ПОДЕЛИТЬСЯ

Человек, считающий себя мусульманином, любит Всевышнего и любит лучшего из созданных — последнего Пророка Мухаммада (мир ему и благословение Всевышнего). Любовь проявляется в подражании. Когда человек во всём старается быть похожим на любимого. Когда любящий ищет способы обрести любовь любимого, он не останавливается ни перед чем. Он выполняет все приказы человека, которого любит. Мы любим Посланника Аллаха (мир ему и благословение Всевышнего) и стараемся быть похожими на него во всём.

Каждый день мы едим. Кто-то раз в день, кто-то больше, кто-то меньше. Но все мы, и бедные и богатые, считающие себя мусульманами, должны стараться соблюдать сунну Пророка Мухаммада (мир ему). В этой статье мы расскажем тебе, наш дорогой читатель, как ел Посланник Аллаха (мир ему и благословение Всевышнего) и как следует есть по его сунне.

  1. Сначала необходимо помыть руки перед едой. Посланник Аллаха (мир ему и благословение Всевышнего) говорил: «Благословенна пища, до и после, которой были омыты [руки]». «Сильсилят аль-ахадис ад-да’ыфа» (168). Однако некоторые считают это хадис слабым. Но мытьё рук до и после приёма пищи является предпочтительным  действием. Посланник Аллаха (мир ему и благословение Всевышнего) сказал: «Чистота – это половина веры» (Муслим). Мусульманин всегда стремится к соблюдению чистоты.
  2. Пророк Мухаммад (мир ему и благословение Всевышнего) не пользовался столом и ел на полу. Некоторые ученые считают, что пророк таким действием проявлял скромность и смирение.
  3. Садиться у скатерти, расстеленной на полу, нужно таким образом: уложить левую ногу под собой, а правую ногу поставить на стопу (то есть так, чтобы колено правой ноги оказалось возле груди).
  4. Важное правило — есть осознанно и не наедаться.Перед едой человек должен осознавать, что он принимает пищу, дабы поклоняться Всевышнему Аллаху. Человек не должен думать только о насыщении и наслаждении. Признаком такого правильного намерения при принятии пищи является то, что человек ест только необходимую меру, но не наедается досыта. Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Сын Адама не наполнял сосуда худшего, чем живот. Любому достаточно небольшого количества пищи, которое выпрямит его спину. Если же это всё-таки необходимо, то в таком случае пусть будет треть желудка для еды, треть для питья и треть для дыхания».Хадис привели Ахмад (17155), «Сахих ат-Тирмизи» (1939, 2380), «Сахих Ибн Маджа» (2704, 3349) и аль-Хаким от аль-Микдама ибн Ма’да Якруба. Также см.: «Сахих аль-Джами’» (5674), «аль-Ирва» (1983) и «ас-Сахих» (2265).Такое намерение требует от человека не протягивать своей руки к еде, если он не голоден, а также прекращать приём пищи до того, как он полностью наестся.
  5. Мусульманин должен быть доволен  пищей, которую дарует ему Аллах. Не следует пренебрегать ничем, даже малым. Сообщается, что Абу Хурайра, да будет доволен им Аллах, сказал: «Посланник Аллаха ﷺ никогда не порицал никакую еду: если он желал её, то ел, а если она ему не нравилась, он оставлял её» (Бухари)
  6. Надо стараться организовывать приём пищи так, чтобы за столом собиралось как можно больше людей, даже если речь идёт о детях и членах семьи (то есть чтобы приём пищи происходил совместно, а не так, когда каждый член семьи ест отдельно от остальных). Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Еды двоих хватит и на троих, а еды троих хватит и на четверых» (Бухари)
  7.  Когда человек начинает приём пищи, он должен помянуть имя Аллаха и сказать: «Бисмилляхир-Рахманир-Рахим».                                                                Что означает: C именем  Аллаха, Милостивого, Милосердного. Сообщается, что ‘Умар бин Абу Салама, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал: «В детстве я находился на попечении Посланника Аллаха ﷺ. Обычно я протягивал руку к разным концам общего блюда, но (однажды) Посланник Аллаха ﷺ сказал мне: «О мальчик, скажи: “С именем Аллаха”, ешь правой рукой и бери то, что находится рядом с тобой!” — и с тех пор я ем только так» (Муслим).   Сообщается, что сподвижник Умаййа бин Махши, да будет доволен им Аллах, сказал: «Как-то раз один человек ел в присутствии сидевшего (рядом с ним) Посланника Аллаха ﷺ и он не поминал Аллаха до тех пор, пока от его еды не остался (только один) кусок. Поднеся его ко рту, (этот человек) сказал: «С именем Аллаха в начале и конце её!» (Би-сми-Ллахи фи аввали-хи ва ахыри-хи!), — и тогда Пророк ﷺ рассмеялся и сказал: «Шайтан (всё время) ел вместе с ним, когда же он помянул имя Аллаха, шайтан изверг из себя всё то, что было у него в чреве» (Абу Дауд; ан-Наса’и)
