Ислам – всеобъемлющая религия. Наша религия регламентирует все аспекты жизни человека, в том числе и отношение к животным. Верующим предписано проявлять милость ко всем творениям Всевышнего, даже при принесении их в жертву. Мы должны служить сотворённым ради Творца. Известный философ Артур Шопенгауэр говорил: «Состраданье к животным так тесно связано с добротою характера, что можно с уверенностью утверждать, что не может быть добрым тот, кто жесток с животными». Вспомним историю о пророке Сулеймане, когда он повелел своей армии обойти муравейник, дабы не мешать муравьям. Мусульманин должен уважать каждое живое существо, ведь оно создано Всевышним Господом.
Даже к собакам, которые по исламу считаются грязными животными, так как их слюна является наджасой, следует проявлять милосердие.
Есть достоверный хадис, переданный от Абу Хурейры со слов Посланника Аллаха (мир ему и благословение Всевышнего), который говорит о том, чем является слюна собаки: «Если собака лакала из посуды одного из вас, то помойте её (посуду) семь раз, причём первый раз помойте с землёй». (Муслим, 279).
Содержание собаки разрешено в Исламе, но только с целью получения от нее пользы, а не просто ради игр и развлечения. Например, собака необходима человеку для охраны и выпаса скота, для охраны жилья, для охоты, разбора завалов и спасения людей и т.д. Но никак не для развлечения человеческого эго. Ведь в современном мире часто встречаются люди, которые боятся заводить детей или просто не хотят детей в силу своих психологических комплексов, поэтому они заводят собак, за которыми, по их мнению, можно меньше следить, да и собаки не такие «проблемные». Владельцы собак, или «собачники», настолько любят своих питомцев, что очень часто ставят животное выше человека. Такое поведение людей может привести к вырождению общества, так как человеческая жизнь и развитие человеческого вида потеряют ценность в социуме. Конечно, люди берут себе в дом не только собак, но и других животных, но в большинстве своём Европа задала моду на собак, так как у европейцев исторически выражена любовь к этим животным.
Из достоверных хадисов до нас дошла информация, что содержание собаки без получения от нее пользы в быту влечет за собой уменьшение награды за благие деяния. При этом, держать животное следует за пределами дома или квартиры, так как возможно незаметное попадание слюны на посуду, одежду или молитвенный коврик, что повлечет их загрязнение. Использовать эти вещи для совершения намаза можно, помыв их семь раз, как указано в вышеприведенном хадисе. При этом следует заметить, что сухая шерсть собаки наждасой не является. И на этом мнении сошлось большинство ученых. Так как праведные сподвижники держали собак для охоты и охраны, и, безусловно, животные касались телом своих хозяев. Но, не смотря на это, до нас не дошло никакой информации о том, что тело или шерсть их является наджасой и что одежду после них как-то по-особому очищали.
Также на нежелательность содержания собаки в помещении, где проживают люди, указывают и другие хадисы, говорящие о том, что ангелы не входят в те дома, где живут эти животные. Вопрос относительно дозволенности торговли собаками является спорным среди ученых. Одни говорят, что продавать этих животных категорически запрещено. Другие придерживаются мнения, что можно покупать и продавать только тех из них, которые предназначены для охоты, охраны и других полезных видов деятельности.
Спорным является и вопрос о возмещении вреда нанесенного собаке. Но, так или иначе, к этим животным необходимо относится по-доброму, так как они являются творениями Господа. Ведь, как известно, человек получит награду за всякий благой поступок и помощь любому живому существу.
