ПОДЕЛИТЬСЯ

В этом мире человек должен верой и праведными делами совершенствовать самого себя, а призывая к Истине и проявляя терпение на этом пути, делать лучше тех, кто окружает его.

Если  все эти  качества: вера, праведные дела,   призыв  к Истине и терпение  будут присутствовать в человеке, то он, по Милости Господа, защитит себя и обретет   величайшее благо, так как спасение человека во многом зависит от того, насколько он полезен для других, насколько самоотверженно он старается делать людям  добро, призывать их к Истине и проявлять терпение на этом пути.

Всевышний Аллах сказал (смысл): «Творите добро, – быть может, вы преуспеете» (Коран, 22: 77).

Дорогие братья!   Мы должны понять важность  совершения добрых дел, которые приносят пользу людям.

Аллах во многих аятах Свещенной Книги велит нам совершать благодеяния, Он сказал (смысл) :«Воистину, Аллах повелевает блюсти справедливость и делать добро» (Коран, 16: 90).

«Тем, кто творил в этом мире добро, будет воздано добром» (Коран, 16: 30).

«Если вы творите добро, то поступаете во благо себе» (Коран, 17: 7).

Именно поэтому, богобоязненный и разумный, человек будет делать добро людям и приносить им пользу всеми возможными средствами.

   Наш Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сообщил нам, что те, кто помогают другим, являются одними из самых любимых людей для Аллаха, он сказал: «Самые лучшие из людей – это самые полезные для людей».

Это те, кто приносит людям пользу, оказывая им благодеяния посредством своего имущества, положения и возможностей. Делая  людям добро,  человек  очищает свою душу, возвышает  свою честь, достоинство и обретает благо, а защищая их от зла, он сам избавляется от него.

Без сомнения  истинно верующий обретет счастье в обоих мирах. Но что значит быть истинным верующим? Определение истинного верующего дано Самим Аллахом в Священном Коране и продемонстрировано посредством сунны посланника Аллаха (мир ему и благословение Всевышнего).

«Скажи: «Если ваши отцы, ваши сыновья, ваши братья, ваши супруги, ваши семьи, приобретенное вами имущество, торговля, застоя в которой вы опасаетесь, и жилища, которые вы облюбовали, милее вам, чем Аллах, Его посланник и борьба на Его пути, то ждите, пока Аллах не придет со Своим велением. Аллах не наставляет на прямой путь нечестивых людей» [9:24].

Из данного аята следует, что для истинного верующего любовь Аллаха и Его посланника (мир ему и благословение Всевышнего) превыше всего.

В другом аяте сказано, что любовь к Аллаху связана с послушанием и покорностью   Аллаху и должна быть направлена на Его довольство: «Они клянутся Аллахом, чтобы угодить вам. Но для них было бы лучше, если только они являются верующими, угождать Аллаху и Его посланнику» [9:62].

Для мусульманина смысл жизни заключается в том, чтобы прожить жизнь, которой был бы доволен Всевышний Аллах. Стремление мусульманина – довольство и любовь Аллаха и рай в награду за это. Деяния каждого из нас записываются, даже намерения предстают перед Аллахом, и за каждое из них мы понесем ответ в Судный День, в который каждый захочет спасти себя от Ада.

«Я сотворил джиннов и людей только для того, чтобы они поклонялись Мне. Я не хочу от них никакого удела и не хочу, чтобы они кормили Меня. Воистину, Аллах является Наделяющим уделом, Обладающим могуществом, Крепким» (51: 56-58).

 Наш Господь Сам дает характеристику богобоязненным (смысл): «Благочестие состоит не в том, чтобы вы обращали ваши лица на восток и запад. Но благочестив тот, кто уверовал в Аллаха, в Последний день, в ангелов, в Писание, в пророков, кто раздавал имущество, несмотря на свою любовь к нему, родственникам, сиротам, бедным, путникам и просящим, расходовал его на освобождение рабов, совершал намаз, выплачивал закят, соблюдал договора после их заключения, проявлял терпение в нужде, при болезни и во время сражения. Таковы те, которые правдивы. Таковы богобоязненные» (2:177).

И именно жертвоприношение — Курбан является олицетворением полного подчинения верующего Аллаху и свидетельством абсолютного послушания предписаниям Всевышнего Аллаха.

