ПОДЕЛИТЬСЯ
Есть ли преимущество у одного мазхаба перед другим?
Есть ли преимущество у одного мазхаба перед другим?

Есть ли преимущество одного мазхаба над другим? Ученые, передававшие знания каждому мазхабу от самого пророка (мир ему и благословение Аллаха), были истинными последователями Корана и приверженцами сунны, так как получали знания по непрерывной цепи передатчиков. Один из крупнейших ученых Египта 16-го столетия Имам аш-Ша’рани (898/1493-973/1565) в своей книге «Мизан-уль-Кубра», разъясняющей знания по фикху 4-х мазхабов, пишет:

«Существующие на сегодняшний день 4 школы (мазхабы) и существовавшие в прошлом, но забытые со временем мазхабы Ахлю-с-Сунна валь-Джама’а, верны и истинны. Преимуществ друг перед другом не имеют, так как взяты из одного и того же источника.

Во всех школах есть предписания разной степени сложности. Если последователь, имеющий возможность исполнять более сложные предписания своей школы, ищет легкие пути в других мазхабах, то он принимает опасное решение. Использовать более легкие пути остальных 3-х мазхабов в исполнении некоторых поклонений, имеет право лишь тот, кто физически не может действовать по фетвам своей школы ввиду болезни или других уважительных причин.

В противном случае, верующий, не придавший значения решениям своего мазхаба, рискует отойти от Последователей Сунны, а значит и сбиться с Пути Спасения. Использование же в отдельных поклонениях более сложных форм исполнения, указанных в других мазхабах, говорит о духовном росте мусульманина. Но для этого необходимы знания по всем школам.

Действовать по собственному разумению, не придавая значения указаниям основателей мазхабов, очень опасно. В сравнении со знаниями этих великих Имамов – Муджтахидов самого высшего разряда, знания других мусульман – Ничто!»

А вот мнение известного ученого 17-го столетия, жившего в Сирии, Исма’ила бин Абд-уль-Гьани ан-Наблуси (ум. в 1062/1652) В своем 12-ти томном произведении «аш-Шарх ад-Дурар» он пишет:

«Мусульманин не обязан следовать только одному мазхабу. Он может (в случае затруднений) исполнять отдельные предписания и по другой школе. Однако при этом должен соблюсти все условия этого мазхаба в исполняемом поклонении. При исполнении разных предписаний, не связанных друг с другом.

У мусульманина есть право выбора любой из 4-х школ Ахлю-с-Сунна валь-Джама’а»(если исполнение данного поклонения затруднено по правилам своей школы).

Другой крупнейший ученый 19-го столетия из Сирии Ибн-и Абидин ад-Димашки (ум. в 1252/1836) в своей книге «Рэдду’ль-Мухтар…» пишет по этому поводу следующее:

«Совершать какое-либо поклонение, выискивая и используя легкие способы из разных школ, не разрешается. Например: По мазхабу Имама Абу Ханифа, омовение будет нарушено, если на коже у совершившего омовение появится кровь. Надо будет совершить повторное омовение.

В мазхабе Имама аш-Шафи’и просто вытирают кровь, и омовение не нарушается. В другом случае, если, совершивший омовение, прикоснулся кожным покровом к кожному покрову посторонней женщины, по мазхабу «Шафии» омовение нарушается. По мазхабу «Ханафи» никакого нарушения не будет и намаз можно исполнять без повторного омовения. Если же у совершившего омовение на коже появилась кровь, а также он соприкоснулся с кожей женщины, необходимо повторное омовение по обоим школам, так как произошло совокупное нарушение. Таким образом, совершая какое либо поклонение мусульманин не может следовать фетвам разных школ. Чтобы совершаемое поклонение было действительным, оно должно быть исполнено в соответствии с фетвами одной из 4-х мазхабов. В противном случае, исполняемое поклонение не будет действительным.»

То есть, получается, что мусульманин по существу не следует ни одному из указанных мазхабов. Как было отмечено выше, указаниями других школ можно пользоваться лишь в случае каких-либо существенных затруднений. Использовать фетвы других мазхабов под силу лишь тем, кто хорошо изучил данный вопрос по всем четырем школам. Совершать собственный иджтихад, как предлагают отдельные реформаторы, это дело избранных. Для этого, как минимум, необходимо знание всех 4-х мазхабов, и знания по 20 основным наукам. Достаточно сказать, что только в мазхабе Имама Абу Ханифа (80/699-150/767), самим имамом и его главными учениками Абу Йусуфом (113/731-182/798) и Мухаммадом аш-Шэйбани (135/752-189/805) на основе Корана и сунны разрешены около 500 000 основных вопросов!!! С вариантами число фетв составляет почти вдвое больше!!!

Абу Асад аль-Ханафи «Люди сунны и согласия – кто они