Абу Саи́д аль-Ха́сан ибн Яса́р аль-Басри — исламский богослов, знаток хадисов, предшественник суфизма.
Родился Хасан ибн Ясар в 642 году в городе, где похоронен Посланник Аллаха (мир ему и благословение Всевышнего), Медине во время правления второго праведного халифа Умара бин Хаттаба.
Его отец, по имени Ясар, был персом. Он попал в плен к мусульманам во время походов в Персию. Затем Ясар стал рабом Зайда бин Сабита, известного сподвижника и секретаря Посланника Аллаха (мир ему и благословение Всевышнего), который записывал Коран. Зайд знал персидский язык, и вскоре они стали с Ясаром очень близки.
Приняв Ислам, Ясар женился на Хайре, служанке одной из жён Посланника Аллаха (мир ему и благословение Всевышнего) и матери правоверных Умм Саламы. И в 21-м году по Хиджре у них родился сын.
Через некоторое время Хайра отнесла сына к Умм Саламе, чтобы она дала ему имя, и Умм Салама выбрала для него имя Хасан. Хасан рос в доме Умм Саламы, и ребёнок был очень дорог её сердцу. Умм Салама была известна своими знаниями, через неё до нас дошло множество хадисов. Ещё во времена джахилии она умела писать, что было редкостью в то время даже среди мужчин.
Несомненно, воспитываясь в доме у матери правоверных, Хасан получил огромную благодать и знания. Когда он был ребёнком, Умм Салама приводила его к известным сподвижникам, и они обращались к Аллаху с мольбой за него.
Рассказывают, что маленького Хасана принесли к халифу Умару, и он взял его на руки и сказал: «О Аллах, даруй ему понимание в религии и сделай так, чтобы люди полюбили его». И действительно, Хасан стал одним из наиболее знающих учёных из числа табиинов и был любим людьми. Он приобретал знания у таких известных учёных, как Усман бин Афан, Али бин Абу Талиб, Абу Муса аль-Ашари, Абдулла бин Умар, Абдулла ибн Аббас, Малик бин Анас, и у многих других.
Хасан рассказывал, что ему было около четырнадцати лет, когда он заходил к матери правоверных Умм Саламе и мог дотянуться рукой до потолка её дома. Такими низкими и маленькими были дома лучших из людей в то прекрасное время. Неудивительно, что, воспитываясь в такой обстановке, где царили богобоязненность и аскетизм, Хасан стал одним из самых известных праведников своего времени.
Хасан вырос среди общества, которое отличалось высоким нравом; сердца были наполнены любовью к Аллаху. Но с годами он видел, как общество меняется и люди отходят от пути праведных сподвижников.
Спустя множество лет Хасан в одной из своих проповедей говорил: «О, горе тебе, сын Адама! Разве обладаешь ты силами, чтобы противостоять Всевышнему?! Клянусь, я видел людей, для которых этот мир и всё мирское было менее ценно, чем земля под их ногами. Я видел людей, у которых, когда наступал вечер, не было пропитания, кроме как достаточное на ужин, и каждый из них говорил: «Я не буду есть всё это», – и отдавал часть из этого на пути Аллаха. И чаще бывало, что он был более нуждающимся, чем тот, с кем он делился своей едой».
Также он говорил: «Я видел семьдесят участников битвы при Бадре. Если бы вы увидели их, то посчитали бы их сумасшедшими. Если бы они увидели лучших из вас, то сказали бы, что не обладают эти ничем, а если увидели бы худших из вас, то сказали бы – эти люди не верят в Судный день».
В 37-м году по Хиджре семья Хасана переселилась в Басру, и с тех пор он стал известен как Хасан аль-Басри.
Целитель душ
Хасан аль-Басри видел, что знания в религии приносят мало пользы, если нет в сердце богобоязненности, любви к Аллаху, сострадания, стыда и других восхваляемых качеств. Он видел, что люди, которые разбираются в Шариате и читают Коран, совершают поступки, не подобающие мусульманам. Поэтому наряду с распространением наук Шариата он придавал огромное значение науке излечения сердец. Его считают основоположником науки суфизма, и к нему восходит цепочка многих суфийских учителей последующих веков. Он не придумал ничего нового, он всего лишь призывал людей к искренности и чистоте, которая была среди мусульман первого поколения, среди которых он вырос.