Мусульманин делает жертвоприношение с возвышенной целью – доказать свою приверженность и любовь к Аллаху также как делал это пророк Ибрахим, который проявил истинное подчинение и покорность Творцу, предпочтение Его предписания даже самому дорогому, что у него есть.

Всевышний  Аллах обладатель самого великого могущества и не нуждается ни в чем, в том числе жертвенном мясе, курбан является символом любви и покорности человека своему Всемилостивейшему Творцу.

Чувство веры и любви, трепета и благодарности по отношению к  Всевышнему является духом ислама  и причиной поклонения в виде  жертвоприношения.

К жадным же людям Благословенный Пророк (да благословит его Аллах и приветствует)  причислил тех людей, которые отказываются от своих обещаний. О них сказано в аятах Священного Корана следующее (смысл): «Среди них есть такие, которые обещали Аллаху: «Если Он одарит нас из Своих щедрот, то мы непременно станем раздавать милостыню и будем одними из праведников». Когда же Он одарил их из Своих щедрот, они стали скупиться и отвернулись с отвращением. Он наказал их, вселив в их сердца лицемерие до того дня, когда они встретятся с Ним, за то, что они нарушили данное Аллаху обещание, и за то, что они лгали» (сура ат-Тауба, аяты  75-77).

Абу Хурайра (радыйаллаху анху) передает, что Посланник Аллаха  (мир ему и благословение Всевышнего) сказал:

«Кто, имея возможность, не совершит жертвоприношение, пусть не приближается к нашей мечети». (Ибн Маджа, Адахи, 2; Ахмад, II, 321).

Посланник Аллаха  (мир ему и благословение Всевышнего) сказал: «О люди! Каждый год с каждого дома обязательно (ваджиб) принести в жертву (животное)». (Ибн Маджа, Адахи, 2; Тирмизи, Адахи, 18/1518).

Курбан-Байрам (10 день Зуль-Хиджа) начинают отмечать уже накануне, после вечернего намаза Дня Арафат. Всю ночь верующие проводят в намазах, чтении Священного Корана, дуа и такбирах.

Время Праздничного намаза наступает немного погодя после восхода солнца и длится до обеденного намаза.

Заклание Курбана происходит сразу после Праздничного намаза. Курбан совершается в течение трех дней праздника, т.е. 10, 11 и 12 числа месяца Зульхиджа, хотя предпочтительнее делать это в первый день. Нельзя совершать Курбан до завершения праздничной молитвы.

Наш Пророк (мир ему и благословение) указывал на ценность этого обряда:  «Нет ничего любимее для Аллаха в дни Курбан-байрама, чем принесение в жертву животного Аллах принимает принесённое в жертву животное до того, как его кровь достигнет земли. Поэтому радуйтесь и приносите животное в жертву от чистого сердца, будучи счастливы этому» (имам ат-Тирмизи).

Дни ат-Ташрик (11, 12, 13 дни Зуль-Хиджа)

Пророк, Мир ему, говорил: «Дни ат-Ташрика – это дни еды, питья и поминания Аллаха» (В передаче Муслима, Ахмада).   Поэтому мусульмане стараются во много раз увеличить чтение Корана, зикров и такбиров.  Такбиры аль-мукаййид привязаны к обязательным молитвам. Их начало – после утренней молитвы в День Арафат, затем после каждого намаза вплоть до предвечерней молитвы (аль-аср) 13-го Зуль-Хиджа.

Некоторые люди считают, что вместо жертвоприношения, они могут дать сумму, которые бы они потратили на это дело, бедным в качестве милостыни. Это неправильно, так как на мусульманина возложены разные формы поклонения, каждый из которых обладает своей важностью и не являются взаимозаменяемыми. Мусульманин не может заменять один акт поклонения другим. Также и Курбан является независимой формой поклонения, и оно не может быть заменено другим.

Мясо жертвенного животного человек может оставить себе, в этом нет ничего недозволенного, но для него предпочтительнее раздать одну треть нуждающимся, вторую треть родственникам, оставшуюся часть   себе.

Часто понимается так, что один Курбан должен быть совершен от имени одного семейства. В итоге получается так, что несколько членов семьи, которым совершение Курбана вменены в обязанность, совершают лишь одно жертвоприношение от имени всех. Это неверно. Так как Курбан не ограничен семейными рамками, Курбан является ваджибом каждому кто имеет определенный нисаб.

