Под девизом «Нам достаточно Корана!», который на первый взгляд кажется правильным, они пытаются изобрести свой «Коранический Ислам», отходя от Сунны, которая служит практическим руководством религии, раскрывает тонкие стороны разных вопросов и привносит их в жизнь, являясь разъяснением Священного Корана. Но Посланник Аллаха (салляллаху алейхи ва саллям) таким образом указал на разрушителей религии, прячущихся под маской ученых и
скрывающих свои истинные планы, прикрываясь Кораном:
Будьте внимательны, мне была дарована Книга и еще одно, равное ей. Будьте внимательны, близко то время, когда сытый человек, раскинувшись на диване, скажет: «Вам нужно подчиняться этому Корану. То, что вы найдете в нем разрешенным – то разрешено, а то, что вы найдете в нем запрещенным – то запрещено (нет у вас потребности в другом источнике)». Будьте внимательны! То, что запретил Посланник Аллаха подобно тому, что запрещено Аллахом».
В другом хадисе так говорится о необходимости следования Сунне: «…Кто-то из вас, раскинувшись на диване, считает, что кроме того, что Аллах запретил в этом Коране, больше нет запрещенных вещей?! Будьте внимательны! Клянусь Аллахом, я увещевал, приказывал и запрещал. Этих (повелений и
запретов) столько же, сколько в Коране и даже
больше…» (Абу Дауд, Харадж, 31).
Следующие аяты очень важны в понимании
того, что Коран может быть правильно истолкован
только через Сунну:
«(О, мой Посланник!) Верный Дух (Джи —
брил) сошел с ним на твое сердце, чтобы ты
стал одним из тех, кто предостерегает (настав —
70 Абу Дауд, Сунна 6, хадис: 4604, 4/200; Ибн Маджа, Мукаддима
2, хадис: 12, 1/6; Тирмизи, Ильм 10, 2663, 2801; 5/37; Ахмад
бин Ханбаль, 6/8.
ИМАМ РАББАНИ
71
ляет на истинный путь). Оно ниспослано на
ясном арабском языке» (аш-Шуара, 193-195).
Таким образом тайна и мудрость Корана может
быть понята только через проживание духовных
состояний Посланника Аллаха (салляллаху алейхи
ва саллям). 23 года пророческой жизни Посланни —
ка (салляллаху алейхи ва саллям) являются живым
разъяснением Корана.
Поэтому понимание Посланника Аллаха (сал —
ляллаху алейхи ва саллям) является самой важной
ступенью в поклонении Всевышнему Аллаху. Не
узнав и не поняв его, не следуя по его стопам, не
почувствовав искры его духовности, невозможно
достичь полноты веры, полностью понять Коран и
достичь совершенства в поклонении…
Ведь в Священном Коране не указано, как
именно нужно претворять в жизнь многие боже —
ственные повеления. И научиться этому мы можем
только на примере Посланника Аллаха (саллялла —
ху алейхи ва саллям).
Например, в Священном Коране имеет —
ся запрет на употребление в пищу мертвечины.
Исключение в этом вопросе составляет рыба,
выловленная живой или мертвой, о чем мы узнаем
из Сунны.
В Коране повелевается совершение намаза,
но нет подробного описания, как его совершать.
О количестве рака’атов, чтении сур и «ду’а»,
Мудрость праведных рабов Аллаха
72
«та’дил-ю аркан» и других моментах мы узнаем
из Сунны.
Священный Коран раскрывает свои тайны и
мудрость обладателям богобоязненности. В свя —
щенном аяте повелевается:
«Это Писание, в котором нет сомнения,
является верным руководством для богобо —
язненных (боящихся Аллаха и избегающих
запретного)» (аль-Бакара, 2).
По этой причине лучше всех постигают Коран
те, кто живет в богобоязненности и неуклонно
повышает свой духовный уровень. Если все нач —
нут читать Коран, то каждый получит пользу в
соответствии с его степенью духовности.
Насколько поучителен пример благородного
Умара (радыйаллаху анху):
Однажды благородный Умар (радыйаллаху
анху), проходя мимо одного дома, услышал, как
хозяин громко читал суру «ат-Тур». Когда тот
человек дошел до аята:
«Наказание твоего Господа непременно
наступит, и ничто не отвратит его…» (ат-Тур,
7-8), благородный Умар (радыйаллаху анху) сошел
со своего коня и, опершись о стену, стоя слушал
аят. После этого, из-за тяжести переживания об
услышанном в этом аяте, он заболел так, что на
некоторое время слег в постель71.
71 Ибн Раджабаль-Ханбали, ат-Тахвиф мина-н-нар, Дамаск 1979, с. 30.
ИМАМ РАББАНИ
73
Священный Коран подобен бескрайнему
океану, в который человек может погрузиться на
глубину, соответствующую состоянию его серд —
ца. Подобно тому, как человек, не умеющий пла —
вать, довольствуется купанием на мелководье, а
искусный пловец, погружаясь в самые глубины
моря, может видеть удивительные, поражающие
воображение разнообразные картины, которые не
увидишь с берега, так и люди, духовно продви —
нувшиеся на пути богобоязненности, встречаются
в Коране с множеством проявлений мудрости и
получают от этого духовную энергию (фейз).
Также некоторые несчастные люди, закрыва —
ют глаза на многие истины, пытаются искажать
религию, стараясь подогнать ее под свои незре —
лые взгляды. Люди, не имеющие и капли знаний,
смеют неуважительно критиковать ученых, има —
мов и муджтахидов.
Заявляя: «Это были ученые прошлого тыся —
челетия, сейчас другое время», они посягают на
непоколебимые религиозные законы, которые
неподвластны времени. Это несет еще большее
разрушение религии, чем деятельность востоко —
ведов-немусульман и миссионеров. Это сборище
невежественных людей, которые считают, что
познание религии заключается в ревизии ее поло —
жений, а не в том, чтобы служить ей.
Поэтому особенно важным для наших моло —
дых братьев и сестер, обучающихся религии,
является быть внимательными в этих вопросах и
Мудрость праведных рабов Аллаха
74
внимательно выбирать тех, у кого они обучают —
ся религии. Как Пророк (салляллаху алейхи ва
саллям) говорил одному из своих любимых спод —
вижников Абдуллаху ибн Умару (радыйаллаху
анхума):
«О Ибн Умар! Держись за свою религию,
держись за свою религию! Ведь она – твоя плоть
и кровь. Обращай внимание на то, у кого ты
обучаешься религии! Бери религиозные знания и
повеления у ученых, стоящих на истине, не будь
из тех, кто склоняется то в одну сторону, то в
другую!»72.