Сборники хадисов помогают людям жить так, как жил Посланник Аллаха (мир ему и благословение Всевышнего). Всевышний наделил Пророка Мухаммада (мир ему и благословение Всевышнего) прекрасными качествами и умением проповедовать истину. Слова Пророка (мир ему и благословение Всевышнего) передавались из уст в уста, кто-то их записывал и хранил, кто-то просто помнил и рассказывал другим. Чтобы не было путаницы некоторые учёные ислама решили составить сборники хадисов, где будут только самые проверенные и достоверные хадисы. Учёные обращали внимание на память того, кто передаёт хадис, на его богобоязненность и образ жизни. Учёные проверяли каждого человека в цепочке передатчиков. Они путешествовали по разным странам, искали людей, знающих хадисы, говорили с ними, учились у них, а затем систематизировали и прокомментировали то, что услышали и изучили, составив 6 сборников хадисов, которым доверяют все течения Ислама.
6 сборников — Кутуб ас-ситта.
- «Сахих» аль-Бухари (صحيح البخاري);
- «Сахих» Муслима (صحيح مسلم);
- «Суннан» Абу Дауда (سنن أبي داود);
- «Суннан» ат-Тирмизи (سـنن الترمذي);
- «Суннан» ан-Насаи (سنن النسائي);
- «Суннан» Ибн Маджи (سنن ابن ماجه).
«Сахих» аль-Бухари.
Данный сборник был составлен великим учёным, мухаддисом Абу Абдуллахом Мухаммадом ибн Исмаилем аль-Бухари. «Бухари» — означает, что он жил и родился в городе Бухара, который расположен в нынешнем Узбекистане. Родился имам аль-Бухари в 194 году по Хиджре или в 810 году нашей эры. Уже в детстве юный Мухаммад ибн Исмаиль отличался феноменальной памятью и заучивал множество хадисов.
Абу Джафар Мухаммад бин Абу Хатим аль-Варрак сказал: «Однажды я спросил Абу ‘Абдуллаха аль-Бухари: «Как ты начал изучать хадисы?». Он ответил: «Мысль о необходимости запоминать хадисы была внушена мне, когда я только начинал учиться, и было мне десять лет или меньше. Потом я покинул школу и стал учиться то у одного, то у другого учителя. Когда мне исполнилось шестнадцать лет, я уже помнил наизусть книги Ибн аль-Мубарака и Ваки’а и знал их высказывания»» (Аз-Захаби, «Сияр а’лям ан-Нубаля», 12/393).
У имама аль Бухари было сильно развито критическое мышление, и он никогда не принимал высказывания, пока не узнавал полностью цепочку передатчиков и не выявлял предел доверия передатчикам. Также он не вносил в свой сборник такие хадисы, передатчики которых не встречались лично при передаче хадиса.
Имам аль-Бухари решил составить свой сборник, чтобы показать людям, какие хадисы являются достоверными, а какие слабыми или же выдуманными. Он был первым, кто не стал вносить в свой сборник хадисы, передатчики которых были не известны или были сомнительными личностями.
Учитель Бухари Исхак ибн Рахавайх говорил своим ученикам:«Было бы прекрасно, если бы вы составили краткий достоверный свод хадисов Посланника Аллаха (мир ему и благословение Всевышнего)».
Аль-Бухари сказал: «Эти слова запали мне в душу, и я начал собирать материалы к своему сборнику “Сахих”». («Тадриб ур-Рави», 1/92)
В течение 16 лет составления своей книги имам Аль-Бухари проанализировал более 500 тысяч хадисов. Его сборник считается исламской книгой второй, после Священного Корана, так как в ней собраны лишь достоверные высказывания Посланника Аллаха (мир ему и благословение Всевышнего).
Книга состоит из 97 томов, 3450 глав и 7397 (2762 без учёта повторов) «сахих» (достоверных) хадисов.
Имам аз-Захаби (да помилует его Аллах) сказал об этом сборнике:«Что касается сборника “Сахих” аль-Бухари, то он считается одной из великих книг в Исламе и лучшей – после книги Аллаха». («Тарих уль-Ислям», 19/242).
