Все, что запретил нам Аллах, Он запретил оттого, что греховное является вредным для человека, для его интеллекта, здоровья, семьи и для всего общества в целом. И совершение греха для человека хуже, чем употребление яда, ибо если яд лишает человека непродолжительной жизни на этом свете, то грех лишает его вечных благ и счастья в вечной жизни; если боль и страдания отравившегося ядом продолжаются недолго, то боль и страдания из-за греха длятся долго.
О яде и его вреде нас предупреждают врачи, а о грехе и его вреде – Коран и хадисы. Умный человек не примет яду и, тем более, не совершит греха.
Одним из больших грехов является употребление алкоголя и оно категорически запрещено Всевышним Аллахом, потому что, алкоголь несёт боль, отчаяние, невзгоды и болезни. Смысл этого заключается не в том, чтобы ограничивать людские свободы и привычки, а в том, чтобы спасти человечество от дурного, вредного, разрушающего здоровье и дать людям шанс на счастливое будущее.
Для каждого мусульманина становится ясным, после того, как он прочитает, как Всевышний Аллах запрещает употребление алкоголя в Коране, что употребление алкоголя является мерзким грехом.
«О те, которые уверовали! Воистину, опьяняющие напитки, азартные игры, каменные жертвенники и гадальные стрелы являются скверной из деяний сатаны. Сторонитесь же ее, – быть может, вы преуспеете.
Воистину, сатана при помощи опьяняющих напитков и азартных игр хочет посеять между вами вражду и ненависть и отвратить вас от поминания Аллаха и намаза. Неужели вы не прекратите?»(5 Маида:90-91)
Ученые вывели из этого аята Корана прямой запрет на употребление вина. Так, аят ставит в один ряд алкоголь или вино с языческими традициями каменных жертвенников и гаданиям по стрелам, которые категорически запрещены в исламе.
Более того, Господь описывает злодеяния, упомянутые в этом аяте Корана, как «риджис» (отвратительные или грязные), термин, который используется Кораном для обозначения чего-либо весьма неприличного и злого. В лингвистическом смысле «риджис» означает отвратительные вещи, в то время как в терминологии Шариата это означает незаконные, запрещенные вещи и поступки.
Господь называет вино, а также другие пороки, указанные в вышеупомянутом аяте, делами рук сатаны, который является воплощением непристойности и зла, и повелевает верующим воздерживаться от них, если они желают преуспеть. Запрещая все опьяняющее и одурманивающее, Аллах Всевышний сообщил, что эти вещества являются нечистотами шайтана.
В конце аята, который упоминает это зло, Бог повелевает верующим оставить его. Коран использует арабский глагол «ижтанибу», который означает, что верующий никогда не должен приближаться к вину, не говоря уже о том, чтобы его пить.
Далее Всевышний Аллах упоминает вредное воздействие вина и азартных игр на общество, а именно, нарушение отношений, разжигание вражды и ненависти, в дополнение к вреду, который они наносят душе человека, заставляя его пренебрегать религиозными обязательствами поминания Аллаха и перестать выполнять молитвы.
Следует сказать, что некоторые мусульмане, хоть сами и не употребляют спиртное, но продают алкоголь. Однако всё, что связано с алкоголем запрещено. Пророк (салляллаху аляйхи ва саллям) проклял десять категорий людей, связанных с хамром:
Абу Дауд (3674) и Ибн Маджа (3380) передали, что Ибн Умар сказал: Посланник Аллаха (салляллаху аляйхи ва саллям) сказал:
«Аллах проклял алкоголь и того, кто его пьет, и того, кто его наливает, и того кто продает его и того, кто покупает, и того, кто его делает и того, кому его делают, и того, кто его носит и того, кому его приносят».
Также следует отметить, что запрещено даже сидеть за столом, если в это время за этим столом распивают алкогольные напитки. `Умар , да будет доволен им Аллах, передал, что посланник Аллаха (салляллаху аляйхи ва саллям) сказал:
«Тот, кто верит в Аллаhа и Судный день не сядет за стол, где стоит хамр».Ат-Тирмизи
Поэтому надо решительно отказаться от любой связи с алкоголем. И если шайтан подсказывает, что без алкоголя не будет бизнеса, то надо гнать шайтана прочь! Деньги, заработанные на продаже алкоголя – это харамные деньги, и любая еда, которая будет куплена на эти деньги является харам.
