Терпение. Так много заключается в этом слове. Терпение многогранное слово. Ведь терпеть можно по-разному. Кто-то терпит, потому что слаб, кто-то проявляет терпение, потому что силён.
В Священном Коране в 103 суре «Аль Аср» Всевышний говорит своим рабам: «Во имя Аллаха Милостивого и Милосердного! Клянусь предвечерним временем, что люди несут убытки, кроме тех, которые уверовали, совершали праведные деяния, заповедали друг другу истину и заповедали друг другу терпение!»
Господь предупреждает нас. Он объявляет всех людей терпящими убытки. Кроме тех, кто уверовал, то есть те, в ком есть вера. Затем Он говорит о праведных деяниях. Это вторая характеристика человека, который не потерпит убыток и в этом мире и в мире вечном. После этого Всевышний говорит о «заповедовании». Заповедовать — это значит своим примером и словами распространять. Распространять истину и терпение. Заповедование терпения — это один из четырех факторов, влияющих на развитие духовной составляющей человеческого естества.
Из этой суры мы понимаем, какое значение придаётся терпению в Исламе. Теперь посмотрим на хадисы, которые являются разъяснением аятов Корана. Что же значит терпение?
Пророк Мухаммад (мир ему и благословение Всевышнего) сказал: «Когда Аллах любит людей, Он посылает им испытания. Если же они проявляют довольство, то они и получат довольство. Те же, кто проявляет гнев, заслужат только гнев». Другая версия этого хадиса: «Поистине, величина награды соответствует величине испытаний и бед, и поистине, если Аллах любит какой-либо народ, то посылает на них испытания (беды). И тот, кто проявляет довольство (перед испытанием), тому тоже довольство Аллаха. Тот же, кто гневается, тому – гнев Аллаха» (Ат-Тирмизи, Ибн Маджа)
Терпение, к которому необходимо стремиться, это прочувствование связи с Аллахом в момент испытаний, которые Творец посылает своему рабу, дабы проверить его богобоязненность. Настоящие терпение происходит без жалоб и сетований. Терпение — это принятие без недовольства. За такое терпение верующего ждёт великая награда.
Передают со слов Абу Саида аль-Худри и Абу Хурайры (да будет доволен ими Аллах), что Пророк (мир ему и благословение Всевышнего) сказал: «Что бы ни постигло мусульманина, будь то утомление, болезнь, тревога, печаль, неприятность, скорбь или даже укол колючки, Аллах непременно простит ему за это что-нибудь из его грехов» (Аль-Бухари).
От Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах) сообщается, что Пророк (мир ему и благословение Всевышнего) сказал: «Не перестанут испытания постигать верующего и верующую в их телах, в их имуществе, в их потомстве до тех пор, пока они не встретят своего Господа очищенными от грехов» (Ахмад, Бухари, Тирмизи).
Примером великого терпения является история Пророка Айюба. Он был богат и известен. В один момент Господь забрал у Айюба (мир ему) имущество, затем забрал у него детей. После этого Пророк Айюб сильно заболел. Его изгнал из города народ, к которому он был послан. Люди посчитали, что болезнь пророка (мир ему) заразна. Айюб (мир ему) болел 18 лет. И каждый день он проявлял терпение. Он не роптал и жаловался. Поэтому Господь говорил с ним.
Всевышний Господь говорит в Коране: «Мы (Аллах) нашли его (пророка Аюба) терпящим (бедствия). Как же прекрасен раб, возвращающийся (подчиняющийся) к Аллаху» («Саф», аят 44).
И Аллах помог своему верному рабу. Он спас Айюба и вернул ему вс, что забрал.
«И воззвал Айюб к Своему Господу: “Поистине, настиг меня вред (беды), а Ты –Самый Милостивый”, — и Мы (Аллах) ответили Ему и удалили от него вред и дали ему семью и подобное этому, проявив милость и как напоминание поклоняющимся» («аль-Анбия», аяты 83-84) …»
Также многие толкователи Корана и историки писали: «…Айюб (мир ему) был испытан болезнью всего тела, кроме языка и сердца, которым он поминал Аллаха…» («Кисас аль-анбия» Ибн Касир, стр. 247).
Проявляйте терпение. И ИншаАллах Господь поможет вам.