Имам аль-Фарабри (да помилует его Аллах) сказал, что Мухаммад ибн Исмаиль (аль-Бухари) говорил ему: «Я не добавлял в сборник “Сахих” хадис, не совершив полное омовение и два ракаата молитвы, и надеюсь, что Всевышний Аллах благословит (даст барака) этим сборникам». («Иршад ус-Сари», 1/29).
«Сахих» Муслима
Автором этого сборника является Абуль-Хусейн Муслим ибн аль-Хаджадж ибн Муслим ибн Вард ибн Кавшаз аль-Курайши ан-Несайбури. Родился великий учёный в провинции Хорасана Нишапуре (на территории современного Ирана) в 204 году по Хиджре или 821 году нашей эры. Уже в 14 лет он совершил паломничество в Мекку. Имам Муслим учился у Имама Бухари, имама Ахмада ибн Ханбаля, а также являлся учителем таких известных религиозных деятелей как Ат-Тирмизи, Ибн Хузаймы, Абу Хатима Ар-Рази. Он очень много путешествовал, объездил всю Среднюю Азию, бывал в Ираке, Медине, Хиджазе и Сирии. Везде он учился религии и познавал сунну Посланника Аллаха (мир ему и благословение Всевышнего).
Имам Муслим очень дружил с имамом Аль-Бухари и не отрёкся от своего учителя, даже когда на имама Аль Бухари начались гонения.
Муслим ибн аль-Хаджжадж начал работу над Сахихом в возрасте 29 лет (849 г.) в Нишапуре, завершив её через 15 лет в 864 году. «Сахих» имама Муслима – это избранные 7275 хадисов, отобранных из 300 000, которые он нашёл. Муслим в большей или меньшей мере следовал примеру имама аль-Бухари.
«Сахихи» имама Муслима и имама Аль Бухари называют «Сахихейн». Хадисы, приводящиеся одновременно в обоих Сахихах получили название «согласованные» (муттафак алейхи).
«Суннан» Абу Дауда
Автором этого труда был Абу Дауд Сулейман ибн аль-Аш’ас аль-Азди ас-Сиджистани, который родился в Систане, что граничит с Ираном и Афганистаном. Абу Дауд жил в Басре, в поисках хадисов посетил Хорасан, Хиджаз, Ирак, Сирию, Египет, а также самые разные и отдалённые уголки Халифата. Учился более чем у 300 знатоков хадисов. Был учеником имама Ахмада ибн Ханбаля. В решении правовых вопросов Абу Дауд отдавал предпочтение «слабому хадису» нежели суждению по аналогии.
«Суннан» Абу Дауда считается самым маленьким сборником хадисов из «Кутуб ас-ситта». В течение 20 лет имам проанализировал 500 тысяч хадисов и отобрал из них 5 274 хадиса. Главы сборника впервые соответствуют разделам фикха (исламского права). В своём послании к жителям Мекки имам Абу Дауд пояснил: «В сборник „Сунан“ я включил только хадисы, содержащие нормы Шариата, и не стал включать хадисы об умеренности в пользовании мирскими благами (зухд) и достоинствах различных дел…»
Изначально «Суннан» Абу Дауда был разделён на 18 частей, в одной из которых были представлены хадисы с «порванной» цепочкой передатчиков. Затем сборник разделили на 32 части.
Имам аль-Хаттаби (да помилует его Аллах) сказал: «“Ас-Сунан” Абу Дауда – это благородная книга! Не было составлено книги, подобной ей в отношении религиозного знания. Этот труд был благословенным, и его приняли все люди». («Ма’алим ус-Сунан», 1/6).
«Суннан» ат-Тирмизи
Составителем данного «Суннана», который также называют «аль-Джами аль-кабир», значится Абу Иса Мухаммад ибн Иса ибн Сура ибн аль-Даххак ас-Сулями ат-Тирмизи, который родился в 824 году в Термезе (Узбекистан).
Как было сказано ранее, имам Ат-Тирмизи был учеником имама Муслима.Отличался прекрасной памятью и запомнил десятки тысяч речей Посланника Аллаха (мир ему и благословение Всевышнего).
