Любовь к Аллаху ﷻ и Его Посланнику ﷺ
Это самая великая любовь, которая является к тому же обязательной, так как предписана Всевышним. В Коране говорится (смысл): «Скажи верующим (о Пророк!): “Если вы любите ваших отцов, сыновей, братьев, супругов, родственников и имущество, которое вы приобрели, и торговлю, застоя в которой вы боитесь, и жилища, в которых вам хорошо жить, сильнее, чем любите Аллаха ﷻ, Его посланника и священную борьбу за веру Аллаха ﷻ, тогда ждите, пока не исполнится воля Аллаха ﷻ и Его наказание для вас. Аллах ﷻ не наставляет на прямой путь грешников”» (сура «ат-Тавба», аят 24).
В Пророческой сунне сообщается, что вера человека неполноценна, если любовь к Аллаху ﷻ и Его Посланнику ﷺ не будет превыше всего. Пророк ﷺ сказал: «Не уверует ни один из вас (т. е. не будет его вера полноценной), пока не полюбит меня больше своего ребёнка, своих родителей и всех людей!» (аль-Бухари, Муслим).
Сообщается, что Абдуллах бин Хишам (да будет доволен им Аллах) сказал: « мы находились в обществе Пророка ﷺ, который держал за руку Умара бин аль-Хаттаба, Умар сказал ему: “О Посланник Аллаха, поистине, я люблю тебя больше всего иного, кроме самого себя!” Пророк ﷺ сказал: “Нет, клянусь Тем, в Чьей власти душа моя, пока не станешь ты любить меня больше самого себя!” Тогда Умар сказал ему: “Поистине, сейчас я люблю тебя больше самого себя!” Пророк ﷺ сказал: “Сейчас, о Умар! ”».
Ибн Хаджар говорит: «Сказал аль-Хитаби: “Любовь человека к самому себе – это врождённое чувство. Любовь к другому – это осознанный выбор человека”.
Пророк ﷺ желал от Умара такого выбора, так как нет другого способа изменить характер. Затем Умар, поразмыслив, понял, что любит Пророка ﷺ больше самого себя, потому что эта любовь – спасение от гибели в этом и вечном мире» (из книги «Фатху аль-Бари», 11/528).
Любовь к Аллаху ﷻ и Его Посланнику ﷺ – самое лучшее, что может приготовить человек для встречи со Всевышним, это причина для вхождения в Рай.
Передают со слов Анаса ибн Малика (да будет доволен им Аллах), что один мужчина спросил Пророка ﷺ: «Посланник Аллаха ﷺ, когда наступит час?» Он сказал: «А что ты для него приготовил?» Тот ответил: «Я не приготовил ничего, но я люблю Аллаха ﷻ и Его Посланника ﷺ». На это Пророк ﷺ сказал: «Поистине, ты будешь с теми, кого любишь!» Анас (да будет доволен им Аллах) сказал: «И мы ничему не радовались так, как порадовались словам Пророка ﷺ : “Ты будешь с теми, кого ты любил». Анас (да будет доволен им Аллах) сказал: «И я люблю Пророка ﷺ, Абу Бакра и Умара и надеюсь, что благодаря моей любви к ним буду вместе с ними, хотя я и не совершал дел, подобных их делам» (Аль-Бухари, Муслим).
Любовь к Шариату Всевышнего
Всевышний сообщил о ненависти неверующих к законам Всевышнего (смысл): «А тех, которые не уверовали в Аллаха ﷻ, сделает несчастными, а их дела – тщетными за то, что они ненавидят Коран и предписания Аллаха ﷻ. И Аллах ﷻ сделал их деяния тщетными» (сура «Мухаммад», аяты 8-9).
Погибнут неверующие, не будут приняты их благие поступки, потому что возненавидели книгу, ниспосланную Всевышним, опровергли её. В хадисе сообщается: «Намаз – это свет моих глаз» (Ахмад, ан-Насаи).
Любовь к мужу или жене
Сподвижники узнали о том, что Посланник Аллаха ﷺ любит Аишу (да будет доволен ею Аллах) больше всех, и, если кто-нибудь из них желал сделать подарок Посланнику Аллаха ﷺ, то дожидался, пока Посланник Аллаха ﷺ появлялся в доме Аиши (да будет доволен ею Аллах) и посылал свой подарок ему туда (Аль-Бухари).
