С развитием Интернета у людей появилась возможность в несколько кликов получить чужие результаты интеллектуального труда.
Это породило ряд сайтов, которые копируют другие работы и публикуют у себя, не спрашивая разрешения сайта-автора.
Так как мы сами стали тем сайтом, с которого копируют другие мусульманские сайты, мы решили изучить вопрос об авторском праве с точки зрения Корана и Сунны, чтобы понять, имеет ли автор, чей труд используют другие, право на какую-либо защиту.
Нашел или сделал первым – ты автор или хозяин
Создатель информационного продукта имеет право сказать «это мой труд, моя собственность». Он имеет право получить законную выгоду как для себя, так и для своих наследников.
Доказательством этому является хадис, в котором пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) однажды сказал:
«Кто сделал (придумал) первым, раньше других мусульман, тогда это его» (хадис от ибн Дауда, хадис слабый).
Этот хадис является доказательством того, что если человек что-то перевел, написал, создал, тогда он имеет право сказать, что это его (он автор). Это касается и тех работ, где авторы используют анализ и обобщение (собирая информацию и самостоятельно формулируя выводы анализа).
То же касается и других случаев нашей жизни. Если вы пришли в мечеть и первым заняли какое-то место, то никто не может вас заставить уйти с него, уступив другому. Если вы первым нашли хорошее бесхозное пастбище, то другие должны его считать вашим и использовать его только с вашего разрешения.
Сейчас к этому вопросу стало обращаться много авторов, чтобы узнать, есть ли фетва о правах на интеллектуальную собственность.
Фетва об интеллектуальных правах
В 1984 г. в Кувейте состоялся Исламский конгресс по фикху, на котором был рассмотрен вопрос о праве на интеллектуальную собственность.
Ученые сослались на приведенный выше хадис (несмотря на то, что он был слабым) и постановили следующее:
1. Торговая марка, товарный знак, бренд, право на изобретение и авторское право – являются частным правом, принадлежащим автору (издательству, компании). В современном обществе они имеют еще и экономическую выгоду. Все это должно охраняться правом собственности по шариату и не должно нарушаться другими лицами.
2. Лицу, владеющему указанным в п. 1, можно распоряжаться интеллектуальными правами и получать за них финансовую выгоду, что дает право автору получать денежное вознаграждение за передачу и использование интеллектуальных прав третьими лицами.
3. По шариату запрещается нарушать права автора, издательства, изобретателя, а также инновации. Только их владелец имеет право распоряжаться ими.
Текст фетвы вы можете найти на сайте islamweb.net под номером 9797.
Если принять во внимание приведенный смысл фетвы, становится ясно, что копировать или без разрешения использовать результаты чужого интеллектуального труда с точки зрения Ислама является недопустимым.
Потому мусульманам, работающим в медийном пространстве, стоит уделить особое внимание тем ситуациям, когда они копируют и публикуют материалы без разрешения на то авторского сайта.
Стоит отметить, что в фетве один из пунктов был посвящен возможности автора монетизировать свой контент и тем самым покрывать расходы на его создание и оплату труда третьих лиц. В условиях партнерского маркетинга или контент-маркетинга подобное право становится очень важным в деятельности веб-сайтов, генерирующих контент, а также всех тех, кто занят научным или образовательным интеллектуальным трудом.