ПОДЕЛИТЬСЯ
Как быть благодарным Аллаху
Как быть благодарным Аллаху

Грехи делятся на малые и большие.

И конечно же мусульмане должны знать, какие грехи являются большими, а какие малыми, так как знание о грехах и наказании за них способствуют тому, чтобы человек избегал их.
Если в Коране или в Сунне указывается на то, что совершившего определенный грех постигнет такое-то наказание в мире этом или в мире ином, то такой грех является большим. Также наши учёные говорят, что большой грех – это такой грех, который влечёт установленное шариатом наказание (хадд) в мире этом.
Ибн ‘Аббас (да будет доволен им Аллах) сказал: “Большой грех – это всякое ослушание Аллаха, которое ведёт в Огонь, или влечёт проклятие, или гнев, или наказание Аллаха”. “Тафсир ат-Табари” 4/14.

Всевышний Аллах повелел Своим рабам оставить любой грех, будь он малым или же большим, сказав(смысл): «Оставьте грехи явные и скрытые! Поистине, те, которые совершают грех, получат воздаяние за то, что они совершали»(аль-Ан’ам 6: 120).
Муджахид об этом аяте сказал: “То есть все грехи и ослушания Аллаха!” См. “Тафсир ат-Табари” 8/127.
Об опасности пренебрежения малыми грехами
Беда многих людей сегодня состоит в том, что они не боятся Всемогущего Аллаха и грешат днём и ночью. Среди них есть такие, кто недооценивают опасность малых грехов, говоря: «Чем может навредить взгляд на чужих женщин или пребывание наедине с посторонней женщиной!?» Они развлекаются, рассматривая запрещенные фотографии в журналах, а некоторые из них, когда узнают о запрете на это, пренебрежительно спрашивают: “Какой же это грех?” А наш Пророк Мухаммад сказал : «Кажущиеся малыми, грехи, собранные вместе, погубят грешника». Табарани .
А сподвижник Пророка, Анас ибн Малик (да будет доволен им Аллах) говорил: «Вы совершаете деяния, которые в ваших глазах тоньше волоса, но во времена посланника Аллаха мы считали их смертными грехами». аль-Бухари 6492.
Также, сообщается, что Пророк сказал: «…горе упорствующим, которые упорствуют в том, что они делают, зная (что грешат)». аль-Бухари14 в «аль-Адабуль-Муфрад» 380, Хадис достоверный.
Учёные считают, что малые грехи зачастую являются следствием отсутствия стыда и отсутствия страха перед Аллахом. Когда раб Аллаха часто совершает малые грехи, они входят в привычку и он начинает пренебрегать даже большими грехами, и ставит их на одну ступень вместе с малыми. Истину сказал Ибн ‘Аббас (да будет доволен им Аллах): “Невелик грех, если просят прощения за него, но и не мал, если упорно продолжают его совершать”. См. “аль-Кабаир” М. Ибн Абдуль-Уаххаба 25.
Учёные также говорят: “Смотри не на малозначительность греха, а смотри на величие Того, кого ты ослушаешься”.

Примеры малых грехов

— Нельзя сидеть за одним столом с употребляющими спиртное
— Запрещено есть и пить из серебряной и золотой посуды.
— Мужчинам непозволительно носить шелковую одежду и украшения из золота
— Запрещена купля-продажа краденого имущества, а также продажа спиртного, свинины или другой продукции, которую Шариат не разрешает употреблять
— Запрещено рекламировать не дозволенное шариатом
— Для женщин Харамом является сильно облегающая одежда
— Злословие
— Взгляд на запретное
— Прикосновение к чужой женщине
— Слушание музыки
Сегодня, к большому сожалению многие даже не замечают и не догадываются, что совершают грехи! Ни один благой, добровольны поступок не сравнится с отказом от греха.
Делая наставление одному из своих сподвижников Пророк Мухаммад сказал: «Остерегайся запретного и будешь самым покорным Аллаху среди людей»

