У одного правителя спросили: «Если ты оказался в пустыне и испытываешь страшную жажду, сколько бы ты отдал за стакан воды?». Он, не задумываясь, сказал: «Я отдал бы половину царства только за то, чтобы выпить эту холодную воду». Тогда ему говорят: «Ты купил стакан воды, но его тебе ещё должны принести, сколько бы ты и за это отдал?». Он сказал: «Я бы отдал остальную половину своего царства».
А мы с вами постоянно нуждаемся в дарах Всемогущего Аллаха и Милостивый Аллах щедро одаривает нас, ма ша Аллах!
Аллах говорит, что все богатство земли создано, чтобы человек с благодарностью пользовался им:
هُوَ الَّذِي جَعَلَ لَكُمُ الْأَرْضَ ذَلُولًا فَامْشُوا فِي مَنَاكِبِهَا وَكُلُوا مِن رِّزْقِهِ وَإِلَيْهِ النُّشُورُ
“Он — тот, кто подчинил вам землю. Так странствуйте же по ее просторам и вкушайте из дарованного Им удела. К Нему вы возвратитесь [после воскрешения]” (Коран “Аль-Мульк”, 15).
Важно видеть дары Милостивого Аллаха и искренне благодарить Его.
Но мы должны помнить предупреждение Всемогущего Господа:
تَبَارَكَ الَّذِي بِيَدِهِ الْمُلْكُ وَهُوَ عَلَى كُلِّ شَيْءٍ قَدِيرٌ
الَّذِي خَلَقَ الْمَوْتَ وَالْحَيَاةَ لِيَبْلُوَكُمْ أَيُّكُمْ أَحْسَنُ عَمَلًا وَهُوَ الْعَزِيزُ الْغَفُورُ
Благословен Тот, в Чьей Руке власть, Кто способен на всякую вещь, Кто сотворил смерть и жизнь, чтобы испытать вас и увидеть, чьи деяния окажутся лучше. Он — Могущественный, Прощающий.
Что же ждет не благодарных, которые купались в дарах Аллаха, и ответили черной неблагодарностью: Сказано в Коране (смысл) : “В тот день, когда неверных ввергнут в адский огонь, [им скажут]: “Вы исчерпали вашу [долю] в благах в земном мире и насладились ими. Сегодня же воздаянием вам будет позорная кара за то, что вы бесчинствовали и предавались гордыне на земле без всякого на то права” (Коран “Аль-Ахкаф”, 20).
Всевышний Аллах открывает нам двери Своей Милости: В Коране Аллах говорит (смысл): «Если вы будете благодарны, то Я одарю вас еще большим. А если вы будете неблагодарны, то ведь мучения от Меня тяжки» (14:7).
А самое лучшее время, когда мы можем благодарить нашего Господу это благословенные ночные часы!
Пребывание в ночной тиши наедине с Господом является неописуемым источником радости для человека, а также инструментом снискания милости, прощенья и благоволенья Господа, ибо это то, что радует Его. В священном аяте говорится: «Те,которые оставляют ложе, чтобы воззвать к Господу своему в страхе и надежде, и тратят [на благие дела] из того, чем Мы их наделили». (ас-Саджда, 16)
Самым явным признаком благодарности и любви к Аллаху является жертвенность. И мы готовы прервать сон, оставить мягкое ложе, встать среди ночи и выполнит все, что необходимо.
Но важно помнить, что таинства мудрости и блага, которые Всевышний скрывает за покровом ночи, открываются человеку лишь в соответствии с тем, насколько бодрствующим является его сердце. То есть наши поклонения должны быть потребностью нашей души, зовом сердца.
То, что такие Божественные явления, как Мирадж -вознесение Пророка (саллаллаху алейхи ва саллям) на седьмое небо, ниспослание священных аятов Корана и даже являющиеся противоположностью этого кары Всевышнего происходили именно ночью, говорит о том, что этому времени суток следует уделять особое внимание.
Для верующих, которые полны решимости приблизиться к Аллаху, ночное время суток из-за тишины и благодати, которое оно в себе таит, является великим благом.