Любимцами людей также являются кошки. В исламе этому животному уделяется особое внимание, но это не значит, что другие животные не имеют права на хорошее обхождение. Посланника Аллаха Мухаммад (мир ему и благословение Всевышнего) очень любил котов, это было его любимое животное. По преданиям любимой кошкой Пророка Мухаммада (мир ему и благословение Всевышнего) была кошка по имени Муизза. Пророк (мир ему и благословение Всевышнего) любил её и никогда не тревожил её сон, а воду, которую она пила, использовал для омовения перед молитвой. Кошка любила спать на его коленях во время проповедей. Есть даже предание, что однажды кошка убила змею, забравшуюся в рукав и собиравшуюся ужалить пророка Мухаммада (мир ему и благословение Всевышнего). Сподвижник Пророка (мир ему и благословение Всевышнего) Абд аль Рахман также разделял любовь пророка к кошкам. Его прозвищем стало Абу Хурайра, «отец котят», поскольку всюду, куда бы он ни шел, в рукаве одежды он носил с собой кошку. Персидский историк, богослов Ат-Табари записал легенду, согласно которой, во время Всемирного потопа крысы начали прогрызать отверстие в днище Ноева ковчега, тогда Ной погладил спину льва, лев чихнул, и пара кошек выскочила из его ноздрей. Немало хадисов посвящено этому животному.
Передают, что Кабша бинт Ка‘бибн Малик рассказывала, что однажды к ней вошел Абу Катада, да будет доволен им всевышний Аллах, который был отцом ее мужа. Она налила ему воды для совершения омовения, но тут к воде подошла кошка. Она принялась пить воду, и Абу Катада наклонил сосуд для того, чтобы ей было удобно пить. Он заметил, что Кабша смотрит на него и спросил: «Ты удивлена, племянница?» Она ответила: «Да». Тогда он сказал: «Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал о кошках: «Они не являются нечистыми. Они суть одни из тех, кто ходит вокруг вас». Во время посланника Аллаха (мир ему и благословение Всевышнего) кошки могли свободно передвигаться среди людей, заходя в дома, и сложно людям было бы уберечься от них. Если бы Аллах сделал кошку запретной, ее слюну или шерсть, то это было бы сильным затруднением для людей и для самих кошек, в этом милость Аллаха каждому своему существу.
Когда Анаса ибн Малика спросили об отношении к кошкам, он сказал: «Однажды я отправился вместе с Посланником (мир ему и благословение Всевышнего) в место, называемое Бухтани, он (мир ему и благословение Всевышнего) сказал приготовить ему воду для омовения. Затем посланник Аллаха (мир ему и благословение Всевышнего) подошел к сосуду и увидел, что кошка пьёт из него воду. Тогда он (мир ему и благословение Всевышнего) стал ждать, пока она не закончит пить. Когда я спросил его, заменить воду или нет, он (мир ему и благословение Всевышнего) ответил: «О Анас, кошки – чистые и они никогда ничего не загрязняют». Наказание В хадисе сказано: «Женщина вошла в ад за то, что заперла кошку, не давала ей пищи и воды и не позволила ей самой искать пропитания».
Если человек берет в дом кота, он должен помнить, что ему придется отвечать за свое отношение к нему в день Суда. Животные в Судный день будут требовать от тех, кто их притеснял, ответа. В этот день будет спрошено с людей, которые обижали, приносили вред животным. Судный день коснется всех, и животных тоже. В Судный день воздастся каждому: и джинну, и человеку, и каждой живой твари. Но, в отличие от людей, после получения расчета Всевышний превратит их в прах. «В День воскресения обязательно будут соблюдены права имеющих право и даже к безрогому барану приведут рогатого» (Муслим, ат-Тирмизи). Затем Аллах скажет им: «Превратитесь в землю!», и они превратятся в землю.
Люди, желающие любви Господа, должны любить и его творения, поэтому необходимо всегда помогать бездомным животным, заботиться о наших «меньших братьях», открывать для них приюты, брать дозволенных животных к себе домой. Например в современной Турции открыто огромное количество приютов для зверей, где каждый желающий может покормить животное и забрать его с собой.
Животный мир создан Всевышним разнообразным. Одни животные пугают нас, вызывают неприятные ощущения, другие – умиление и становятся нашими домочадцами. В любом случае, Аллах Всевышний предписал хорошее обхождение согласно их природе и пользе с каждым из них. Религия Ислам такова, что ценит каждое создание – творение Аллаха и вознаграждает за доброе отношение к ним.