У каждого из нас, хотя бы раз в своей жизни, возникали трудности. Беды, горе, тоска и грусть — неотъемлемая часть человеческого существования. Как мы относимся к своим проблемам? Проявляем ли мы должное терпение? Или начинаем истерить и кидаться на людей, считая всех вокруг виноватыми в нашей неспособности преодолеть препятствия? Многие считают проявлением терпения спокойствие и способность прийти в себя через несколько дней после горя. Что является терпением, рассказал нам Посланник Аллаха Пророк Мухаммад (мир ему и благословение Всевышнего).
От Анаса ибн Малика (да будет доволен им Аллах) передается, что Пророк (мир ему и благословение Всевышнего) проходил рядом с женщиной, которая плакала возле могилы своего сына, и сказал ей: «Бойся Аллаха и прояви терпение». Женщина сказала: «Оставь меня, тебя не постигло горе, подобное моему». Женщина не узнала Посланника Аллаха (мир ему и благословение). Увидев эту картину, Фазль ибн Аббас (да будет доволен им Аллах) сказал ей: «Это был Пророк, мир ему и благословение Аллаха». Тогда женщина пришла к дверям Любимца Аллаха ﷺ и не нашла там даже охраны. Она сказала: «Я не узнала тебя [о Посланник Аллаха]». Пророк ﷺ ответил: «Терпение бывает истинным, когда проявляешь его в момент прихода горя» (Бухари № 1223; Муслим №926).
Терпение нужно проявить сразу, как только постигло горе, а не тогда, когда прошло некоторое время, человек успокоился, и ему не остается ничего, кроме как терпеть. Приведем пример из жизни праведных предшественников, чтобы понять, каким должно быть настоящее терпение. Красивый пример проявления терпения:
Рассказывает Аль-Асмаи: «Однажды мы с другом вышли в путь по пустыне. Мы сбились с пути и в это время увидели палатку слева от дороги. Мы подошли и поприветствовали тех, кто был в палатке. Внутри оказалась женщина, которая ответила на наше приветствие. Женщина поинтересовалась, кто мы. Мы сказали: «Мы сбились с пути, увидели вашу палатку и решили подойти». Женщина сказала: «Отвернитесь, пока я исполню свой долг по отношению к вам». Она передала нам подстилку и велела садиться и ждать, пока не вернется ее сын. Она принялась поднимать и опускать край палатки, проверяя, не возвращается ли ее сын. Вдруг она сказала: «Возвращается верблюд моего сына, но верхом на нем не мой сын». Всадник остановился у палатки и сказал: «О мать Укайля, да воздаст Аллах великим благом за Укайля». Женщина спросила: «Горе тебе, мой сын умер?» Получив утвердительный ответ, она снова спросила: «От чего он умер?» «Верблюд толкнул его, и он упал в колодец», – ответил тот человек. Затем женщина сказала ему: «Слезь с верблюда и выполни долг перед гостями», – и привела барашка. Всадник заколол животное, сварил мясо и поставил перед нами. Мы принялись есть. Мы были удивлены терпению этой женщины. Когда мы поели, женщина вышла к нам и спросила: «Есть ли среди вас кто-нибудь, умеющий читать Коран?» Мы ответили утвердительно. Она попросила прочитать ей в качестве соболезнования что-нибудь из Корана. Я прочел (смысл): «И обрадуй терпеливых (тем, что их в итоге ожидает большое благо в Раю), которые, когда их постигнет какое-нибудь бедствие, говорят: «Поистине, мы принадлежим Аллаху (Он поступает с нами, как пожелает), и поистине, мы к Нему возвращаемся (после смерти)!» Это те, которые удостаиваются благословения своего Господа и милости, и они идут верным путем». Они следуют прямым путём» (сура «Аль-Бакара»: 155–157).
Женщина спросила: «Действительно так и сказано в Коране?», мы ответили: «Да, так и сказано». Она сказала: «Мир вам», — и принялась совершать два ракаата намаза. После завершения намаза она сказала: «Воистину, мы принадлежим Аллаху, и к Нему мы вернемся. Я вверяю Укайля Аллаху». Сказав это трижды, она добавила: «Поистине, мы принадлежим Аллаху (Он поступает с нами, как пожелает), и поистине, мы к Нему возвращаемся (после смерти)!»» («Уюн аль-хикаят», 343-344).
Когда приходит беда, первые минуты бывают самыми тяжелыми, но истинно верующий человек проявляет терпение,восхваляет Аллаха и благодарит за свою судьбу. Без этого благого качества мы никогда не научимся правильно реагировать на жизненные трудности, потому как именно терпение помогает нам в нужный момент подавить слёзы, победить грусть и прогнать тоску.
Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Сколь удивительно положение верующего! Поистине, все в его положении является благом для него, и никому (не дано) этого, кроме верующего: если что-нибудь радует его, он благодарит (Аллаха), и это становится для него благом, если же его постигает горе, он проявляет терпение, и это тоже становится для него благом» (Муслим)
«Когда Аллах любит людей, Он посылает им испытания. Если же они проявляют довольство, то они и получат довольство. Те же, кто проявляет гнев, заслужат только гнев». Другая версия этого хадиса: «Поистине, величина награды соответствует величине испытаний и бед, и поистине, если Аллах любит какой-либо народ, то посылает на них испытания (беды). И тот, кто проявляет довольство (перед испытанием), тому тоже довольство Аллаха. Тот же, кто гневается, тому – гнев Аллаха» (Ат-Тирмизи, Ибн Маджа).
Передают со слов Абу Саида аль-Худри и Абу Хурайры, да будет доволен ими Аллах, что Пророк ﷺ сказал: «Что бы ни постигло мусульманина, будь то утомление, болезнь, тревога, печаль, неприятность, скорбь или даже укол колючки, Аллах непременно простит ему за это что-нибудь из его грехов» (Аль-Бухари).
«Когда мусульманин находится среди людей и проявляет терпение (терпеливо относится к неприятностям, которые причиняют ему эти люди), он лучше мусульманина, который не находится среди людей (избегает людей) и не проявляет терпения (к их действиям)» (Ат-Тирмизи).
«Когда Аллах предопределяет Своему рабу высокое положение, которого он не может достигнуть своими делами, Аллах испытывает его чем-либо в его теле, или же в его ребенке, или в его имуществе. После чего дарует ему терпение до тех пор, пока он не достигнет того высокого положения, которое ему предопределил Аллах, Свят Он и Велик» (Ахмад, Абу Дауд).
Есть еще очень много хадисов, в которых наш любимый Пророк Мухаммад (мир ему и благословение Всевышнего) советует своей умме быть терпеливыми, никогда не сетовать на свою судьбу и на Великого Создателя предопределившего грядущее.