Несмотря на то, что обилие мирского всё больше и больше удаляло мусульман от пути Аллаха, всё же век, в котором проповедовал Хасан аль-Басри, был веком чистоты, люди знали цену истинным учёным и относились к ним с почтением. Мы же живём в удивительное время, когда учёным может прослыть и нечестивец, который выучил некоторые вопросы Шариата, а к тому, к чему призывают истинные учёные, сердца многих людей остаются глухи. Сколько сегодня можно увидеть слепцов, которых не волнует ничего, кроме споров, и которые налево и направо разбрасываются обвинениями в адрес истинных учёных, но сами взамен не могут предложить ничего, дабы помочь людям очистить сердца! Неужели в наше время мы менее нуждаемся в лечении сердец, чем во времена Хасана аль-Басри? И кто же тогда эти учёные, взявшие на себя эту ношу, как и Хасан аль-Басри в своё время, как не суфийские шейхи?
Хасан аль-Басри обращался к людям с проповедями, которые были прекрасны и оказывали на людей удивительное воздействие.
Люди, которые посещали его собрания, признавались, что не могли найти уже более в своей жизни подобных собраний.
Передают, что один из посетителей его собраний сказал: «Когда говорил Хасан, то речь его была подобна жемчугу, и после него, слушая речи других, казалось, что из уст их исходит рвота».
В чём же секрет Хасана аль-Басри? Почему его проповеди, в отличие от других, оказывали на людей такое воздействие? Причина была в его искренности, совершенстве веры и в том, что, прежде чем призывать других к чему-либо, он сам следовал этому.
Один из его современников так описал Хасана аль-Басри во время проповеди: «Хасан был подобен человеку, который побывал на том свете и, возвратившись оттуда, рассказывает об увиденном собственными глазами».
Джафар ас-Садик говорил про него: «Его речи подобны речи пророков».
Знания Хасана аль-Басри
Хасан обладал обширными знаниями в различных областях наук. В мечети Басры вокруг него собиралось множество людей в надежде перенять от него знания.
Люди посещали его собрания, и каждый находил рядом с ним то, чего желало его сердце. Кто-то приходил ради хадисов, и он находил рядом с Хасаном то, что искал; кто-то приходил ради толкования Корана и тоже уходил удовлетворённый; кто-то приходил, чтобы научиться у него красноречию, и в этом не было подобных ему; а кто-то приходил ради обретения искренности и знания о состоянии сердец и находил рядом с ним решение своих проблем. Люди, посещавшие его собрания, восхищались глубиной его познаний.
Раби бин Анас говорил: «Я посещал Хасана около десяти лет, и не было дня, чтобы я не слышал от него чего-либо, чего я никогда раньше не слышал».
Один из его слушателей говорил: «Я не видел человека, более знающего о Райских путях, чем Хасан».
Кроме собрания в мечети было ещё одно собрание, которое устраивал Хасан. Но на этом собрании он уже не касался вопросов Шариата, а обсуждал лишь вопросы, связанные с искренностью и состояниями души. Эти собрания он проводил у себя дома. И если кто-то приходил и задавал вопрос по Шариату, Хасану это не нравилось, и он говорил, что для этого есть собрание в мечети.
Нрав Хасана и поклонение Аллаху
Несмотря на то, что лучшие из сподвижников просили Аллаха за него и люди считали его наилучшим из табиинов, тем не менее сердце Хасана переполнял страх.
Один из его учеников рассказывает, что он приходил к Хасану домой и слышал его плач. Иногда он видел, как тот совершает молитву и слёзы льются из его глаз. Он спросил Хасана о причине столь частых слёз. Хасан ответил: «Сын мой! Что же делать мусульманину, как не плакать?! Сын мой, воистину слёзы призывают на мусульманина милость Аллаха. Если сможешь провести жизнь в слезах, сделай это, и, возможно, Аллах смилостивится над тобой. До нас дошло, что плачущие из-за страха перед Аллахом из их глаз не выйдет и слезинки, пока они не будут освобождены от Ада».
Язид бин Хушаб передаёт, что не видел более богобоязненных людей, чем Хасан аль-Басри и Умар бин Абдулазиз. Они выглядели так, как будто Ад создан лишь для них.
Язид бин Хушаб также передаёт, что Хасан говорил: «О сын Адама! Клянусь Аллахом, если ты прочитал Коран и уверовал в него, то продлится скорбь твоя в этом мире и усилится страх твой и увеличится твой плач».
