ПОДЕЛИТЬСЯ
Духовный вред чрезмерного смеха
Духовный вред чрезмерного смеха

В достоверном хадисе сообщается, что Пророк (мир ему и благословение) сказал: «Не смейтесь слишком много, ибо, воистину, чрезмерный смех убивает сердце» (Бухари, Адаб аль-Муфрад; Сунан Тирмизи; Сунан ибн Маджа; Муснад Ахмад).

В другом варианте этот хадис имеет продолжение: «…ибо, воистину, чрезмерный смех убивает сердце и уводит свет с лица», а в иной версии: «ибо, воистину, чрезмерный смех портит сердце» (Байхаки, Шуаб аль-иман).

Этот последний вариант хадиса объясняет, что подразумевается под выражением «убивает сердце»: смерть сердца означает духовную порчу. Имам Мубаракфури в своем комментарии к «Сунан ат-Тирмизи» пишет: «Ибо, воистину, чрезмерный смех убивает сердце, т.е. он окутывает его слоями тьмы, отчего оно уподобляется сердцу покойника, которое не может ни воспользоваться полезным, ни уберечься от вреда. Поистине, этот хадис относится к категории кратких [по форме], но глубоких [по смыслу] (хадис типа “джавами аль-калим”» (Тухфат аль-ахвази).

Необходимо помнить, что в развлечении и смехе развращает именно чрезмерность и предельная любовь к этому миру. Напротив, позитивная поддержка, разумная веселость и сдержанный юмор – это сунна нашего любимого Посланника (мир ему и благословение).

Известно, что у него было прекрасное чувство юмора, это подтверждают многие хадисы, но не было склонности к хохоту и чрезмерному веселью. Ученые упоминают, что и в этом его намерением было угодить Всевышнему Аллаху, и он это делал, чтобы подбодрить и порадовать тех, кто рядом с ним, подарить им немного счастья, и никогда – ради этой мимолетной жизни.

Когда мать правоверных Аишу (да будет доволен ею Аллах) спросили, как Пророк (мир ему и благословение) вел себя дома, она ответила: «Это был самый мягкий человек, всегда улыбчивый, веселый» (Муснад ибн Рахавайх).

Улыбка, хорошее настроение – это подтвержденная сунна, угодная Господу настолько, что это считается милостыней. Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал: «Не относитесь презрительно ни к чему из одобряемого, даже к встрече своего брата с улыбкой на лице» (Сахих Муслим).

Передается, что Пророк (мир ему и благословение) «всегда был в приподнятом настроении и добродушным», но «не излишествовал в шутках» (Байхаки, Далаил аль-Нубувва), а когда порой его сподвижники собирались, вспоминали времена джахилии и смеялись, Посланник Аллаха (мир ему и благословение) только улыбался (Сахих Муслим).

Смех и хорошее самочувствие

Все, что мы подразумеваем под пользой юмора и смеха для здоровья – снижение гормонов стресса, увеличение эндорфинов, укрепление иммунной системы – отражено Пророком Мухаммадом (мир ему и благословение), который в свете Корана и сунны учил нас быть радостными, светлыми людьми со спокойным, умеренным чувством юмора.

То есть, всех этих благ для здоровья можно достичь, следуя сунне Пророка: это значит, в шутках и развлечениях всегда иметь благородное намерение, соблюдать умеренность, не впадать в крайности и пошлость, т.к. все это приводит к грехам.

Примеры прекрасного и сдержанного чувства юмора Пророка (мир ему и благословение)

«Однажды, один человек попросил у Пророка (мир ему и благословение) верблюда, на что Посланник Аллаха, в шутку, сказал: «Я дам тебе детеныша верблюдицы», а тот спросил: «Что я буду делать с верблюжонком?» [в том смысле, что он мал для верховой езды или перевозки поклажи], а Пророк (мир ему и благословение) ответил: «Разве каждый верблюд не является детенышем верблюдицы?»» (Сунан Абу Дауд, Сунан ат-Тирмизи, Муснад Ахмад).

Посланник Аллаха, мир ему и благословение, называл своего слугу Анаса: «О, обладатель двух ушей» (Сунан Абу Дауд, Сунан Тирмизи).

«Однажды одна старая женщина подошла к Посланнику Аллаха, мир ему и благословение, и попросила сделать дуа о том, чтобы она вошла в Рай, на что Пророк, мир ему и благословение, ответил: «В Раю не будет старух!». Женщина заплакала, а Мухаммад, мир ему, обратился к сподвижникам: «Скажите ей, что я имел в виду, что она войдет в Рай, не будучи старой», ибо Аллах сказал: “и сделаем их [обитательниц Рая] девственницами, любящими и равными по возрасту” [т.е. молодыми]» (Коран, 56:36-37) (Ат-Тирмизи).

«Однажды к Пророку, мир ему, пришла женщина по имени Умм Айман и сказала: «Мой муж хочет пригласить тебя в гости», на что он ответил: «Кто это? Тот, с белизной на глазах?» Она ответила: «О, Посланник Аллаха, что ты говоришь? Клянусь Аллахом, у него нет белизны в глазах!» [думая, что речь идет о бельмах]. Он ответил: «Нет, есть!». «Клянусь Аллахом, нет!», ответила женщина. На что он произнес: «А разве не у каждого человека есть белизна в глазах?» [т.е. обычная белизна вокруг радужки] (Ибн Баккар).

Итак, нет ничего плохого в дозволенных развлечениях и умеренном чувстве юмора, ибо оно было присуще благородному характеру Пророка (мир ему и благословение). Главное, чтобы при этом целью было порадовать ближнего ради Аллаха.

Это благородное намерение в сочетании с умеренностью и уравновешенностью позволят нашей шутке по-настоящему осветить сердца людей, как и выполнение других предписаний из благородной сунны. Однако в развлечениях следует знать меру, не предаваться чрезмерному веселью и хохоту из-за пошлых мирских вещей, так как это развращает сердце и вселяет в него беспечность, что в итоге ведет к духовному падению.