ПОДЕЛИТЬСЯ

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПОРТРЕТ СОВРЕМЕННОГО ИМАМА. НАВЫКИ И УМЕНИЯ ДЛЯ ЕГО УСПЕШНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

Должность имама на сегодняшний день очень многофункциональна. Помимо проведения определенного перечня религиозных обрядов, имам выполняет функции преподавателя, психолога, управленца и даже предпринимателя.

Современный служитель культа должен быть высокообразованным, воспитанным, коммуникабельным и креативным лидером, который предан своей вере, любит свою родину, свой народ и свою паству.

Наряду с хорошим религиозным образованием, он должен стремиться получить и светское. Имам должен получить знания по таким дисциплинам как психология, социология, педагогика, менеджмент и др.

Одно из обязательных качеств современного имама – жертвенность. Он должен быть готов жертвовать временем, силами и средствами. Он должен быть готов работать в режиме 7 х 24.

ИМАМ-УПРАВЛЕНЕЦ

Управление мусульманской общиной, махаллей, мечетью – это, прежде всего, работа как в команде, так и с каждой отдельной личностью. В руководителе рассматриваются его личные качества, профессионализм, умение работать в команде и быть для подчиненных примером, а также компетентность и используемые им методы и приемы в работе.

Личностные черты имама-управляющего

К основным чертам личности можно отнести:

1) способность доминировать (умение влиять на подчиненных);

2) уверенность в себе;

3) эмоциональную уравновешенность;

4) стрессоустойчивость;

5) стремление к победе (достижению цели);

6) креативность (способность к творческому решению задач);

7) ответственность;

8) предприимчивость;

9) независимость;

10) надежность;

11) общительность.

Факторами, которые влияют на авторитет современного руководителя, являются:
  • его динамичность, умение быстро принимать решения;
  • осведомлённость во всех нюансах работы организации;
  • знание приемов и принципов управления организацией;
  • умение распределять ресурсы организации;
  • умение четко выражать свои мысли и убеждать других в своей правоте;
  • видение перспектив и способность их достижения.

Но это еще далеко не все аспекты, которые влияют на слаженную работу имама и персонала. Как показывают опросы, авторитет руководителя напрямую зависит также от его энтузиазма, стремления достигать эффективности в работе, уровня квалификации и способности мыслить, как логически, так и аналитически.

Образ мышления руководителя – основной фактор, влияющий на работу персонала и на успешное развитие общины в целом. Поэтому далеко не каждый человек сможет освоить управленческую сферу деятельности. Для того, чтобы добиться результата, имам-управленец должен оперативно реагировать на проблемы или предложения, мыслить системно, быть при этом предусмотрительным и решительным, правильно расставлять приоритеты и стремиться к повышению личностных качеств и навыков.

Он должен вести за собой команду, которая стремится к достижению общих целей, находить правильный подход и приемлемые для этого методы. Однако управляющий не всегда способен обрести сразу все навыки своей деятельности и понять специфику работы. Считается, что истинный начальник тот, который сначала был на месте своих подчиненных, то есть занимал должность специалиста. Как правило, такой руководитель способен по максимуму использовать знания своих «коллег по цеху» и имеет хорошие знания в своей отрасли.

Управляющий также должен уметь работать с информацией. Он должен ее перерабатывать, выносить для себя главное, воспринимать тот объем, который ему предоставлен. Все данные, которые поступают к руководителю, должны быть осмыслены и систематизированы. Поэтому внимательность и наблюдательность также являются неотъемлемой частью успешного руководителя.

В общении с подчиненными он должен исключать влияние личностной неприязни на развитие компании, быть лояльным и мотивировать остальных на дальнейшее плодотворное сотрудничество. В коллективе должны поддерживаться доверительные отношения и взаимное уважение, ведь это и есть залог процветания общины. Большую роль играет возможность карьерного роста среди персонала.

