ПОДЕЛИТЬСЯ

Несмотря на то, что в Мекке господствовало в основном идолопоклонничество, все же следы Единобожия не были стерты полностью. Религии Единобожия, которой обучал Пророк Ибрахим (алейхис салям), придерживалась часть людей, пусть и небольшая. Ибрахим (алейхис салям), получивший эпитет «Халилуллах» за то, что сердце его было переполнено любовью к Аллаху, был одним из Великих пророков (Улу’ль-азм). Он отец многих пророков, в том числе нашего Господина Пророка Мухаммада (саллаллаху алейхи ва саллям) Всевышний Аллах милостиво ниспослал Ибрахиму (алейхис салям) 10 страниц Божественных откровений.
Имя Пророка Ибрахима (алейхис салям) упоминается в Священном Коране 90 раз в 25-ти сурах. В них он упоминается с похвалой в его адрес и со всеми его именами, такими, как Аввах (много ахающий), Халим (обладатель кротости), Муниб (прибегающий к помощи Аллаха), Канит (служащий Аллаху), Шакир (премного благодарящий Аллаха) и Ханиф (восхваляющий Аллаха). Религия Единобожия Ибрахима (алейхис салям) была названа ханифством. Слово «ханиф» в словаре означает «муфаххит» – тот, кто, оставив заблуждения, идет прямо к истине и справедливости и, находясь на пути служения Единому Аллаху, избегает ложных религий и верований.
Всевышний Аллах в Священном Коране сказал:

وَقَالُواْ كُونُواْ هُوداً أَوْ نَصَارَى تَهْتَدُواْ قُلْ بَلْ مِلَّةَ إِبْرَاهِيمَ
حَنِيفاً وَمَا كَانَ مِنَ الْمُشْرِكِينَ

«Они говорят: «Будьте иудеями или христианами, тогда пойдете истинным путем». Отвечай [Мухаммад]: «Нет, [мы следуем] вере Ибрахима — ханифа, а он не был многобожником»». (Сура «Аль-Бакара», 135)

مَا كَانَ إِبْرَاهِيمُ يَهُودِيّاً وَلاَ نَصْرَانِيّاً وَلَكِن كَانَ
حَنِيفاً مُّسْلِماً وَمَا كَانَ مِنَ الْمُشْرِكِينَ