Амр бин Ахвас (радыйаллаху анху) передает: «Я слышал, что Посланник Аллаха во время своего прощального хаджа, проповедовал людям:
«… Будьте внимательны! Шайтан навсегда распрощался с надеждой, что в этой стране будут ему поклоняться. Но вы будете ему подчиняться в тех деяниях (грехах), которые будут вам казаться малыми. И он будут доволен этим…»(Тирмизи, Фитан, 2/2159; Ибн Маджа, Манасик, 76; Насаи, ас-Сунануль-Кубра, II, 444/4100. Отдельно см. Хаким, II, 32/2221; Байхаки, Шуаб, V, 454)
Абдуллах бин Мас’уд передает, что Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) сказал:
«Избегайте грехов, которые вам кажутся незначительными! Потому что они накапливаются и приводят человека к гибели».
После этого Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) привел такой пример о свойствах незначительных грехов:
«Остерегайтесь малых грехов! Поистине, малые грехи подобны людям, которые остановились в ущелье, и один пришел с веткой дерева, затем другой принес ветку, пока они не собрали дрова на костер, на котором приготовили себе еду. Поистине, когда малые грехи скапливаются в большом количестве, они губят раба!»А в версии Ибн Мас’уда сказано: «Остерегайтесь малых грехов. Поистине, когда маленькие грехи накапливаются, они губят человека».Ахмад 5/331. Достоверность хадиса подтвердили хафиз аль-‘Иракъи, хафиз Ибн Хаджар См. “Фатхуль-Бари” 11/383.

Имам аль-Мунауи о словах: «Остерегайтесь малых грехов» сказал: “Т.е. остерегайтесь совершать малые грехи, поскольку малые грехи являются причиной, влекущей большие грехи!” См. “Файдуль-Къадир” 3/164.

Хафиз аль-‘Аляи об этом хадисе говорил: “Смысл хадиса в том, чтобы предостеречь от пренебрежения малыми грехами, чтобы человек спрашивал с себя за их совершение и чтобы он не был рассеянным в отношении них. Поистине, в пренебрежении ими есть гибель! Более того, человеком может овладеть беспечность, и он начнет радоваться и гордиться малыми грехами, и считать их совершение чем-то благим. И дело доходит до того, что грешники начинают хвалиться своими грехами и по причине сильной радости

Айша (радыйаллаху анха) передает: «Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) сказал мне:

Что означает:
«О Айша! Избегай деяний (даже самых малых грехов), которые кажутся тебе незначительными! Ибо перед Аллахом есть один (ангел), который наблюдает за ними и записывает их». (Ибн Маджа, Зухд, 29; Дарими, Рикак, 17; Ахмад, VI, 70, 151).
Так как в се грехи – и малые, и большие – означают непокорность повелениям Аллаха, они открывают дорогу Его недовольству. Поэтому Билял бин Са’д, известный своим аскетизмом (зухд), сказал:
«Смотри не на ничтожность грехов, а на то, Кому ты проявляешь непокорность!» (Абу Нуайм, Хилъйа, V, 223; Ахмад, Зухд, с. 460).
Грехи, становясь тяжелой завесой между Аллахом и Его рабом, препятствуют познанию Аллаха и истинному служению Ему. Грехи представляют собой большую опасность для человеческого духа. По этой причине никогда не следует пренебрежительно относиться к грехам.
Грехи, отдаляя человека от благоволения Аллаха, доставляют радость нашему заклятому врагу – шайтану. Икак мы видим из хадиса, что даже незначительные грехи являются подчинением шайтану и радуют его. Ведь Иблис сам далек от милости Аллаха и прилагает все усилия, чтобы и человек точно так отдалился от милости Всевышнего. Несчастные люди попадаются на уловки извечного врага рода человеческого и идут за ним.
Чтобы достичь своей цели, шайтан должен сделать только одно – отдалить человека от веры. По этой причине Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) в своей прощальной (веда) предостерегает нас :
«Дрожите над своей верой, избегая деяний (грехов), которые кажутся вам незначительными!» (Хайсами, III, 267).
То есть бойтесь потерять свою, очерняя свое сердце грехами!
Очень важно помнить что, малые грехи – это дорога, ведущая к великим грехам. Постепенно они подталкивают человека к пропасти больших грехов.
Ибн Аббас (радыйаллаху анху) говорит:
«Если просить прощения (истигфар) за великий грех, то он не будет так оставлен. Он будет прощен. Если же человек продолжает совершать малый грех, то он не останется малым. Он превратится в великий». (Байхаки, Шуаб, V, 456).
Человек, не обращающий внимания на грехи, не будет стоять на месте. Да сохранит от этого Аллах, осознанно или нет, он пойдет дальше. Поэтому Исламские ученые предупреждают:
«Малые грехи приводят к большим, а большие грехи – к неверию (куфр)». (Аджлуни, Кашфул-хафа¸ № 2317).
Досточтимый Абу Хафс говорит об этом:
«Как горячка является предвестником смерти, так и грехи являются предвестниками неверия (куфр)». (Байхаки, Шуаб, V, 447).
Поэтому болезнь пренебрежительного отношения к ошибкам и грехам не должна укореняться в верующем. Верующий (му’мин), считая серьезным каждый грех, должен стараться отдалиться от всех грехов.
Абдуллах бин Мас’уд (радыйаллаху анху)так говорит о том, как верующий должен относиться грехам:
«Верующий представляет свои грехи такими огромными, словно гора, которая вот-вот опрокинется на него. Грешник же видит грехи маленькими, как муха, севшая на нос». (Бухари, Да’ват, 4).
Великий ученый из табиинов досточтимый Хасан Басри приводит такие воспоминания о том образцовом поколении сподвижников:
«Сподвижники нашего досточтимого Пророка, если какое-то дело находили хорошим, то выполняли его, даже если оно и было незначительным. И наоборот, если они какое-то деяние находили дурным, то оставляли его, даже если оно и было незначительным». (Ибн Абид-Дунья, Мавсуа, I, 89).
Поэтому верующий, всегда проявляя бдительность, должен стремиться отдалиться даже от малых ошибок, которые люди считают незначительными.
Верующий должен быть настолько внимательным к грехам, что держать под контролем и свои мысли.
Досточтимый Умар (радыйаллаху анху) сказал:
«Берегитесь тех желаний, которые приходят в сердце прежде совершения греха! Потому что они являются началом греха. Если вы не будете остерегаться таких желаний, то ваши сердца впадут в небрежение (гафлет) об Аллахе». (Байхаки, Шуаб, V, 458).
Абу Тураб ан-Нахшаби говорит:
«Есть три признака почерневшего сердца:
1. Человек не содрогается от грехов
2. Он не получает наслаждения от послушания (итаат) и поклонения (ибадат).
3. На него не воздействуют наставления».