  8. Из этого же хадиса мы видим, что необходимо есть правой рукой и начинать есть с краю тарелки. Пророк Мухаммад ﷺ сказал: «Благодать ниспосылается на середину еды, поэтому вы ешьте, начиная с края».
  9.  При завершении следует восхвалить Аллаха словами «Альхамдулиллях» (хвала Аллаху). Передают со слов Абу Умамы, да будет доволен им Аллах, что, закончив есть, Пророк ﷺ обычно говорил: «Хвала Аллаху, (хвала) многая, благая и благословенная, (хвала, которой никогда) не будет достаточно, (хвала, которую) не следует прерывать, хвала, (без которой нам) не обойтись! (Он —) Господь наш!» (Аль-хамду ли-Ллахи хамдан кясиран, тайибан, мубаракян фи-хи, гайра макфийин, ва ля мувадда’ин ва ля мустагнан ‘ан-ху! Рабба-на!)» (Аль-Бухари)                                                                                        Передают со слов Му’аза бин Анаса, да будет доволен им Аллах, что Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Тому, кто после еды будет говорить: «Хвала Аллаху, накормившему меня этим и наделившему меня этим, тогда как сам я не прибегал ни к ухищрениям, ни к силе!» (Аль-хамду ли-Ллахи аллязи ат’ама-ни хаза ва раззака-ни-хи мин гайри хаулин минни ва ля кувватин!), — простятся его прежние прегрешения» (Абу Дауд, ат-Тирмизи)
  10. Пить следует всасывая воду, а не заливая в себя и не взахлёб. Сообщается со слов Али ибн Абу Талиба, что  Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) говорил: «Пейте воду всасыванием, и не вливайте её в себя, потому что болезнь печени случается из-за питья взахлёб» Хадис передал Абдур-Раззак.                                                                                                         
  11. Нельзя дуть на горячую еду.В хадисе, переданном от Абу Саида аль-Худри (да будет доволен им Аллах) говорится: «Пророк ﷺ запретил дуть на напиток. Тогда один человек сказал: “Но иногда я вижу в нём соринки”. Пророк ﷺ сказал: “Выплесни их”. Этот человек сказал: “Поистине, я не напиваюсь, сделав только один вдох”. Тогда Пророк ﷺ сказал: “Так отведи чашу ото рта”». Хадис приводит ат-Тирмизи с оценкой «хасан-сахих».
  12.  Завершив трапезу, следует очистить тарелку и облизать пальцы.  Облизывание пальцев, также как и полное очищение тарелки, у некоторых народов считается нарушением этикета и даже показателем дурного тона. Мусульмане же в этом вопросе исходят в первую очередь из образа действий Посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха). Сподвижник Анас ибн Малик сказал: «Если Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха)  кушал, то [после этого] облизывал пальцы трижды, и он (мир ему и благословение Аллаха) говорил: «Если у кого-то из вас упадёт кусочек еды, пусть удалит с него грязь и съест, не оставляя его шайтану». Также он велел нам вычищать тарелку и говорил: «Вы ведь не ведаете, в какой части вашей пищи содержится благодать».
    Пророк (мир ему и благословение Всевышнего) учит нас смиренности, скромности и признанию всех милостей нашего Господа, как больших, так и малых. Пророк Мухаммад (мир ему и благословение Аллаха) воспитывал своих сподвижников в духе бережливости и учил избегать расточительства даже в малых вещах. В свете этого мы видим, что исламский этикет приёма пищи намного выше, чище, логичнее и правильнее, чем этикет западных стран.
    Возникает вопрос, будет ли грехом, если мусульманин оставит данное действие в обществе людей, которые видят в облизывании пальцев нарушение этикета и признак дурного тона? Если человек оставит данное действие не из-за того, что ему не нравится сунна Пророка (мир ему и благословение Аллаха), но с целью не подавать повода для дискредитации Ислама в глазах людей, которые ещё не готовы понять исламских установлений, то в этом случае не будет греха, если мусульманин не будет облизывать пальцы после еды. Как говорил Али ибн Абу Талиб (да будет им доволен Аллах): «Обращайтесь к людям с речами, которые они понимают, неужели вы хотите, чтобы люди не верили Аллаху и Его Посланнику!?» Облизывание пальцев является желательным действием (мустахабб), а не обязательным (ваджиб), поэтому её оставление в определённых обстоятельствах не является греховным. Если же мусульманин оставляет данное действие из-за того, что он не доволен этой Сунной Пророка (мир ему и благословение Аллаха) или считает это действие отсталостью и поступком, неприемлемым для воспитанного человека, то в таком случае человек совершает грех и отдаляется от пророческих установлений Шариата. Как сказал сам Пророк Мухаммад (мир ему и благословение Аллаха): «Кто не желает моей Сунны, тот не имеет ко мне отношения».