиональнее, богаче, созидало, сохраняло свои традиции, успешнее, образованнее. Важно оставаться и сохранять свою культуру, опираться на мусульманские ценности, становится ответственным, осознанным, возвращаться к истокам. Важно работать над своими нравственными качествами и улучшать свое мастерство, ремесло и как в хадисе говорится «быть украшением общества», «самым полезным для людей». Это и есть наш ориентир!