Люди с черствыми сердцами, не обращающие внимания на грехи и даже, смеясь совершающие их, завтра, в будущей жизни будут плакать.
Абдуллах бин Аббас (радыйаллаху анху) говорит:
«Человек, смеясь совершающий грехи, с плачем войдет в Ад». (Газали, Ихйа, III, 273).
Грехи, подводя человека под гнев Аллаха, становятся причиной того, что вознаграждения (саваб) пропадают. Насколько поучительно следующее предание.
Досточтимый Савбан передает, что Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) сказал:
«Я знаю таких людей из моей общины, которые в Судный день придут с белейшими благими деяниями величиной с горы Тихама. Всевышний – велик Он и славен – превратит их вознаграждения (саваб) в пыль, уничтожит так, как будто их никогда и не было».
Савбан (радыйаллаху анху) сказал:
— О Посланник Аллаха! Опиши нам этих людей, чтобы мы поняли, каковы они, и по незнанию не стали одними из них!
На это Посланник Аллаха сказал:
«Они – ваши братья по вере. Такие же люди, как и вы. Как и вы, они встают ночью для совершения ибадата. Но когда они без свидетелей остаются один на один с запретами Аллаха, они нарушают эти запреты». (Ибн Маджа, Зухд, 29).
Грехи создают препятствие для обретения предназначенного человеку удела (ризк). Аллах оставляет грешников без блага и милости.
Грехи портят душу человека, очерняют его сердце. Грешник, становясь бесчувственным, бессовестным и не знающим страха, отдаляется от покаяния, лишается чувства стыда и нравственности, делающих человека человеком.
Грех и непокорность подводят человека под гнев Аллаха. Вред от последствий грехов – беды и несчастья касаются и предков человека, и его живых родственников, и потомков.
Грех приносит зло и вред не только тому, кто совершил его, но и другим людям.
Каждый грех открывает дорогу другим грехам и ослабляет веру.
Так как Всевышний не вручает сокровище знания непокорному сердце, грешник остается обделенным истинным знанием.
Когда человек совершает грехи, то ангелы уже не просят за него прощения. Грехи также лишают человека близости к Пророку.
Грешник, становящийся чужим самому себе, своим близким и обществу, осужден на одиночество.

Многие имамы упоминали случаи, когда малые грехи становятся большими:

1. Упорное совершение малых грехов
От Абдуллаха ибн Амра сообщается, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Горе упорствующим, которые упорствуют в том, что они делают, зная это!» Ахмад 2/165, аль-Бухари в “аль-Адабуль-муфрад” 380.
Ибн ‘Аббас говорил: “Грех невелик, если просить за него прощение, но и не мал, если упорно его совершать”. ат-Табари 5/41, Ибн Аби Хатим 3/943.
Имам Ибн Батталь сказал: “Если малых грехов становится много и в их совершении есть упорство, то они превращаются в большой грех!” “Шарх Сахих аль-Бухари” 10/202.