«Ибрахим не был ни иудеем, ни христианином. А был он ханифом — мусульманином, и не был многобожником». (Сура «Али Имран», 67)
В период джахилии людей, отвернувшихся от всякого рода язычества, идолопоклонничества и тому подобных заблуждений, оставшихся верными религии Пророка Ибрахима (алейхис салям) и верующих лишь в Единого Бога — Аллаха, тоже называли ханифами. Такие личности, как Варака ибн Навфаль, Абдуллах ибн Джахш, Осман ибн Хувайрис, Зейд ибн Амр, Кусс ибн Саида — это лишь некоторые из ханифов. Ханифы считали неблаговидными делами преклонение перед бездушными, бессловесными, ни на что не годящимися идолами, и молитвы, обращаемые к ним.
Ибн Омар[1] (радыйаллаху анху) рассказывает следующее:
«Нашего Господина Пророка (саллаллаху алейхи ва саллям) еще до Его пророчества как-то пригласили к столу жители Бальдаха[2] во время его пребывания в этой местности. За столом присутствовал также Зейд ибн Амр ибн Нуфайл. Господину Миров (саллаллаху алейхи ва саллям) предложили отведать мяса. Наш Господин Гордость Вселенной (саллаллаху алейхи ва саллям) не стал есть мяса, Зейд также отказался его есть. Зейд, объясняя причину своего отказа, сказал следующие слова:
«Я не стану есть мясо животного, принесенного в жертву вашим идолам. Я ем мясо животных, принесенных в жертву Аллаху с упоминанием Его имени».
Зейд, порицая и стыдя племя Курайш, приносящих животных в жертву идолам, говорил так:
«Овцу создал Аллах. Для нее Он послал дождь с небес и заставил травы расти на земле. Вы же приносите эту овцу в жертву без упоминания имени Аллаха!» (Бухари «Манакыбу’ль Ансар, 24; Забаих, 16).
А еще в одной передаче сказано: «Зейд ибн Амр, взяв в попутчики Вараку ибн Навфаля, направился с ним в Шам для того, чтобы расспросить об истинной религии и стать ее последователем.
Там он повстречал иудейского ученого, которому задал вопрос, касающийся их религии, сказав:
«Возможно, я стану последователем вашей религии, дай мне сведения о ней».
Иудей отвечал:
«Ты не сможешь стать последователем нашей религии до тех пор, пока не получишь свою долю от гнева Аллаха».
Зейд сказал:
«Я дошел до этих краев, убегая от гнева Аллаха (не гнева Его, а согласия Его и Милосердия я ищу). У меня вовсе нет намерения получить какой-нибудь горький урок. Ты мне укажи какую-нибудь другую религию (чтобы я мог следовать ей)!»
Ответ ученого иудея был таков:
«Я не знаю никакой другой религии, кроме веры Ханифов».
Зейд спросил:
«Что это за религия Ханифов?»
Ученый иудей ответил:
«Это религия Пророка Ибрахима. Он – не иудей и не христианин. И он не поклонялся ничему и никому, кроме Аллаха».
Когда Зейд вышел от него, он повстречался с одним из христианских ученых, которому сказал о тех же вещах, что и иудейскому ученому. И тот сказал Зейду такие слова:
«До тех пор, пока ты не получишь свою долю от проклятий Аллаха, ты не сможешь стать последователем нашей религии!»
Зейд же в ответ на его слова сказал так:
«Да я, собственно говоря, убегая от проклятий Аллаха, прибыл в эти края. Я буду делать все, зависящее от меня, и все, что в моих силах, для того, чтобы никогда не получить горького урока от Аллаха и Его проклятия! Сможешь ли ты указать мне какую-нибудь другую религию?»
И этот ученый, так же, как и иудейский ученый, поведал ему о вере Ханифов. Зейд, услышав их слова о Пророке Ибрахиме, удалился оттуда.
На улице он, подняв свои руки, произнес следующие слова:
«О мой Аллах! Призываю Тебя в свидетели! Я – на пути религии Ибрахима (алейхис салям)! (Бухари «Манакыбу’ль-Ансар», 24).
Асма бинти Абу Бакр (радыйаллаху анха) говорит: «Я услышала, как Зейд ибн Амр, стоя на ногах и прислонившись спиной к Каабе, сказал следующие слова:
«Эй, община Курайшитов! Клянусь Аллахом! Никто из вас, кроме меня, не находится на пути религии Ибрахима (алейхис салям)!»
Зейд спасал девочек, которых собирались закопать живьем в землю, даря им жизнь. Он говорил человеку, собирающемуся убить собственную дочь, такие слова:
«Не убивай ее. Я беру на себя все заботы о ней!»
Он воспитывал их до тех пор, пока они не взрослели. Когда же, повзрослев, они расцветали, он говорил их отцам так:
«Если хочешь, то я могу передать ее тебе или же продолжать заботиться о ней». (Бухари «Манакыбу’ль-Ансар»,24).
Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) сказал о ханифе Вараке:
«Я увидел его в самом центре Рая в шелковых одеждах!»
А в отношении Зейда он сказал следующие слова:
«В Судный день он будет воскрешен как отдельная община, между мною и Исой (алейхис салям)». (Хайсами, IX, 416).
Поскольку эти ханифы, о которых мы упомянули выше, были людьми более или менее компетентными и знали из предыдущих Священных Писаний о приближении времени Последнего Пророка, они с тоской и с великой жаждой встречи ждали его прихода.
Согласно мнению подавляющего большинства исламских ученых, родители Пророка (саллаллаху алейхи ва саллям) были мекканскими ханифами. А Ханифство является Исламским Единобожием, и ни чем-либо другим. По этой причине Всевышний Аллах повелевает нашему Господину Пророку (саллаллаху алейхи ва саллям) следовать религии Ибрахима (алейхис салям), говоря в Священном Коране так:

ثُمَّ أَوْحَيْنَا إِلَيْكَ أَنِ اتَّبِعْ مِلَّةَ إِبْرَاهِيمَ حَنِيفاً وَمَا كَانَ
مِنَ الْمُشْرِكِينَ

«Затем Мы внушили тебе посредством откровения [о Мухаммад]: «Следуй за религией Ибрахима, ханифа, ведь он не был многобожником»». (Сура «Ан-Нахль», 123)
По этой причине понятие о вере Ханифов используется при определении веры Ислама, а каждого искренне верующего мусульманина называют «ханифом».
Да и наш Господин Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) изволил сказать следующее:
«Я был послан с терпимой религией Ханифов». (Ахмад, V, 266).[3]

[1] Абдуллах ибн Омар (радыйаллаху анху) появился на свет на третьем году пророчества Посланника Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям). Он совершил хиджру вместе с отцом. Он принял участие в Стамбульской компании вместе с войском, в котором был и Абу Айюб Аль-Ансари. Поскольку его сестра, Благородная Хафса, была супругой Посланника Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям), он обладал возможностью присутствовать в среде, близкой к нашему Господину Гордости Вселенной (саллаллаху алейхи ва саллям). Он стал вторым среди семи сахабов «Муксирун» после Абу Хурайры, сообщившим наибольшее количество хадисов. Вместе с повторно переданными хадисами в общей сложности он сообщил 2630 хадисов. Ибн Омар (радыйаллаху анху) одновременно был первым среди семи сахабов, которые дали наибольшее количество фетв. В вопросах, касающихся следования образу жизни Посланника Аллаха, а также безупречного и точного исполнения его предписаний, ему не было равных. После кончины Посланника Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям), находясь под воздействием любви, испытываемой к Нему, Ибн Омар изучил все те места, где совершал намазы Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям). Также он молился там, где ходил Пророк Мужаммад (саллаллаху алейхи ва саллям) и где ступали Его ноги. Он сидел под деревьями, под которыми укрывался от зноя Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям), поливал их, дабы они не высохли. (Бухари «Салят», 89; Ибн Хаджар «Аль-Исаба» II, 349). Однажды у него свело ногу. Присутствовавший рядом Абдуррахман ибн Сад сказал ему: «Вспомни и назови имя того, кого ты любишь более всех!» Он произнес: «О, Мухаммад!» В тот же миг нога его поправилась. (Ибн Сад, IV, 154). Ибн Омар (радыйаллаху анху) был одним из самых знатных и зажиточных сахабов. Он не позволял себе излишне копить капитал, тут же раздавал его нуждающимся. Вещи, нравящиеся ему более всего и принадлежащие ему, он отделял для пожертвований на пути Аллаха или же для того, чтобы раздать их в качестве милостыни – садака. Он начал освобождать всех тех рабов, которых он видел молящимися Аллаху. Один из его друзей, предупреждая, сказал ему, что часть рабов ходит в мечеть исключительно для того, чтобы быть освобожденными. И тогда он дал прекрасный ответ, свидетельствующий о присутствии в его сердце любви к Аллаху, Мухаббатуллах: «Мы согласны с обманом тех, кто хочет обмануть нас с Аллахом!» (Т.е. Аллах все знает и Его обмануть невозможно, а я буду поступать на основании того, что вижу!) Он освободил более 1000 рабов по различным мотивам. Скончался он в возрасте 85 лет в 83 году по Хиджре (в 692 г. по христианскому летоисчислению) в Мекке.