Об этом говорил и Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям): «В ночи есть (такой) час, если мусульманин попросит в это время у Аллаха что- либо из мирского или вечного, то Аллах непременно даст ему это. И это происходит каждый день«. (Муслим, Мусафирин, 166)
Шейх Халид Багдади говорит: «Как может человек, которому оказана честь быть мусульманином, спать ночи напролет, не оберегая «аманат» (то, что вверено под ответственность, передано на хранение), доверенный Всевышним Аллахом?! Одним из самых ценных «аманатов», врученных нам Всевышним Господом, является стояние в молитве в конце ночи». (Хани, Хадаик, стр. 697)
Всевышний Творец приглашает нас, Своих рабов, к встрече в предутреннее время. В священных аятах говорится (смысл):
«(Истинно верующие)… они отрывают свои бока от постелей, взывая к своему Господу со страхом и надеждой…» (ас-Сажда,16);
«Поминай имя твоего Господа утром и перед закатом, а также ночью. Падай ниц пред Ним и славь Его долгой ночью.
«Они спали лишь малую часть ночи, а перед рассветом они молили о прощении» (аз-Зариат, 17-18);
«Они проводят ночи, падая ниц и стоя перед своим Господом» (аль-Фуркан, 64).
То, что Всевышний Творец призывает своих любимых рабов оживлять предутреннее время поклонением Ему, означает, что в конце ночи Всевышний Господь проверяет степень нашей любви к Нему.
Стремление проводить ночи в поклонении Всевышнему Господу проявляет степень нашей любви к Аллаху.
Наш Пророк , мир ему и благословение Всевышнего Аллаха, сказал:«Самый лучший намаз – это намаз, совершённый в полночь, а его совершают очень мало людей» (Байхаки).
Ночное время – это время, когда, покидая мягкую постель, человек спешит на встречу со Всевышним Аллахом, чтобы предстать перед Ним, снискать лишь Его благоволенье и признаться в любви к Нему.
Поэтому каждая молитва, совершаемая в благодати ночи, каждое поминание имени Аллаха, с точки зрения близости человека к Самому Аллаху в этот момент, имеет весьма большое значение.
Поклонение, совершаемое ночью, подобно свиданию со Всевышним Аллахом, беседе с Ним.
Не спать, когда все спят, и уметь войти в атмосферу Божьей милости – это значит постараться войти в общество тех избранных рабов, которым ведомо, что означает пребывать в этой атмосфере Божьей благодати.
Старание, с которым человек относится к поклонению в ночи, соответствует силе любви и стремления раба к Аллаху. Об этом же говорили и многие набожные люди, познавшие вкус и благость ночных поклонений.
Когда же человек бегает за мирскими благами не разбирая халяль и харам он отдаляется от Всевышнего Аллаха. Ибада для него становится тяжестью.
Дунья начинает править им!
Сообщается, что Аллах, когда сотворил этот дунья, обратился к ней и сказал: «О дунья, служи тому, кто служит Мне, и превращай в своих рабов и слуг тех, кто будет служить тебе!».
Однажды кто-то спросил у Шейха Ибрахима бин Адхама: «Что Вы мне посоветуете, если я не могу заставить себя проснуться среди ночи для поклонения?»
Шейх ответил: «Проявляй повиновение Аллаху днем, тогда ночью Он поставит тебя перед Собой. Находиться перед Ним среди ночи – высокая честь. (Ведь в хадисе сказано: «Благородство верующего происходит от его бодрствования ночью»(Хаким, IV, 360-361/7921)). Этой чести не удостоится грешник!»
В дневное время мы должны оберегать от запретного (харама) и неправильных поступков свой разум, сердце, глаза, слух, руки, язык и другие органы, совершать благие дела, чтобы не оказаться среди тех, которые лишились блага ночного поклонения.
Важно душой подготовиться к предрассветному времени еще до того, как положили голову на подушку.
В хадисе говорится:«Когда раб Аллаха старается одолеть сон, совершить омовение и выстоять намаз, Всевышний Аллах говорит ангелам: «Смотрите, как Мой раб борется со своей душой, нафсом, пусть он просит Меня, и Я обеспечу его тем, что он просит» (Ибн Ахмад, Ибн Хиббан, ат-Табрани).
Посланник Аллаха (саллаллаху ‘алейхи уа саллам) советует:«Уделяйте особое внимание ночному поклонению! Так поступали праведники, жившие до нас. Без всякого сомнения, ночное поклонение есть возможность приближения к Аллаху, оно отдаляет от грехов, является искуплением за допущенные ошибки и оздоравливает тело» (Тирмизи, Даават, 101).