Во время своих путешествий в поисках хадисов он познакомился с Ахмадом ибн Ханбалем и Абу Даудом, а также посетил Ирак и Хиджаз.
В «аль-Джами аль-кабир» содержится 3962 хадисов, и была разделена на пятьдесят глав, в соответствии с принципами исламского права. Среди хадисов имеются достоверные (сахих), хорошие (хасан) и слабые (даиф) хадисы.
При написании книги ат-Тирмизи сначала давал название разделу, а затем приводил один или два хадиса по предложенной теме. Далее он приводит мнения правоведов по тому или иному вопросу. Основной упор в книге делается на вопросы юридического характера. Впоследствии эти хадисы использовались при вынесении правового заключения (фетвы). Джами ат-Тирмизи стал важным источником для различных точек зрения различных богословско-правовых школах (мазхабах).
Хафиз Ибн Касир (да помилует его Аллах) сказал:«Он (ат-Тирмизи) – один из имамов хадиса своего времени, автор таких известных трудов, как “Аль-Джами”, “Аш-Шамаиль”, “Асмау с-Сахаба” и другие. Сборник “Аль-Джами” считается одной из шести книг, на которые ссылаются все учёные». («Аль-Бидаят ва ан-Нихаят», 14/647).
«Суннан» ан-Насаи
Его автор — Ахмад ибн Шуайб ибн Санана абу Абдуррахман ан-Насаи, родился он в уже несуществующем городе Ниса, который находился западнее Ашхабада (столицы Туркменистана). Половину жизни Ан-Насаи провёл у себя на родине, затем переехал в Египет, перед смертью он отправился в Палестину, где и покинул этот мир.Причиной отъезда из Египта стала зависть других людей его обширным знаниям. После прибытия в Палестину на него напала группа хариджитов,и он скончался от полученных ран. Аль Хаким писал о нём: «В добавление ко всем своим достоинствам Абу Абдур-Рахман ещё и стал шахидом». Мусульманские биографы были единогласны в причине его смерти.
Суннан Ан-Насаи также называют «Аль-Муджтаба», что означает «отобранный, избранный», потому что хадисы, содержащиеся в нём, отобраны из другого сборника хадисов ан-Насаи — «ас-Сунан аль-Кубра».
Хафиз Ибн Хаджар аль-Аскаляни (да помилует его Аллах) сказал о «Сунан» ан-Насаи:«В этой книге меньше всего слабых хадисов после двух сборников “Ас-Сахих” и меньше всего ненадёжных рассказчиков». («Ан-Нукат», 1/484)
Сборник содержит 5758 хадисов, однако, если изъять повторяющиеся хадисы, их число уменьшиться вдвое, ибо одной из особенностей «Сунана» ан-Насаи является приведение одного и того же хадиса в нескольких разделах. Никогда не издавался в полном переводе на русский язык.
«Суннан» Ибн Маджи
«Суннан» был составлен Абу Абдуллахом Мухаммадом ибн Язидом ибн Маджей аль-Раби аль-Казвини, который родился в 209 году по Хиджре или 824 н.э. в городе Казвин (Иран). Для сбора хадисов Ибн Маджа посетил Басру, Куфу, Хиджаз, Ирак, Сирию и Египет. Среди учителей Ибн Маджи были такие известные богословы своего времени как Абу Бакр ибн Абу Шайба, Мухаммад ибн Абдуллах ибн Нумайр, Джубар ибн аль-Мугалис, Ибрахим ибн аль-Мунзир аль-Хизами, Абдуллах ибн Муавия, Хишам ибн Аммар, Мухаммад ибн Румх, Дауд ибн Рашид и другие.
«Сунан» состоит из 37 книг, 1500 глави содержит более 4000 хадисов.
Хафиз Ибн Касир (да помилует его Аллах) пишет в труде «Ихтисар улюм аль-хадис»:«Это книга полезна, главы по фикху хорошо классифицированы».
Хафиз Ибн аль-Асир (да помилует его Аллах) сказал:«Его книга очень полезна в фикхе, однако в ней содержатся очень слабые хадисы, даже отвергнутые».