ПОДЕЛИТЬСЯ
Хушу - чувство особого смирения и благоговения
Хушу - чувство особого смирения и благоговения

28 апреля в резиденции МРО «Рисалят» состоялась очередная пятничная лекция Рината хазрата Фасхудинова. В своей лекции Ринат хазрат затронул очень тонкий и важный вопрос, касающийся совершения мусульманской молитвы (намаза) с необходимо присущими ей чувствами смирения и благоговения.
Практически всем знакома ситуация, когда кто-то из нас читает намаз и вдруг замечает, что его мысли ушли куда-то далеко к нерешенным проблемам, или к планам на ближайшее будущее…
Подобное положение свидетельствует о недостатке такого качества как смиренность (хушу) при выполнении молитвы. Пророк Мухаммад (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Много людей встают на намаз, от которого они получают только усталость и тяжесть». Особенно, насущно это становится в наши дни, когда возникает все больше признаков наступления Судного дня. Передано от Абу Дарды, что Расулюллах (мир ему и благословение Всевышнего) сказал: «Самой первой у этой общины заберётся смиренность в намазе (хушу), так, что не найдется ни одного человека (читающего намаз) со смирением».

Некоторые мусульмане к сожалению, упускают из вида тот момент, что в намазе мы ведем сокровенную беседу со Всевышним, и ограничиваются лишь формальным выполнением молитвы, не думая, что такой намаз может быть не принят Господом миров.
Хушу – это преисполнение сердца любовью к Аллаху и упованием на Него, что приводит в благоговейный трепет, и нахождение с этими чувствами телом спокойствия и умиротворения.
Хушу, зарождаясь в сердце и проявляясь в теле, бывает 2 видов:
1.То, что присущ сердцу, – это чувство, рождаемое перед осознанием человеком Величия и Всемогущества Господа и своей никчемности перед Ним, что заставляет душу покорно склониться перед Его Волей и благоговейно почитать.
2. Внешнее же проявление хушу – это смиренность и послушание тела и всех органов, порождаемое этими внутренними чувствами. Например, то, что человек, совершающий молитву, должен смотреть не по сторонам, а только перед собой и туда, куда он совершает земной поклон…
Наилучший пример того, каким должно быть хушу человека, когда он поклоняется, да и во всей его жизни, мы можем найти в жизни Посланника Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) и его асхабов. Прожив всю свою жизнь с осознанием действительной бренности этой жизни и реальности жизни следующей, Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) не раз говорил о важности совершать поклонение, осознавая эту действительность.
Так, однажды к нему пришел сподвижник и попросил:
– О Посланник Аллаха, дайте мне совет, чтобы он был краток и ясен!
На что Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) ему посоветовал:
– Совершай свою молитву, будто бы она последняя молитва в твое ей жизни! И не говори того, о чем тебе в последствии придется сож жалеть! И не желай того, что есть у других людей! (Ибн Маджа, Зухд, 15; Ахмад, V, 412)
Поклонение приобретает ценность только тогда, когда оно совершается с осознанием духовной значимости, с благоговением, трепетом и размышлениями об этом. Именно этим отличались все асхабы Пророка (саллаллаху алейхи ва саллям) и те верующие, которые пытались наипрекраснейшим образом следовать тому, с чем он (саллаллаху алейхи ва саллям) пришел.
Передается, что Абдуллах бин Масуд (радыйаллаху анху) всегда говорил своим друзьям:
– Несмотря на то, что вы молитесь и усердствуете ради Аллаха больше, чем асхабы Пророка (саллаллаху алейхи ва саллям), они остаются превосходней вас.
– В чем же они превосходят нас? – спрашивали те. – Они были более аскетичны в мирском и более усердны в том, что касается вечного. (Ибн аль-Джаузи, Сифатус-Сафва, Бейрут, 1979, I, 420)
Хушу и благоговейный трепет в совершении молитвы настолько важны в этом виде поклонения, что именно они являются теми вратами, через которые пролегает путь раба к спасенью. Ведь в суре «аль-Муминун» говорится:

«Воистину, блаженны верующие, которые смиренны при [совершении] молитв». (аль-Муминун, 1-2).
Посланник Аллаха, говорил о том, что раб найдет свое воздаяние за соответствующее отношение к совершаемой молитве: «Раб может совершать молитву, однако вознаграждается лишь за одну десятую, одну девятую, одну седьмую, одну шестую, одну пятую, оду четвертую, одну третью часть ее, или за ее половину». (Абу Дауд, Салят, 123-124/796)
Иными словами, раб вознаграждается лишь за такой намаз, который совершается с присутствием духа и благоговейным трепетом пред Аллахом. И вновь Господь говорит о том, каким должен быть совершаемый Его рабом намаз: «Ищите помощь в уповании на Аллаха и молитвенном обряде. Воистину, салят – тяжкое бремя [для всех], кроме смиренных, которые знают, что предстанут перед Господом своим и что к Нему возвратятся они [в Судный День]». (аль-Бакара, 45-46) То есть лишь та молитва верующего раба услышится и будет вознаграждена Всевышним Аллахом, которая совершается с сознанием того, что он однажды обязательно предстанет перед Его Господом и будет перед Ним отвечать, что, несомненно, заставит его чувствовать благоговейный трепет.