Употребление спиртного — порок, который разрушает человека физически и духовно, подрывает устои общества, развращает и растлевает молодежь. Пьющие родители отрывают деньги из семейного бюджета и предпочитают спиртное самым близким людям. Попавший в лапы к зелёному змию человек готов оставить их без средств к существованию, только бы купить выпивку. Ему уже не до жены и детей. Поэтому смысл запрета Всевышнего — не дать истратить деньги на спиртное, которое сначала приносит удовольствие, но в итоге ведёт к краху. До Ислама арабы, употреблявшие вино в умопомрачительных количествах, продавали даже коз, главный источник пищи своих грудных детей. К сожалению, и сегодня есть немало людей, до утра просиживающих в барах. Такой неправильный пример видят подростки, и некоторые со временем попадают в капкан к алкоголю.
Спиртное разрушает нервную систему человека. Даже те люди, которые по своей природе не являются агрессивными и злобными, под воздействием спиртного теряют человеческий облик. И что ещё более печально, выпивший даже не подозревает, как дурно себя ведёт: просто потом не может ничего вспомнить. В результате из-за пьянства даже между близкими людьми возникает отчуждение. Таким образом, ещё одна мудрость запрета Всевышнего — сохранить нормальные отношения в обществе и предотвратить распространение ненависти и злобы. Об этом говорится в хадисе.
Сподвижник Атабан ибн Малик (радыяллаху анху) зажарил верблюда и пригласил в гости своих друзей. Среди них был и Сад ибн Абу Вакказ. Гости испытывали друг к другу самые тёплые дружеские чувства. Они начали кушать и распивать спиртное, затем стали хмелеть и принялись декламировать стихи. Когда же они в рифмах начали восхвалять себя и поносить других, под воздействием алкоголя дружеское отношение быстро улетучилось и завязалась массовая драка. Один из ансаров ударил Сада ибн Абу Вакказа верблюьжей челюстью. Он, истекая кровью, пошёл жаловаться к Пророку (салляллаху алейхи ва саллям). В результате этого случая был ниспослан 90 аят суры Маида,которого мы читали до этого.
В наше время очень сильно распространилось питьё спиртного. Нередко увидишь позорное зрелище, как здоровый мужчина валяется пьяный на тротуаре или у дороги, весь в грязи. Когда видишь такого, невольно начинаешь думать: «Если Аллаха * не боится, неужели не стыдно ему от такого образа жизни?» и «Как, наверно, тяжело его семье, детям!»
Некоторые люди их оправдывают, мол, «жизнь, наверно, заставила». Я на это ответил бы так:
В этом мире люди живут в более тяжёлых условиях, ведь не он один в этом мире живёт, и это не оправдание человеку, который пьёт, а причина – его слабость веры. К примеру, те, которые якобы оправдывают таких людей и считают, что выпивка – выход из ситуации, то почему же сами не пьют? И не советуют выпивать близким? Пьющий, выпивая якобы из-за горя, только увеличивает проблемы, убивая себя и становясь обузой для семьи, которая, наоборот, хочет видеть в нём мужество и опору в жизни. Пророк (салляллаху аляйхи ва саллям) сказал: «Каждый из вас – пастух, и каждый будет отвечать за свою паству».
Муж отвечает за свою семью, он – опора семьи, и если ему нет дела до семьи, то кто будет помогать ей? Пьющий является позором родственникам, не говоря о грехе распития алкоголя. Он становится изгоем в обществе, потому как люди, естественно, будут обходить его стороной и остерегать близких от общения с ним. Человеку порой легче уйти от решения проблемы или повесить её на плечи другого. Но нужно проявить силу воли, ведь всё, что происходит в этом мире, происходит по повелению Аллаха, и, возможно, какая-то проблема – это просто-напросто испытание от Всевышнего. Не забывайте то, что говорит Аллах в Коране: «Воистину вместе с трудностью приходит лёгкость». Просто нужно перетерпеть, проявить стойкость.
Но появились люди, которые говорят: «по праздникам можно» или «пью немного, для настроения».
Во-первых, из этих слов вытекает, что по праздникам запрет уходит, что ли? И какой такой праздник у мусульман, во время которого мусульманину дозволяется выпивка? Во-вторых,Пророк (салляллаху аляйхи ва саллям) сказал: «То, что опьяняет в большом количестве и малом, является запретным» (Абу Давуд, Тирмизи, Ахмад). В этом запрете есть большие мудрости:
Каждый, кто начинал жизнь алкаша, начинал с малого, и Пророк (салляллаху аляйхи ва саллям) запретил даже малую часть хамра, дабы эта гадость не приблизилась к утробе верующего.