Что же касается того, кого упорное совершение малых грехов привело к совершению тяжких грехов, после чего он к ним привык, то он погиб, если только не покается и не вернется вновь к повиновению Аллаха!
Однажды Хузайфу спросили: «Сыны Исраиля оставили свою религию в один день?» Он ответил: “Нет. Однако когда им было что-то велено, они это оставляли, а когда было что-то запрещено, они это совершали. И так было до тех пор, пока они не вышли из религии также, как человек снимает с себя свою одежду”. Абу Ну’айм в “аль-Хилья” 1/279, аль-Байхакъи в “Шу’аб аль-иман” 6817.
Вот до чего довели грехи сынов Исраиля, общину, которую когда-то возвеличил Аллах, о чем говорится в Коране: «О сыны Исраиля! Помните о милости, которую Я оказал вам, а также о том, что Я возвысил вас над мирами» (аль-Бакъара 2: 47).

2. Считать свой грех незначительным и пренебрегать им
Всевышний Аллах сказал: «Вы распространяете ложь своими языками и говорите своими устами то, о чем у вас нет никакого знания, и полагаете, что этот поступок незначителен, хотя перед Аллахом – это великий грех» (ан-Нур 24: 15).
Имам аль-Ауза’и говорил: “Было сказано: «Из числа тяжких грехов совершение человеком греха, а затем пренебрегать им!»” Ибн Аби ад-Дунья в “ат-Тауба” 72, аль-Байхакъи в “Шу’аб аль-иман” 7153.
Имам аль-Фудайль ибн ‘Ийяд говорил: “В зависимости от того, насколько ты считаешь грех малым, он увеличивается перед Аллахом, и в зависимости от того, на сколько ты считаешь грех великим, он уменьшается перед Аллахом!” Ибн ‘Асакир в “Тарих ад-Димашкъ” 48/426.

3. Радость по причине совершения прегрешения
Всевышний Аллах сказал: «Воистину, тем, которые любят, чтобы о верующих распространялась мерзость, уготованы мучительные страдания в этом мире и в Последней жизни» (ан-Нур 24: 19).

Ибн ‘Аббас говорил: “О совершающий грехи! Не чувствуй себя в безопасности от плохого конца. Ведь то, что последует за грехом серьезнее того греха, который ты совершил. То, что ты не стесняешься тех (ангелов записывающие деяния), кто у тебя справа и слева, и продолжаешь грешить, это хуже, чем сам грех. Ты смеешься, тогда как не знаешь, что сделает с тобой Аллах, это больше чем сам грех. Твоя радость греху, который ты приобрел хуже, чем сам грех. И твоя печаль за грех, который ты упустил, хуже чем грех!” Абу Ну’айм в “аль-Хилья” 1/324.
Радующийся своему греху хуже, чем тот, кто по своему невежеству упорствует в совершении малых и даже больших грехов, поскольку радующийся греху не далек от того, чтобы посчитать запретное дозволенным, что является большим неверием!

Шейх ибн Хаджар аль-Хайтами говорил: “Если совершающему малый грех скажут: «Покайся перед Всевышним Аллахом!», а он ответит: «Что я сделал такого, чтобы каяться?» то он впал в неверие”.
4. Положить начало плохому, даже если это малый грех
От Джарира ибн ‘Абдуллаха сообщается, что
Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Тот, кто положит начало какому-нибудь дурному обычаю в Исламе, понесет на себе как бремя самого этого греха, так и бремя грехов всех тех, кто станет придерживаться этого обычая после него, что ничуть не уменьшит бремени их собственных грехов!»Муслим 1017.

Ибн Мас’уд рассказывал, что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Кого бы ни убили несправедливо, на первого сына Адама обязательно ляжет часть греха за пролитую кровь, ибо начало убийствам положил он». аль-Бухари 3335, 6867, 7321, Муслим 1677.
Хафиз Ибн Хаджар сказал: “В этом хадисе указание на то, что положившему начало чему-либо (хорошему или же плохому), будет воздано в соответствии с этим”. См. “Фатхуль-Бари” 12/204.

5. Рассказывание о своих грехах
Необходимо скрывать свои грехи и не рассказывать о них, будь они малые или большие!

