ПОДЕЛИТЬСЯ
Критерии исламского ученого
Критерии исламского ученого

Критерии ученого

Мусульманские,Исламские ученные1. Ученый – это тот, за кого большие ученые сделали тазкия (особая рекомендация) и сказали, что он ученый, у которого можно брать знание и кто может давать фатва (богословско-юридические заключения)!

«Ученые дают рекомендации друг другу, эта традиция берет свое начало от сподвижников пророка (мир ему и благословение Аллаха), которым в свое время сделал тазкия сам пророк (мир ему и благословение Аллаха). Сподвижники делали тазкия табиинам (поколению своих последователей) , табиины- своим последователям, и цепочка продолжалась.
И так имам Малик дал рекомендацию имаму аш-Шафии, аш-Шафии сделал тазкия имаму Ахмаду. И таким образом, эта Сунна продолжается, и будет продолжаться вплоть до Судного дня, что когда появится Иса (мир ему), он сделает тазкия Махди!» См. “аль-Кауашифуль-джалия” 230.

Имам аш-Шатыби сказал: “Ученый, о котором не сказали ученые, что он ученый, не является ученым, до тех пор, пока другие ученые не засвидетельствуют о нем, что он ученый!”
Имам Малик сказал: “Я не давал фатуа до тех пор, пока 70 людей из числа обладающих знанием не засвидетельствовали, что я этого достоин”.

2. Ученый – это человек, который приобретает знание долгие годы, а не 5 или 10 лет, после чего прекращает учиться и возвращается к себе на родину.

Саид ибн Джубайр сказал: “Человек продолжает оставаться ученым до тех пор, пока продолжает учиться. Если же он перестанет учиться и решит, что больше в этом не нуждается, то он самый невежественный человек”. См. «Тазкируту-ссами», 116.

От Абу Асыма ан-Набиля сообщается, что однажды, когда он сидел в обществе Суфьяна ас-Саури, пришел молодой парень из числа обладающих знанием, который стал разговаривать, превознося себя с помощью знания над теми, кто был старше него. И разгневался Суфьян и сказал:
“Не были саляфы (сподвижники пророка) такими. Не один из них не претендовал на имама и не садился на почетное место, пока не требовал знание тридцать лет! А ты превозносишься над теми, кто старше тебя в годах. Встань и уходи, ибо я не вижу никого, кто был бы ниже тебя в моем маджлисе”. См. “аль-Мадхаль иля Сунаниль-кубра лиль-Байхакъи” 1/388.

3. Ученый не должен быть молодым
Посланник Аллаха (СААС) сказал: «Одним из признаков Судного Часа является то, что знание будут приобретать от малых». (ат-Табарани)

Ибн Масуд сказал: “Люди будут пребывать в благополучии, пока будут приобретать знания от сподвижников Мухаммада и больших ученых. А когда они станут приобретать знания от молодых, то впадут в противоречия из-за своих порочных желаний, а затем погибнут”. (ат-Табарани 8589, Абдур-Раззакъ 11/249. Достоверность подтвердил хафиз Ибн Хаджар. )

Максимум, что может сделать молодой – это передавать фетвы (богословско-юридические заключение по тому или иному вопросу) больших ученных, которые ему известны! Имам Ибн аль-Мубарак сказал:
“Если молодой передаёт то, что слышал от большого учёного, то он не является малым”. См. “аз-Зухд” 31.

4. Ученый должен знать в совершенстве свою религию
Имам аш-Шафии сказал: “Никому не дозволяется давать фатуа в религии Аллаха, кроме человека знающего книгу Аллаха; знающий отменяющие аяты и отмененные (насих уаль-мансух); знающий ясные и не ясные аяты (мухкам и муташабих); знает их толкование; знает какие аяты Мединские, а какие Меканские, и что под ними подразумевается, и по какому поводу они были ниспосланы.
Также необходимо, что бы он знал хадисы посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует); знал, какие хадисы отменяющие, а какие отмененные, и что бы он знал язык.
И вместе с этим он должен быть справедлив, беспристрастен и не быть многословным, что бы он был в курсе данных разногласий, и что бы у него был талант и способность.
И если человек такой, то он может говорить о халяле и хараме, и давать фатуа, а кто не такой, то он не дает фатуа!” (аль-Хатыб в “аль-Факъих уаль-матафакъих” 2/330.)

II. “Каких ученых надо слушать?”

Действительно, ведь ученые иногда занимают диаметрально противоположную позицию по тому или иному вопросу. Как тут правильно сориентироваться?

Биография ученого также говорит о многом- где, в каких странах он бывал? Насколько осведомлен о жизни и быте народов? Много путешествовал или проживал только у себя на родине? Каков его общий кругозор?

Предпочтительнее следовать мнению того ученого, который осведомлен об условиях того общества, которое ближе к тебе, в курсе всех вопросов современности.

Один ученый досконально изучил интересующий тебя вопрос, другой- коснулся лишь поверхностно, так как занимался другими темами.

Предпочтительнее следовать мнению того ученого, чьи слова служат объединению, а не разъединению уммы. Последний навряд ли сможет вынести правильную фетву.

III. Слушай свое сердце!
Как-то имам Малик сказал:
«Посмотри в свое сердце, даже если все дали тебе фетву. Если ты чувствуешь, что для твоего нафса это не подходит, а для сердца- что это истина, то тебе выбирать- для нафса или для истины»

Сообщается, что Вабиса бин Мабад сказал: «(Однажды) я пришёл к посланнику Аллаха, (СААС) , и он спросил (меня):
«Ты пришёл, чтобы спросить о благочестии?»
Я сказал: «Да.»
Он сказал:
«Спроси (об этом) своё сердце, ( ибо) благочестие есть то, в чём почувствовали уверенность душа и сердце, а греховное — это то, что (продолжает) шевелиться в душе и колебаться в груди, даже если люди{не раз) скажут тебе,( что ты поступил правильно)». (Ахмад и ад-Дарими.)