Усман сын Аффана (да будет доволен им Аллах), делая проповедь, сказал: «О люди! Остерегайтесь спиртного, поистине это мать всех мерзостей! Поистине один человек до вас шёл в мечеть, и он встретил на пути одну женщину, которая попросила войти к ней и закрыла дверь. В её доме он увидел бокал вина, а возле неё был ребёнок. Эта женщина обратилась к нему со словами: «Ты не выйдешь, пока не выпьешь этот бокал вина, или совершишь со мной половой акт, или убьёшь этого ребёнка. Иначе я буду кричать, что ты приставал, и когда придут на помощь, кто тебе поверит, что не приставал ко мне?» Тот человек подумал, что прелюбодеяние совершать не будет, а убить ребёнка не сможет, и решил, что самое лёгкое – выпить вино и уйти. Выпив стакан вина, он захотел ещё и ещё, пока не опьянел. Тогда, когда потерял рассудок, он совершил прелюбодеяние и убил ребёнка…» (Насаи).
Не зря говорят: спиртное – глава всех бед. Пророк (салляллаху аляйхи ва саллям) сказал: «Остерегайтесь двоих: пьяного и дурного, ибо они одинаковы». В вышеприведённой истории мы чётко поняли эти слова Пророка (мир ему и благословение). Ведь человек, живший праведной жизнью, не совершит прелюбодеяние и убийство от здравого рассудка.
И действительно, человек в состоянии опьянения не контролирует свои поступки, может совершить любой грех. Пьяница становится игрушкой в руках шайтана.
Ибн Умар (да будет доволен им Аллах) рассказал: «В день Суда пьющего приведут, и у него будет чёрное лицо, синие выпученные глаза, а язык будет свисать на груди, и будет течь изо рта рвота, и он будет мерзок для каждого мимо проходящего из-за запаха от него. Не здоровайтесь с пьющим алкоголь, не навещайте при болезни и не совершайте молитву (заупакоенную) за него».
Кабуль Ахбар, да смилуется над ним Аллах, говорил: «Я лучше выпью бокал огненной лавы, чем стакан вина».
Имран ибн Хусейн передаёт, что Посланник Аллаха (салляллаху аляйхи ва саллям) сказал: «Эта умма увидит, как некоторых людей поглотит земля, как некоторые превратятся в животных и попадут под дождь из камней». Один из мусульман спросил: «О Посланник Аллаха (салляллаху аляйхи ва саллям)! Когда это произойдёт?». Он ответил: «Когда появятся певицы и музыкальные инструменты, а распитие алкоголя станет повсеместным» (ат-Тирмизи, ибн Маджах).
Поклонение пьющего человека не принимается сорок дней после выпивания спиртного. Пророк (салляллаху аляйхи ва саллям) сказал: «Если человек выпил спиртное первый раз, то не принимаются его молитва, пост и другие благие дела сорок дней, а если выпил второй раз – Аллах * не принимает его молитву, пост и другие деяния восемьдесят дней, а если в третий раз выпил, то Аллах * не принимает его молитву, пост и другие дела сто двадцать дней» (Тирмизи, имам Хаким).
В этом хадисе не имеется в виду, что сорок дней молитва становится необязательной, а имеется в виду, что воздаяние за эту молитву, пост и другие деяния он не получает. Однако обязательство остаётся даже до тех пор, пока он буквы чтения в молитве не будет путать.
Существует ли мера в потреблении алкоголя? Как говорил об этом Пророк Мухаммад (салляллаху алейхи ва саллям): «То, что опьяняет в большом количестве, запретно и в малых количествах». Поэтому несостоятельны высказывания наподобие «я пью в меру, тут ничего такого нет, это не должно быть запретным». Такие люди лишь ищут оправдание своим слабостям. Лабораторные исследования показали, что испытуемые, привыкшие употреблять алкоголь в малом объёме, со временем увеличивали дозу. Поэтому в Исламе абсолютно запрещено пить спиртное, чтобы предотвратить привыкание и дурные поступки.