Праведные рабы Аллаха обращали пристальное внимание на ночное время, как самое ценное для обращения к Господу и поклонения с точки зрения их принятия Всевышним и наполнения особым духовным состоянием.
Абу Хурайра (да будет доволен им Аллах) и Абу Саид Худри (да будет доволен им Аллах) рассказывают, что они посетили Пророка (мир ему и благословение Аллаха), и он сказал: «Всякий раз, когда люди сидят и поминают Аллаха (свят Он и Велик), ангелы накрывают их (расстилая крылья над ними), и Божественное милосердие окутывает их, внутренний покой нисходит на них, и Аллах (Свят Он и Велик) говорит о них тем, кто рядом с Ним»».( Муслим, Ас-Сахих (4:2074 № 2700) ,Тирмизи, аль-Джами-ус-Сахих (5:459 № 3378)
Шейх Баязит Бистами говорит: «Не будет познана ни одна тайна до тех пор, пока ночи не станут днями».
Амр бин Абаса (радыйаллаху анху) рассказывает: «Однажды я спросил у Посланника Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям):
– О Посланник Аллаха! Есть ли то время, которое с точки зрения близости к Аллаху, является более превосходным, чем любое другое?
– Да, – отвечал он, – время, когда раб ближе всего к Аллаху, это последняя часть ночи, середина этого самого времени. Если у тебя есть силы поминать Аллаха в это время, делай это! Так как о молитве, совершаемой в это время, свидетельствует ангелы». (Насаи, Мавакытус-Салят, 35)
Назидательны и слова праведного Бишра Хафи, сказанные в ответ на пожелание, чтобы он хотя бы один час ночи посвящал отдыху: «Как я могу спать, если Посланник Аллаха (саллаллаху ‘алейхи уа саллам), чьи прошлые и будущие грехи простил Всевышний Аллах, поклонялся ночи напролет так, что отекали его стопы?! А мне неизвестно ни об одном моем грехе, который был бы прощен Всевышним Аллахом!»
Нам надо спешить оценить состояние своей души, пока не утекло время нашей жизни.
Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) требовал, чтобы каждый из его уммы с трепетом относился к совершению такого вида поклонения, способствующему духовному совершенствованию, как ночные молитвы.
Напоминал об этом он в первую очередь, членам своей семьи, постучав однажды в дверь Али и Фатимы, сказал:«Разве не встанете вы на молитву?», — и настоятельно советовал им не упускать возможность воспользоваться благодатью ночных часов.
Другим сахабам он также советовал: «Смотри, постарайся встать ночью! Ведь так поступали и те праведники, что жили до вас, и это способ приближения к Аллаху. Это поклонение уберегает от греховности, стирает прегрешения и избавляет тело от многих недугов» (Тирмизи,Даават, 101/3549).
Шейх Халид Багдади советует нам: «Состояние «пламенного восторга веры» поддерживайте постоянным «зикром» и духовной пробужденностью!» (Эс’ад Сахиб, Бу’йатуль-Важид, стр. 81, № 5).
Следующий случай, произошедший с Ибн Умаром (радыйаллаху анхума), показывает, как ночная молитва, совершаемая человеком постоянно, отдаляет его от наказания и мучения в Аду: «Все, кто видел сны, рассказывали их Пророку Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям). И я очень хотел увидеть что-нибудь во сне и рассказать это Пророку (саллаллаху алейхи ва саллям). Тогда я был не женатым юношей и любил спать в мечети. Однажды ночью, во сне, я увидел, как два ангела, подхватили меня и поднесли к Аду. Взглянув, я увидел, что он похож на колодец. Я был очень удивлен, ведь в нем я увидел и тех, кого я знал. Я не нашел ничего, кроме как промолвить: «Ищу у Аллаха защиты от Геенны и мучений в ней!» Тогда ко мне пришел другой ангел и сказал: «Не бойся, с тобой ничего не будет!» Я рассказал этот сон своей сестре Хафсе, а та рассказала его Пророку (саллаллаху алейхи ва саллям). Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) подозвав меня, сказал: «Хороший ты человек, Адбуллах! Если бы ты ещё молился по ночам!..» После этого дня Абдуллах (радыйаллаху анху) стал проводить большую часть ночей в поклонении и очень мало спать». (Бухари, Асхабун-Наби, 19)
Всевышний Аллах наставляет нас (смысл): «… которые поминают Аллаха стоя, сидя и на боку» (Али Имран, 191).
