В хадисе Посланника Аллаха (мир ему и благословение Всевышнего) говорится: «Брак – это моя сунна, и тот, кто отвернется от моего пути, тот отвернулся от меня» (аль-Бухари, Муслим).
Бракосочетание является сунной посланника Аллаха (мир ему и благословение Всевышнего). И одним из важнейших этапов бракосочетания является свадьба. Если само бракосочетание является юридическим актом, то проведение свадьбы определяется обычаями и традициями, которые не должны выходить за рамки шариата. В хадисах мы можем встретить информацию о том, как следует проводить свадьбу.
О бракосочетании должно быть объявлено публично. Одним из важнейших элементов свадьбы является публичное объявление о ней. Сообщается, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Всевышнего) говорил: «Законное бракосочетание от запретных отношений отличают звуки бубна и публичное оповещение» (Насаи, Никях, 72). Оповещение родственников и друзей о предстоящей свадьбе, имеет важное значение с точки зрения подтверждения законности отношений людей, желающих стать супругами.
Сообщается, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Всевышнего) говорил: «Проводите свадьбы в мечети» (Тирмизи, Никях, 6). Однако сегодня мечети используются только для совершения намаза, тогда как раньше они были центром общественной жизни мусульман, и использовались, в том числе для проведения свадеб. Сегодня же местом проведения свадьбы может быть свадебный салон или любое другое подходящее место. Свадебное угощение: Накрывать стол во время свадьбы является сунной. Сообщается, что однажды посланник Аллаха почувствовал исходящий от Абдуррахмана ибн Ауфа запах шафрана, который традиционно наносили во время свадеб, и спросил: «Что это?». Абдурахман ибн Ауф ответил: «Я женился на одной женщине, дав ей золото в качестве махра». Посланник Аллаха (мир ему и благословение Всевышнего) сказал: «Да, благословит тебя Аллах. Тебе следует дать свадебное угощение, хотя бы из одного барана» (Муслим, Никях, 79, 80).
Наша религия является системой, которая полностью соответствует естеству человека, и которая оберегает это естество. Поэтому были установлены очень широкие рамки дозволенного, благодаря которым у человека не возникает необходимости прибегать к чему-то запретному. Проведение свадьбы в рамках дозволенного шариатом, не означает, что на свадьбе будет царить такая же атмосфера как на поминках. Выше мы уже приводили хадис, в котором говорится: «Законное бракосочетание от запретных отношений отличают звуки бубна и публичное оповещение». Исходя из этого, во время свадьбы может быть использована музыка и песни, которые не умаляют достоинства мусульман и не пробуждают низменных страстей, а также чтение стихов, проведение всевозможных игр и конкурсов. Так как свадьба является праздником, местом радости и веселья. В заключение хотелось бы отметить, что при проведении свадьбы не должно быть место исрафу (расточительству) и показухе. Свадьба должна быть простой, скромной и открытой для всех.
Однако, к великому сожалению, многие современные мусульманские свадьбы выходят за рамки дозволенного. Одним из самых основных нарушений законов Ислама при праздновании свадеб является смешение полов. Мужчины и женщины ни в коем случае не должны веселиться на свадьбе вместе. Сегодня же мы зачастую закрываем на это глаза, считая этот устой пережитком прошлого и ошибочно полагая, что ничего греховного в совместных праздниках нет.
Ещё одно дурное новшество на свадьбах – это показное расточительство, которое, к сожалению, присуще многим народам и в корне противоречит духу нашей религии.
Мы забыли о Сунне Пророка (мир ему и благословение Всевышнего), превратив свадьбы в соревнования, на которых при помощи торжества демонстрируем своё положение.
От Аиши (да будет доволен ею Аллах) передаётся, что Пророк (мир ему и благословение Всевышнего) сказал: «Самый превосходный никях в плане бараката – это самый лёгкий в расходах». (Байхаки)
Передают со слов Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах), что Пророк (мир ему и благословение Всевышнего) сказал: «Плохой едой является угощение на том свадебном пиру, на который приглашают богатых и отказываются звать бедных». (Бухари, Муслим)
Несоблюдение предписанных нам указаний лишает семью милости Всевышнего Аллаха, его довольства и бараката, с которого могла бы начаться семейная жизнь. Чем больше будет соответствовать свадьба учению Ислама, тем больше она будет благословенна, тем больше гармонии и любви будет между супругами, и тем меньше проблем их будет ожидать в будущем. Ведь если свадьба основана на хараме, то какого счастья мы ожидаем от неё?