Харамом считается всё, что пьянит и дурманит сродни алкоголю. Всё больше разновидностей выпивки появляется день ото дня. По этой причине у людей может возникать вопрос: а какие виды спиртного на самом деле запрещены мусульманам? В хадисе говорится: «Всё, что пьянит — хамр (спиртное) и любой хамр — харам (запретно)». Специалисты по исламскому праву методом сопоставления пришли к единодушному мнению относительно того, что все алкогольные и дурманящие вещества являются запретными вне зависимости от способа использования: напитки, в том числе и пиво, таблетки, инъекции. Этими веществами могут быть и наркотики, и даже бытовые химические вещества — ацетон, клей, бензин. Потому что Пророк (салляллаху алейхи ва саллям) сказал: «Я запрещаю всё то, что приводит к опьянению». Помимо этого он проклял десять категорий людей, имеющих отношение к спиртному.
Человек который употребляет алкоголь, он привязывает свои ноги и шею на этот напиток. Не забывайте удовольствие уйдут,но грехи останутся.
Для каждого несомненен вред алкоголя для человека и общества. Алкоголь или этиловый спирт – это яд. У него, как и у других ядов есть смертельная доза. Если человек выпьет меньше смертельной дозы, то наступает опьянение. Если больше – наступает смерть. При употреблении алкоголя страдают все органы. Это приводит к многим болезням и смерти.
Особенно опасно, что алкоголизм родителей влияет на здоровье детей. Дети рождаются больными и слабоумными.
Алкоголизм является частой причиной распада семей в немусульманском обществе, появления сирот. Питьё спиртного наносит вред не только пьющему, но и обществу: сколько из-за этого случается разводов, драк и тому подобного!
На ярком примере запрета алкоголя видно, что всё, что запретил Аллах – это мерзость и вред для человека.
В течение истории некоторые правители осознавали вред алкоголя и пытались его запретить. Так можно упомянуть «сухой закон» в Соединённых Штатах Америки, который действовал с 1920 по 1933 год и антиалкогольную кампанию Горбачёва. Но эти попытки не имели успеха. Люди всё равно стремились к выпивке: пили стеклоочистители и прочую гадость, производили самогон. За всю историю только Ислам смог решительно и навсегда избавить общество от этого зла. Это потому, что Ислам борется с глубинной причиной этого в душе человека. Результат будет достигнут не тогда, когда законодательно со стороны государства запрещается употребление алкоголя, а когда человек сам искренне противится этому, когда даже сама мысль о том, что кто-то употребляет алкоголь, вызывает отвращение.
Есть такая притча. Однажды шайтан решил сбить мусульманина с истинного пути. Тот мусульманин очень много читал намазов: все фард намазы, читал сунну и постоянно выполнял нафиль ибаду. Шайтан превратился в человека, и когда тот мусульманин был в мечети, пришёл к нему, встал рядом с ним и начал читать намаз. Шайтан без устали делал вид, что совершает ибаду, долго и упорно. Когда мусульманин увидел это, он подошёл к шайтану (который был в облике человека) и спросил:»Брат мой, как у тебя получается так много молиться?» На что шайтан ответил:»Не спрашивай, ты всё равно не сможешь этого сделать». Тогда мусульманин еще больше заинтересовался и стал просить ответа:»Расскажи, что делать, чтобы так много без устали читать намаз». И тогда шайтан ответил:»Для того,чтобы быть таким же усердным- нужно убить человека». Мусульманин отшатнулся от него и сказал, что никогда не сможет этого сделать. Тогда шайтан сказал:»Ну ладно, я знаю, что можно еще выпить вина, и тогда ты станешь таким же усердным, как я. Это же маленький грех, зато ты потом сделаешь много тауба (покаяние), попросишь прощение у Господа и всё восполнишь своей ибадой». Мусульманин подумал и решил сделать то, что посоветовал ему шайтан. Он нашёл женщину, которая продавала вино. Выпил, а затем совершил зина с торговкой. Но когда решил уже уходить вдруг подумал:»Если люди узнают, что я пью и совершаю зина, они возненавидят меня, и я буду изгоем», — тогда он вернулся и убил торговку. Через какое-то время люди узнали, что была убита женщина, они нашли убийцу и решили его казнить. Когда мусульманин уже стоял на месте казни к нему пришёл шайтан и сказал: «Я могу спасти тебя от казни, и всё это исчезнет, просто поклонись мне». Но мусульманин показал, что он связан и не может двигаться. Тогда шайтан сказал: «Просто сделай жест глазами, что ты поклоняешься мне». Мусульманин сделал это и перестал быть мусульманином, потому что поклонился Сатане. А затем этого человека казнили, так как Шайтан — Отец лжи, Главный обманщик рода человеческого.
Да поможет нам Аллах избегать малых и больших грехов!