Управляющий также не должен забывать о собственном самосовершенствовании и самосовершенствовании команды. Он является наставником для других и помогает людям раскрыть потенциал.

Именно эти факторы являются ведущими для тех, кто хочет добиться успеха своей общины, привести ее к стабильности и первоклассному уровню работы.

Современный имам-руководитель – это разносторонняя личность, на которую возложена задача, сформировать настоящий коллектив, работающий на результат. Он одновременно является как начальником, так и помощником, несет большую ответственность за каждого сотрудника и поддержание установленных ценностей в рабочей среде. Это личность, которая является авторитетом, обладает моральными качествами и психологическими навыками, которые влияют на достижение целей, и защищает интересы своих подчиненных. Поэтому прежде чем занять руководящую должность, необходимо серьезно подойти к этому вопросу и сопоставить свои возможности, цели и желания. Ведь умение командовать – далеко не все, что требуется современному руководителю. Он должен выработать в себе тот стиль работы, который будет играть решающую роль для продвижения команды.

ИМАМ-ПРЕПОДАВАТЕЛЬ

Личностные качества
  • Милосердие и человеколюбие. Лишь человек, верящий, что все люди хорошие (только обстоятельства бывают плохими), и любящий свое дело и учеников, способен стать истинным педагогом.
  • Эмпатия. Гуманная педагогика немыслима без способности педагога чувствовать настроения и эмоции тех, кто его окружает, улавливать их безмолвную реакцию на профессиональные действия, сопереживать.
  • Нравственность. Педагог, тем боле имам – носитель и представитель общественных норм. Эта профессия не имеет выходных, праздников и отпусков. Педагогом нужно оставаться и вне своего медресе. Своим образом жизни подавать правильный пример.
  • Креативность и остроумие. Педагогический процесс не имеет общей схемы и алгоритма. Урок в одной и той же группе может и должен отличаться. Педагогу необходимо придумывать и разрабатывать методы, средства и формы занятий, вводить инновации, поддерживать позитивную атмосферу на уроках.
  • Самообладание и стабильность в сочетании со спонтанностью. Педагог должен уметь реагировать на возникшие непредвиденные ситуации, коммуникации, но при этом оставаться сдержанным и помнить главную цель педагогического взаимодействия или конкретного занятия.
Деловые (профессиональные) качества
  • Стрессоустойчивость. В отношениях с учащимися и коллективом учреждения нередко возникают спорные вопросы. Особенно сложно грамотно решать ситуации с детьми, так как педагог значительно выше по опыту и не может опуститься до реакций ребенка (негативизм, крики, неаргументированные споры). Однако в то же время он обязан занять позицию «на равных», взаимодействовать.
  • Мобильность и активность. Цель образования – научить учиться. Непрерывное образование – один из главных приоритетов как государственной политики, так и религии ислам. Поэтому педагог должен постоянно расти, повышать квалификацию, идти в ногу со временем, уметь быстро и адекватно реагировать на изменяющиеся условия.
  • Коммуникабельность. Язык – инструмент педагога. Речь – главное оружие. Словом, педагог доносит до учеников истину, находит индивидуальный подход к каждому, выводит на диалог, заставляет ребенка самостоятельно мыслить и излагать.
  • Профессиональная компетентность (в том числе педагогический такт и этика). Личностные качества играют важную роль, но без профессиональной подготовки нельзя стать хорошим специалистом.
  • Лаконичность. Нередко объем информации, приготовленной для передачи, в разы превышает отведенное время. Адекватный минимализм – девиз педагогики.
  • Таким образом, в глобальном смысле речь идет о социальной компетенции личности и общекультурной компетентности: о состоятельности человека как гражданина и профессионала.
Послесловие

Современный имам обязан развиваться в разных направлениях, не отставать от воспитанников, быть мобильным и активным, осваивать информационные технологии. Но между современностью имама-педагога (приближенность к миру воспитанников) и потерей авторитета, нарушением этического кодекса расположена тонкая грань.