Из этого аята следует, что Господь желает видеть нас поминающими Его во всех наших состояниях, а не только во время поклонения.
В продолжении аята говорится: «… и размышляют о сотворении небес и земли: «Господь наш! Ты не сотворил это понапрасну. Пречист Ты! Защити же нас от мучений в Огне»(Али Имран, 191).
Верующий, чтобы его «зикр» был совершенным, должен с восторгом размышлять над проявлениями божественного могущества и величия во Вселенной, о Его дарах.
И в состоянии глубочайшего изумления и восхищения перед Величием Господа должен совершать намаз, зикр, шукр, дуа!
О том, как поклонялся Посланник Аллаха (саллаллаху ‘алейхи уа саллам) рассказывает благородный Али (радиаллаху ‘анху): «Я хорошо помню ночь перед Бадром: мы все спали. Только Посланник Аллаха (саллаллаху ‘алейхи уа саллам) совершал намаз до рассвета под одним из деревьев, проливая слезы» (Муслим, Сыйам, 204).
Когда в сердце укрепляется настоящая любовь к Всевышнему Аллаху, его мечтой и желанием становятся уединение и духовная связь со Всевышним Аллахом в то время, когда никто не мешает, в полной тишине ночи.
Али бин Баккар (да смилуется над ним Аллах!) сказал: «В течение сорока лет ничто меня не огорчало, кроме наступления времени рассвета».
Фудайл бин Ияз (да смилуется над ним Аллах!) говорил: «Если бы не было ночи, то я не захотел бы остаться в живых».
Говорят: «Пусть человек, который не поднялся и не поклонялся ночью Аллаху, заплачет, ибо его настигла такая беда, из-за которой ему следует плакать».
Наш Пророк , мир ему и благословение Всевышнего Аллаха, сказал: «Когда вы спите, сатана на вашем затылке завязывает три узелка; постучав по каждому узелку, сатана говорит: «Ты успокойся, спи, ночь длинна». Если, проснувшись, вы упомянете Аллаха, развяжется один узелок, совершите омовение – развяжется второй узелок, совершите намаз – развяжется третий узелок, и вы станете бодрыми и добродушными, а если будете спать – останетесь ленивыми и эгоистичными» (Аль-Бухари и Муслим).
Абдуллах бин Мас’уд (радыйаллаху анху) говорит: «Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) провел рукой черту и сказал:
— Это дорога друзей Аллаха.
Потом провел линии справа и слева от этой черты и сказал:
— А это другие дороги. И на каждой из них стоит шайтан, призывающий идти этой дорогой.
Потом он прочитал такой аят Всевышнего: «И [знайте], что этот [путь] — прямая дорога, [указанная] Мною. Следуйте по ней и не следуйте другими путями, а не то вас собьют с пути, указанного Им. Это — то, что Он заповедал вам. Может быть, вы будете богобоязненны» (аль-Ан’ам, 6/153). (Ахмад, I, 465, 435; III, 397. Отдельно см. Ибн Маджа, Мукаддима, 1; Дарими, Мукаддима, 23; Хаким, II, 349/3241).
Очень важно не забывать своих близких!
«Да смилостивится Аллах над тем, кто поднимется ночью и совершает намаз, и разбудит жену, и если она ленится, побрызгает на неё водой. Да смилостивится Аллах над той женщиной, которая поднялась ночью и совершила двухракаатный намаз, которая разбудила мужа, и при отказе подняться, побрызгала на него водой» (Ибн Ахмад, Абу Давуд, Насаи и Хаким).
Наш Пророк сказал:
«В Раю находятся дворцы, внутренние покои которых можно увидеть снаружи». Абу Малик аль-Аш‘ари спросил: «О, Посланник Аллаха, кому они принадлежат?» Он сказал: «Они принадлежат тем, кто говорит с другими мягко и добродушно, кто кормит других, и тем, кто совершает намазы, когда другие спят» (Ат-Табарани и Хаким).
«В Судный день всех людей соберут на одну площадь – Арасат. Все услышат голос: «Где те, которые отрывали свои бока ночью от постели?». Поднимется немногочисленное количество людей. Без суда и допроса их отправят в Рай, и далее начнётся допрос Судного дня для остальных» (Байхаки).