Если человек постоянно испытывает такие чувства в своих молитвах, то со временем это охватывает и всю его жизнь. Именно поэтому, шейх Мавляна (рахматуллахи алейхи), давая объяснение аяту «Совершают обрядовую молитву всякий раз, [когда положено]», (аль-Мааридж, 23) говорил: «Пусть же состояние и чувства после намаза, будут такими же, как и во время его». Для того чтобы суметь достичь таких степеней, необходимо проникнуться глубокими чувствами к тому, чему учил Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям), суметь взять пример из его благонравия и стать похожим на него. Ведь он (саллаллаху алейхи ва саллям) говорил: «…Аллах любит каждое трепетное, сочувствующее, милосердное сердце, повелевающее и учащее людей благому и призывающее их быть Ему покорным. И отворачивается от всякого твердого, занятог го пустым сердца человека, которое даже не ведает о том, что снова вернется к своему Господу, которое проводит ночи в глубоком сне и вовсе не поминает Аллаха». (Дайлами, I, 158).
Абдуллах бин Шиххир (радыйаллаху анху), рассказывая о чувственн ности Посланника Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям), говорил: «Однажды я пошел к Пророку (саллаллаху алейхи ва саллям) и увидел, что он совершает намаз и плачет, плачет так, что вся одежда, что была на нем, вымокла, а из груди доносится глухой клокот, напоминающий звук кипящего котла». (Абу Дауд, Салят, 156-157/904; Ахмад, IV, 25,26).
Следует уделять внимание правильности совершаемого намаза. Однако, как на это указывается в хадисе, необходимо уделять внимание и его духовной стороне. И если правильность совершаемого намаза зав висит от правильности совершенного омовения и чистоты, то духовная чистота, то есть благоговейный трепет во время самой молитвы, дарует верующему иную радость – радость связи с Аллахом.
Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) говорил о необходимости совершения намаза с глубокими чувствами и благоговейным трепетом перед Господом: «Намаз совершается по два ракаата. После каждых двух идет ташаххуд. Совершение молитвы – это предстание пред Господом и ощущение благоговейного трепета перед Ним. После завершения ее, следует поднять ладони и взывать к Аллаху со словами: «О Господь! О Господь!» Кто же не станет так делать, молитва того несовершенна». (Тирмизи, Салят, 166/385)
Говорит ‘Аиша (радыйаллаху анха): «Однажды Абу Джахм (радыйаллаху анху) подарил Посланнику Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) одежду с узорами. Пророк (саллалл лаху алейхи ва саллям) одев ее, встал на намаз. После ее завершения, он сказал: «Верни эту рубашку Абу Джахму, во время намаза мой взор всегда падал на ее узор, я чуть было не вышел из намаза». (Муватта, Салят, 67; Бахри, Салят, 14)
Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) обучал свою умму и тому, как следует совершать паломничество, и показывал это лично. Из этого также становится ясно, что в паломничестве, как и в других видах поклонения, должно присутствовать хушу и благоговейный страх перед Аллахом. Так, однажды Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) возв вращался с Арафата в Муздалифу (в день Арафа). Он услышал, что позади кто-то кричит, погоняя своих животных, отчего стоял сильный шум. Тогда он, указав на них своим посохом, сказал: «Позади, будьте потише! Вы не сможете заработать себе блага, если будете спешить и торопиться». (Бухари, Хадж, 94; Муслим, Хадж, 268)
Али (радыйаллаху анху) говорит: «Однажды Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) увидел человека, который игрался своей бородой во время молитвы, и сказ зал: “Если бы сердце его боялось, боялось бы и все его тело”». (Али аль-Муттаки, VIII, 197/22530)
‘Аиша (радыйаллаху анха) передает, что ее мать Умму Руман говорила: «Когда я молилась, я всегда раскачивалась из стороны в сторону. Однажды, увидев меня, Абу Бакр (радыйаллаху анху) наказал меня так, что я чуть было не вышла из намаза. Затем он сказал мне: – Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) говорил: «Когда кто-либо из вас встает на намаз, пусть стоит смирно и благоговейно. И не покачивается подобно тому, как это делают иудеи. Ведь спокойствие тела во время (совершения) намаза, делает его совершенным».