Если жена имеет такие средства, и от ее имени должно быть совершено отдельное жертвоприношение. Кроме того, если совершеннолетние дети обладают количеством нисаба, от их имени должно быть принесено отдельное жертвоприношение.

 

Совершение жертвоприношения за умершего человека

Человек может совершить жертвоприношение за умершего родственника или другого человека. Так же как можно от имени умершего раздавать садака или совершать хадж. Например, в одном из хадисов сообщается, что однажды посланник Аллаха (салаллаху алейхи ва саллям) совершил жертвоприношение от имени тех людей из своей общины, которые не имеют возможности сделать это сами (Табарани, Хайсеми).

    «Совершая жертвоприношение, Али (радыйаллаху анху) резал двух баранов. Когда его спросили о причине этого, он сказал: «Посланник Аллаха завещал мне совершать жертвоприношение от его имени, пока я буду жив. И я никогда не откажусь от этого»» (Абу Давуд, Хаким , Тирмизи).

Человек, купивший на свои деньги жертвенное животное и совершивший жертвоприношение от имени умершего человека, может сам есть мясо этого животного, а так же может раздать его другим. Жертвоприношение, совершаемое с таким намерением, не обязательно должно совершаться именно в дни праздника Курбан-байрам. Оно может быть совершено и в любой другой день.

Если же умерший человек оставил завещание, чтобы от его имени совершалось жертвоприношение, то в этом случае оно должно совершаться именно в дни праздника Курбан-байрам. В этом случае человек, совершающий такое жертвоприношение, не может сам есть мясо этого животного. Все мясо этого животного должно быть роздано в качестве садака.

Аллах не возложил на человека сверх его возможностей. И правильный путь предписанный Всевышним является естественным для человека, нарушая которое он лишается спокойствия и благополучия.

Всевышний Аллах сказал в Коране (смысл): «Стремитесь же к прощению от вашего Господа и Раю, ширина которого подобна ширине неба и земли. Он уготован для тех, которые уверовали в Аллаха и Его посланников. Такова милость Аллаха, которую Он дарует тем, кому пожелает. Аллах обладает великой милостью» (57:21).

Чтобы одержать победу и завоевать вечное счастье, мы должны уметь  жертвовать  благами этого  бренного мира, во имя  Истинного Хозяина, следуя по пути служения Всевышнему Аллаху.

Со всеми своими тайнами и мудрыми сокровенными смыслами жертвоприношение – это самоотверженность и преданность. Это – применение жизни и благ на пути нашего Господа — Аллаха.

Всякий человек пуще глаза своего бережет и заботится о тех, кто ему дорог и ближе всех. Всевышний Аллах также больше всех любит и бережёт тех из му`минов, кто, проявив жертвенность, привязался всей душой к Нему. Они всеми силами своей души желают обрести Его любовь.

Любовь Всевышнего Аллаха это  такая степень, ради которой состязаются состязающиеся и к которой устремляются старающиеся. В надежде на достижение любви Аллаха упорно трудятся опережающие. Обладатели такой любви проявляют самоотверженность. Эта любовь – исцеление и наслаждение!

Любовь к Аллаху придает человеку смысл жизни, делает его духовно сильным и душевно красивым.

И, конечно же, каждый раб Аллаха, любящий своего Господа, вправе надеяться на то, что Всевышний тоже его любит.

Абу ад-Дарда (да будет доволен им Аллах) передал слова Посланника Аллаха, сказавшего:«Мольбою Дауда (мир ему) были слова: «О, Аллах, я прошу у Тебя дать любви к Тебе и любви к любящим Тебя, я прошу подсказать поступки, приводящие к любви к Тебе. О, Аллах, сделай любовь к Тебе дороже самого меня и моей семьи, и освежающей влаги»  (Ат Тирмизи)

Всевышний Аллах призывает нас (смысл):

«О те, которые уверовали! Бойтесь Аллаха, ищите близости к Нему и усердствуйте на Его пути, — быть может, вы преуспеете» (Аль Маида).

  Создатель всегда ждёт от Своего раба чистой любви, искренней привязанности и благодарности.

А Всевышний Господь даже за небольшое рвение и старание дарит великие воздаяния. Важно избавившись от себялюбия, суметь самое малое деяние превратить в стоящее, ценное.

Всевышний Аллах сказал в Коране (смысл) :

 «А тех, которые радели за Наше [дело], Мы наставим на Наши пути…». (сура аль-Анкабут, 69)

   Курбан это проявление милосердия и сострадания к людям ради Всемогущего Творца!