Однажды Амр ибн аль-Ас (да будет доволен им Аллах) спросил Пророка ﷺ: «Кого ты любишь больше всего?» Пророк ﷺ ответил: «Аишу» (Ат-Тирмизи).
«Верующий муж не должен ненавидеть свою верующую жену, ибо если ему не нравится одна из черт её характера, то он должен довольствоваться другой чертой характера» (хадис от Абу Хурайры, передал Муслим).
Всевышний так говорит о любви между супругами (смысл): «Из знамений Его милости – то, что Он создал для вас (мужчин) жён того же человеческого рода, чтобы вы находили в них успокоение, и установил между вами узы любви (мавадда) и сострадания (рахма)» (сура «ар-Рум» , аят 21). Ар-Рази различает любовь и сострадание: например, человек любит своего ребёнка, но когда видит своего врага в смертельном положении, он берёт у своего ребёнка, чтобы спасти человека. Он так поступает не из-за любви, а из-за сострадания. Поэтому, когда супруги становятся старыми (и страсть утихает), брак сохраняется благодаря состраданию (рахма) (из книги «Мифтаху аль-гъайб», 7/171).
Любовь к единоверцам
Пророк ﷺ любил своих сподвижников. В предыдущем хадисе от Амра (да будет доволен им Аллах), где говорилось, что Пророк ﷺ любит Айшу (да будет доволен ею Аллах), далее Амр (да будет доволен им Аллах) спрашивает: «А из мужчин кого?» Пророк ﷺ ответил: «Её отца (Абу Бакра)».
Пророк ﷺ сказал об Абу Бакре: «Если бы пришлось мне выбирать ближайшего друга из людей, то я обязательно выбрал бы Абу Бакра» (Аль-Бухари, Муслим). Дружба – высшее проявление любви. Хадис от Амра (да будет доволен им Аллах) указывает на то, что Пророк ﷺ любил Абу Бакра больше других.
Передаётся от Муаза ибн Джабаля: «Однажды Пророк ﷺ взял меня за руку и сказал: “О Муаз, клянусь Аллахом, я люблю тебя”. Я ответил: “Да будут выкупом мои родители за тебя, клянусь Аллахом, – я тоже тебя люблю!” – О Муаз, я завещаю тебе: не переставай произносить после каждого фарз-намаза эти слова: «Аллахумма аинни аля зикрика ва шукрика ва хусни ибадатика», то есть «О Аллах, помоги мне поминать Тебя, воздавать хвалу Тебе и хорошо поклоняться!»”» (Абу Давуд, ан-Нисаи).
Только Ислам так сильно побуждает к любви единоверцев. В многочисленных хадисах говорится о признаках любви, которая скрепляет братские узы. Посланник Аллаха ﷺ говорил: «Если ты полюбил брата своего, то скажи ему об этом» (Абу Давуд, ат-Тирмизи).
Передают со слов Анаса (да будет доволен им Аллах), что как-то раз, когда в обществе Пророка ﷺ находился один человек, а мимо него прошёл другой, он сказал: «О Посланник Аллаха, поистине, я люблю этого (человека)». Пророк ﷺспросил его: «А сказал ли ты об этом ему?» Он ответил: «Нет». Пророк ﷺ сказал: «Так скажи ему!» – и этот человекдогнал его и сказал: «Поистине, я люблю тебя ради Аллаха ﷻ!» – На что тот ответил ему так: «Да полюбит тебя Аллах ﷻ, ради Которого ты полюбил меня!» (Абу Дауд).
Любовь ради Аллаха ﷻ – признак чистой веры
Пророк ﷺ сказал: «Самая крепкая опора веры – любить и ненавидеть ради Аллаха» (ат-Табрани).
Пророк ﷺ сказал: «Трое ощущают сладость веры: любящий Аллаха ﷻ и Его Посланника больше всего на свете, любящий другого только ради Аллаха ﷻ и не желающий вернуться к неверию после того, как Аллах ﷻ спас его от него, так же, как он не желает быть брошенным в огонь» (аль-Бухари и Муслим).
Мухаммадариф Абдулаев