Несмотря на то, что Пророку Сулейману (алейхиссалям) было дар ровано такое великое царство, он оставался на протяжении всей своей жизни благочестивым и очень богобоязненным человеком, сумев уберечь сердце от любви к мирскому. Именно об этом его превосходном качестве было сказано: «Сулейман (алейхиссалям), несмотря на то, что Аллах дар ровал ему такое великое царство, из чувства благоговенья перед Ним, до самой своей смерти не поднимал головы к небу».
Абдуллах бин Абу Бакр (радыйаллаху анхум) говорит: «Однажды Абу Тальха молился у себя в саду. В сад залетела птичка и стала порхать по нему, желая вылететь. Это понравилось Абу Тальхе, и он стал следить за ней своими глазами. Затем он вернулся к намазу, но не смог вспомнить, сколько ракаатов совершил. Это расстроило его, и он, решив, что его благосостояние стало причиной тому, что он сбился и потерял свое сосредоточение, пожелал избавиться от своего сада и, придя к Посланнику Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям), сказал: «О Посланник Аллаха! Это имущество мое, отныне будет милостыней во Имя Аллаха, распорядись им как пожелаешь, используй так, как тебе заблагор рассудится». (Муватта, Салят, 69).
Всевышний повелел  в  Коране: «Взывайте к Господу своему со смирением и в тайне. Воистину, Он не любит преступников». Вставая на намаз, молящийся должен помнить, что он предстанет перед Всевышним, и что Господь миров знает все, что происходит в его душе. А потому, верующему следует совершать молитву всем сердцем, смиренно.
Чтобы добиться истинной смиренности, следует устранить все, что может помешать молящемуся.
Если вы голодны, то следует сначала совершить трапезу.
Не желательно читать намаз и при сильной усталости. Лучше сначала немного отдохнуть, так как усталость мешает сконцентрироваться на молитве.
Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) говорил: «Нет намаза, если еда уже подана на стол, или если молящийся сдерживает позывы по большой или малой нужде».
Так же необходимо подбирать удобную, достаточно длинную одежду, которую не придется поправлять во время руку, или суджуда.
Немаловажно чтобы мусульманин понимал значение тех слов, которые он проговаривает в молитве. Ибн Аббас сказал: «Два простых ракаата, совершенных с полным пониманием, лучше, чем всенощное бдение с отвлеченным от Аллаха сердцем». Найдите время и выучите смысл аятов и фраз, читаемых в намазе.
Вот еще несколько советов, которые помогут достичь состояния хушу в намазе:
Выполните полноценное омовение, соблюдая его сунны и адабы; 
Перед совершением намаза отвлекитесь от всех мирских дел и сконцентрируйтесь на мысли, что сейчас вы предстанете перед Господом миров;
Перед произнесением вступительного такбира четко сформулируйте в своем сердце намерение на этот конкретный намаз; 
Совершая намаз, представляйте, что он возможно последний в вашей жизни;
Смотрите строго перед собой, остерегайте блуждания взгляда;
Делайте дуа, прося Всевышнего даровать вам искренность и смиренность в намазе;
Читая суры из Корана, осмысливайте каждое произносимое вами слово;
Надейтесь на милость нашего Господа в принятии намаза.
Совершение намаза в состоянии хушу является обязательным (ваджиб). И тому, кто совершит молитву с должным смирением и не думая о мирском, Всевышний обещал прощение всех предыдущих грехов и дарование того, что просит человек для того и этого миров.
Однажды одного ученого шейха спросили:
– Как рабу совершить намаз с хушу и трепетом?
Он отвечал:
– Четыре вещи способствуют ему в этом:
1. Чистый заработок;
2. Не быть беспечным невеждой при совершении омовения;
3. Быть в присутствии духа произнося первый такбир;
4. Не забывать об Аллахе и после молитвы, то есть уметь жить в повседневной жизни так же набожно, покорно и довольно, как и во время молитвы.
Иными словами, хушу и благоговейный трепет – это выполнение повелений Аллаха с присутствием духа и недопущение ошибок и совершения того, что Он запретил. Хушу и трепет близки по своему смыслу с набожностью, искренностью и благочестием.
Источником же таких качеств является любовь к Аллаху. Любовь к Аллаху – это показатель духовного состояния верующих, которое проявляется в трепетном совершении поклонений и совершенстве поступков. Благоговение и трепет, начиная с молитвы и кончая всеми другими видами поклонений, должны присутствовать в нашем сердце во всех случаях жизни и источать из нашего тела и его частей добро, радость и спокойствие.
В заключение лекции просим Всевышнего укрепить нашу веру, даровать нам стремление к совершенному намазу, наполнить наши сердца чувствами смирения и благоговения. Амин!