Каждый поступок, каждое действие Пророка (саллаллаху алейхи ва саллям) основывалось на милосердии, любви и сострадании.

Как же знаменательно следующее его наставление относительно сострадательности:

«Клянусь Аллахом, в чьих руках находится моя жизнь! До тех пор, пока вы не станете милосердными и сострадательными друг к другу, вы не сможете войти в рай!»

Сахабы сказали: «О Посланник Аллаха! Мы все добры и сердобольны!»

Пророк Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) же, изволил ответить им так: «Милосердие, сердобольность, которую я имею в виду, не есть только ваша доброта друг к другу, как вы думаете. Совсем нет. Это сострадание, сочувствие, которое охватывает все создания, милосердие, распространяющееся на всех живых существ!» (Хаким, IV, 185/7310)

Человек – путник будущего мира, и сколько он сможет совершить благих дел и добра за свою такую короткую земную жизнь, настолько он будет счастлив в будущей жизни. В служении нет дел больших или малых. Любое дело ценно.

Всевышний Аллах сказал в Коране (смысл) :

  «Таковы ограничения Аллаха. Тех, кто повинуется Аллаху и Его посланнику, Он введет в Райские сады, в которых текут реки. Они пребудут там вечно. Это и есть великое преуспеяние. А тех, кто ослушается Аллаха и Его посланника и преступает Его ограничения, Он ввергнет в Огонь, в котором они пребудут вечно. Им уготованы унизительные мучения (4:13-14)».

Дорогие братья и сёстры, не забывайте, что жертвенность закрепляет за человеком те дары и милости, которые ему даёт Аллах, а отказ от милостыни приводит к потере этих даров. Всё это прочно связано между собой.

Посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха),  сказал:

«Воистину, у Аллаха есть люди, которых Он выделяет для  пользы Своих рабов, даруя им блага. Он закрепляет их за ними, если они расходуют их на других людей. Если же они не расходуют, то Аллах отнимает у них эти блага и даёт их другим людям».

В риваяте хадиса, который приводится у ад-Даракутни говорится:

«Воистину, Аллах даёт блага определённым людям и утверждает их за ними, пока они расходуют их на нужды людей и пока это не надоедает им. Когда же это надоест им, Аллах передаёт эти блага другим людям».

Мы  должны быть полезны людям, где бы мы ни были, и  должны искать пути совершения  добрых и полезных дел. Наш Пророк  Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям) олицетворение ежесекундной жизни по заповедям нашего Господа Аллаха! Он больше всего боялся совершить какой-нибудь поступок, из-за которого мог потерять любовь и милость  Аллаха.

Благоговение перед приказами Всемогущего Аллаха отчетливо прослеживается в стремлении Пророка  Мухаммада (саллаллаху алейхи ва саллям) беспрекословно выполнять все Божественные повеления четко и с душевным трепетом.

Касательно этого качества  Пророка  Мухаммада  (саллаллаху алейхи ва саллям)  в Коране Аллах повелел: «Те, которые, когда им читают поучения Господа, не лежат, подобно глухим и слепым».

Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) сказал:

«О Фатыма! Стой рядом с жертвой, которую приносишь. Знай, что вместе с первой каплей крови, упавшей на землю, будут прощены твои (малые) грехи». (Хаким, IV, 247/7524; Хайсами, IV, 17; Байхаки, Шуаб, V, 483).

Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) в одном хадисе говорит: «Сын Адама не смог приблизиться к Всевышнему так близко ни одним из угодных Ему деяний, как пролитием крови в дни Курбана. В Судный день курбан, кровь которого он пролил, предстанет парнокопытным рогатым животным, покрытым шерстью. До того, как пущенная кровь достигнет земли, сын Адама поднимается пред Аллахом на более высокий уровень. Поэтому совершайте жертвоприношение со спокойной и довольной душой». (Тирмизи, Ибн Маджа, Ахмад бин Ханбаль, Ибн Малик).

Просим Аллаха (Велик Он и Славен) помочь нам во всех наших делах и сделать так, чтобы мы поминали Его, благодарили, совершали много благих  дел и поклонялись наилучшим образом.

Хвала Милостивому Аллаху – Господу миров! Мир и благословение Аллаха Его Посланнику Мухаммаду, а также его семье и всем его сподвижникам!