Однажды Хасан увидел юношу, который смеялся, и обратился к нему: «Сын мой, разве ты перебрался через Сират?» «Нет», – ответил тот. «Разве ты узнал, в Рай ты попадёшь или в Ад?» «Нет», – ответил тот. «Тогда отчего же ты смеёшься, когда предстоящее столь страшно?!» Говорят, после этого случая никогда не видели этого юношу смеющимся.
Обет, взятый с учёных
Хасан говорил, что Всевышний взял обет с учёных мужей в том, что они будут разъяснять людям истину и ничего не будут скрывать от них. Ничто в мире не могло удержать Хасана от исполнения этого великого обета. Несмотря ни на какие обстоятельства он всегда говорил истину и призывал людей к истине. Ни порицание людей, ни даже опасность для жизни не могли заставить его промолчать, видя отступление от пути Аллаха и несправедливость.
Одним из самых жестоких правителей исламского мира являлся Хаджадж бин Юсуф. За мельчающую провинность он мог казнить человека. Но это не останавливало Хасана в разъяснении истины.
Когда Хаджадж стал править Ираком, он построил себе в городе Васите, который находится недалеко от Басры, величественный дворец и призвал людей посмотреть на него.
Хасан тоже отправился туда, но целью его в отличие от других было предостеречь людей от мирских соблазнов. Когда Хасан увидел толпы людей, обходивших дворец, восхищённых его величием, он обратился к ним с проповедью. Из того, что он сказал, были и такие слова: «Прежде мы взирали на то, что было воздвигнуто самыми отвратительными, и обнаружили, что фараон был самым лучшим из строителей и воздвиг самое высокое из того, что когда-либо было воздвигнуто. И затем Аллах погубил фараона. О, если бы Хаджадж знал, что обитатели небес его презрели, а обитатели земли обманывают его, подкупая своей лестью!..» И так он продолжал, пока один из слушавших, опасаясь за него, не сказал: «Довольно! О Абу Саид, хватит!» Хасан ответил ему: «Аллах взял обет с учёных мужей, что они будут разъяснять людям истину и ничего не будут скрывать от них».
Когда до Хаджаджа дошла весть об этой проповеди, он был взбешён. Он кричал на своих приближённых: «К вам явился один из басрийских рабов и сказал всё, что вздумал сказать, и ни один из вас не воспрепятствовал ему в этом! Клянусь Аллахом, я орошу вас его кровью, о сообщество трусов!»
Затем он отправил полицейских за Хасаном, позвал палача и приготовил меч и плаху. Когда Хасан вошёл и увидел палача и приготовления для его казни, то губы его что-то прошептали. Он с достоинством предстал перед Хаджаджем. И вот тут произошло поразительное. Хаджадж, который жаждал его смерти, заволновался, привстал и начал просить Хасана, чтобы тот уселся на его место, а сам сел перед ним и начал расспрашивать его о некоторых религиозных вопросах. Хасан с достоинством, подобающим учёному, ответил на все его вопросы. После этого Хаджадж сказал: «Ты господин учёных, о Абу Саид!» Затем проводил его, оказав всё возможное почтение.
Когда Хасан выходил, один из привратников Хаджаджа подошёл к нему и сказал: «Я видел, что твои губы прошептали что-то, когда ты увидел приготовленный для твоей казни меч. Что же ты говорил?»
Хасан ответил: «Я сказал: “О мой Владыка, я прошу Твоей милости и поддержки в момент моей скорби. Сделай его месть прохладой и миром для меня, как ты сделал огонь прохладой и миром для Ибрахима”».
Последний путь
Один человек пришёл к известному толкователю снов Ибн Сирину и сказал, что видел во сне, что птица влетела в мечеть и забрала самый лучший из камешков. Ибн Сирин сказал: «Если сон твой правдив, то тогда скоро умрёт Хасан аль-Басри.
В ночь на пятницу в начале месяца Раджаб, в 110-м году по Хиджре, в возрасте 89 лет Хасан аль-Басри покинул этот мир. После пятничной молитвы в соборной мечети Басры, где прошла значительная часть его жизни, над ним совершили погребальную молитву. Затем люди отправились хоронить его, в этот день в соборной мечети Басры не совершили послеобеденной молитвы, и это было единственный раз за всю историю этой мечети, так как все жители вышли провожать Хасана в последний путь, и город опустел.
Кадада сказал: «Говорят, на земле есть семеро, которые являются причиной того, что Аллах ниспосылает дождь и отводит от обитателей земли беды. И я надеюсь, что Хасан является одним из этих семерых».