Сообщается со слов Абу Хурайры, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) говорил: «Все члены моей общины будут избавлены (или: прощены), за исключением заявляющих во всеуслышание о своих грехах. К таким людям относится человек, который согрешил ночью, но Всевышний Аллах скрыл его грех, а утром он сам говорит: “О такой-то! Я совершил вот такой грех”.И получается так, что он проводит ночь под покровом своего Господа, а наутро сбрасывает покров Аллаха». аль-Бухари 6069, Муслим 2990.
Имам аль-Мунауи говорил: “Для каждого совершеннолетнего является обязательным скрывать свой грех и каяться за него”. “Файдуль-Къадир” 1/349.
‘Али ибн Абу Талиб говорил: “Тот, кто рассказывает о своих мерзостях и тот, кто услышав их, передает это другим, одинаково грешны!” аль-Бухари в “аль-Адабуль-

О вреде грехов
Грехи являлись главной причиной, из-за которой нисходило наказание Аллаха Всевышнего.
Всевышний Аллах сказал: «Несчастья на земле и на море происходят из-за того, что совершали люди своими руками, чтобы дать им вкусить часть того, что они содеяли…» (Римляне 30: 41).

Грехи препятствуют получению удела

Сообщается со слов Саубана (да будет доволен им Аллах), что Посланник Аллаха сказал: «Поистине, раб (Аллаха) лишается своего удела за совершаемый им грех». Ахмад 5/277, ат-Тахави 4/167.
Если же Аллах одарил мирскими благами грешных людей, таковое является испытанием для них.

От ‘Укъбы ибн ‘Амира (да будет доволен им Аллах) сообщается, что Посланник Аллаха сказал: «Если Аллах одарил Своего раба тем, чего он возжелал в мирской жизни, несмотря на его грехи, то поистине, это обольщение», – после чего прочитал следующий аят(смысл):
«А когда они забыли о том, что им напоминали, Мы открыли перед ними врата всех соблазнов. Когда же они радовались тому, что им было даровано, Мы схватили их внезапно, и они пришли в отчаяние»». (Скот 6: 44). Ахмад 4/145, ат-Табарани в «аль-Аусате» 9426.
Грехи могут стать причиной невежества
Имам аш-Шафи’и произносил такие стихи: «Знание – это свет от Господа моего, а свет Аллаха грешному не даруется!»
Грехи оставляют свой след на всём

Имам аль-Фудайль сказал: “Если ты не можешь совершать ночную молитву (тахаджуд) и соблюдать пост днём, то знай, что ты лишён удела и твои грехи уже сковали тебя!” “Уазаифу Рамадан” 50.
Грехи приводят к дурному концу

Имам Ибн Касир (да смилуется над ним Аллах) сказал: «Грехи, ослушание Аллаха и приверженность к страстям лишают человека поддержки в минуты смерти… и его ожидает скверный исход». “аль-Бидая уа Ннихая”.
Сообщается, что ‘Абдуль-‘Азиз ибн Абу Дауд сказал: “Однажды я присутствовал у постели умирающего, которому подсказывали произнести свидетельство того, что нет божества достойного поклонения, кроме Аллаха, но он сказал, что не верит в это. Потом я стал расспрашивать о нём, и оказалось, что он был пьяницей”. И ‘Абдуль-‘Азиз сказал: “Бойтесь грехов, ибо это они довели его до неверия”.«Джами’уль-‘Улюми уаль-Хикам» 58.

Мы просим Аллаха Всевышнего, чтобы Он уберёг нас от больших и малых грехов и плохого исхода !
[1] аз-Зильзаля, 99/7-8.
[2] В некоторых хадисах указывается, что мысли и желания, возникающие в сердце человека, обладают направляющим влиянием и являются своего рода ду’а:
«Пусть каждый из вас обращает внимание на то, какие желания его посещают, и о чем он думает. Ибо он по причине этого желания, не сможет узнать, что же ему предопределено». (Ахмад, II, 357, 387; Байхаки, Шуаб, V, 457).
«Когда один из вас что-то желает, пусть думает о великом! Ибо он в этом состоянии просит у Всевышнего, возносит Ему ду’а». (Ибн Аби Шайба, Мусаннаф, VI, 48/29369; Хайсами, X, 150-151).
[3] Zekeriya Güler, 40 Hadiste Kadın ve Aile, s. 338.
[4] См. Тирмизи, Хадж, 49/877; Ахмад, I, 307.
[5] См. Саид Бекташ, Фадлуль-Хаджарил-Асвад ва Маками Ибрахим, с. 36-38; Мухаммад Илъйас Абдулгани, Тариху Маккаталь-Мукарамати Кадиман ва хадисан, с. 43.