ПОДЕЛИТЬСЯ

Главной проблемой человечества является разобщенность. Многие люди думают только о себе, забывая о важности поддерживать других. Человек, обозлённый на всех и считающий других глупцами, живёт, руководствуясь поговоркой «Моя хата с краю, ничего не знаю».

Однако в нашей религии этой проблемы не должно возникать, так как ислам призывает к взаимовыручке и помощи друг другу в делах благочестия и богобоязненности. Аллах Всевышний сказал в Священном Коране: «Помогайте друг другу в благочестии и богобоязненности, но не помогайте друг другу в грехе и вражде. Бойтесь Аллаха, ведь Аллах суров в наказании». (Коран 5: 2)

Мусульмане, не зависимо от нации, расы и пола, обязаны следовать этому принципу и уделять ему большое внимание. Общество, в котором действует принцип помощи друг другу в добрых делах, становится здоровым и прогрессивным, в нём искореняются зло и пороки. В таком социуме возникает сплочённость  и коллективная ответственность. Это регулирует жизнь человека на земле, ведь если каждый член общества осознает необходимость совместной работы на пути добра, то такому обществу будет гораздо легче достигать праведных целей и соблюдать заповеди своего Господа. Люди, которые предрасположены к девиантному поведению, наблюдая за тем, как представители такого благородного общества, построенного на принципах ислама, постоянно улыбаются друг другу, любят друг друга не только на словах, но и на деле, отказываются от своих губительных привычек и присоединяются к благочестивым. То есть люди, помогающие другим, это фундамент исламского общества и любого другого общества, ведь все остальные представители сообщества будут ориентироваться на них и поступать так же, как и они. Но всё это возможно, лишь если добро будет совершаться искренне и ради Всевышнего.

О взаимопомощи в Коране говорится очень много, например, в суре «аль-Аср» говорится:

«Клянусь временем, что люди, несомненно, [понесут] урон, кроме тех, которые уверовали, совершали праведные деяния, призывали друг друга к истине и призывали друг друга к терпению!» (Коран 103: 1-3).

Не смотря на то, что это одна из самых коротких сур Корана, она содержит в себе великий смысл, побуждающий к привнесению в этот мир истины и терпения, так и возикает взаимопомощь в праведных делах и богобоязненности.

Истинное счастье обретут люди, которые будут выполнять такие действия: 1) верить, основываясь на знаниях, 2) совершать праведные дела в соответствии с верой, 3) призывать других людей к  истинной вере, 4) терпеть, следуя истинному пути. Эти люди приобретут великое благо и будут избавлены от ужаса в День Великого Суда.

В суре содержится побуждение к распространению Истины среди людей. Всевышний Господь обратил наше внимание на эту часть религии и выделил её как отдельное качество, потому что побуждение к истине имеет большое значение и несет в себе очень важную функцию.  Призыв к Истине заключается во  взаимопомощи в совершении добрых дел, во взаимовыручке и чистосердечии, проявленных ради Аллаха.

Обладатель знания должен осуществлять принципы, заложенные в той суре, так как у него есть обязанность в отношении человечества. Он должен распространять благо на земле, помогать своим братьям и сёстрам по вере, всем творениям Всевышнего, а также призывать к Истине. Ведь Аллах Всевышний сказал:

«Верующие мужчины и верующие женщины являются помощниками и друзьями друг другу. Они велят совершать одобряемое и запрещают предосудительное». (Коран 9: 71)

Верующий является другом и защитником своего брата и своей сестры по Вере. Это обязанность (ваджиб) всех мусульман. Каждый, кто исповедует Ислам, обязан оповестить своих братьев и сестёр о том, что полезно для них, и предостеречь их от того, что может им навредить. Дружба и братство между мусульманами являет собой помощь друг другу, сотрудничество в праведных делах, добрые советы, несущие в себе пользу, переживание за то, чтобы брат мусульманин не подвергся никакому бедствию. Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал:

«Никто из вас не уверует, пока не пожелает для своего брата того же, чего желает самому себе» (хадис привели аль-Бухари и Муслим).

Также пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал:

«Верующие в отношениях между собой подобны зданию, одна часть которого укрепляет другую» (хадис привели аль-Бухари и Муслим).

В другом хадисе говорится:

«Верующие, во взаимной любви между собой, милосердии и обходительности по отношению друг к другу, подобны единому телу, если один орган жалуется, то всё остальное тело отзывается бессонницей и жаром» (хадис привели аль-Бухари и Муслим).

Эти и другие подобные хадисы составляют собой великую основу мирового братства в Исламе.

В сборнике хадисов имама Муслима сообщается со слов Тамима ад-Дари, что Пророк (мир ему и благословение Всевышнего) сказал:

«Религия – это чистосердечное отношение (насыха)».

Сподвижники спросили: «К кому о, посланник Аллаха?» Пророк сказал:

«К Аллаху, к Его Книге, к Его посланнику, к руководителям мусульман и к обычным мусульманам».

В этом хадисе пророк оповестил нас, что Религия целиком и полностью заключена в чистосердечности (насыха). Чистосердечность является антонимом слов обман, предательство и измена. Чистосердечность – это искренность, честность, преданность, дружба, верность. Человек, называющий себя верующим обязан чистосердечно и с любовью относится к своим единоверцами, помогать им на пути к благу, проявляя при этом искренние чувства, свободные от лжи и лукавства.

Сообщается, что Джарир ибн Абдулла аль-Баджали  сказал: «Я присягал пророку (мир ему и благословение Всевышнего) на выполнение молитвы, выдачу обязательной милостыни (закят) и чистосердечности по отношению к каждому мусульманину» (хадис передали аль-Бухари и Муслим).

Всем обладателям знаний и тем, кто находится в поиске знаний, необходимо помнить об этом и поступать соответственно, в большей степени, чем другие люди. Носители знания обладают особым достоинством и ответственностью, ведь они наследники пророков, и выполняют миссию, которую изначально несли посланники Аллаха.

Побуждение к одобряемому и предостережение от порицаемого являются важными составляющими мусульманского единства. Аллах сказал о верующих:

«Они велят совершать одобряемое и запрещают предосудительное». (Коран 9: 71)

К этому относятся все способы доведения до людей знаний о религии Аллаха, это  и обучение тех, кто не знает, и обращение с проповедями, и добрый совет, и исправление заблудших и грешников, и любая другая посильная помощь в деле распространения Истины. Аллах сказал:

«Чья речь прекраснее, чем речь того, кто призывает к Аллаху, поступает праведно и говорит: «Воистину, я – один из покорившихся (один из мусульман)» ?» (Коран 41: 33)

Тот, кто призывает к религии Аллаха и указывает другим путь к благу, обязан прекрасно знать то, к чему он призывает, и то, от чего он предостерегает. Потому что если он будет делать всё правильно, то это приведет к хорошим результатам, если же он будет призывать людей без знаний, то непременно ошибется, тем самым нанесёт вред людям и самому себе. Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал:

«Кто призовёт к верному руководству, тому будет награда подобная награде тех, кто последует за ним, при этом от их награды ничего не убудет. Кто призовёт к заблуждению, тому будет грех подобный грехам тех, кто последует за ним, при этом от их грехов ничего не убавится» (хадис передал Муслим).

Когда мы говорим о необходимости братской взаимовыручки, помощи в благих делах и призыве к добру, то под этим подразумевается предостережение от зла и отказ от взаимопомощи в грехе и ослушании Аллаха. Нельзя помогать своему брату в тех делах, которые гневят Аллаха. Помогать, человеку в грехе также запрещено, как и делать сам грех. Более того, если мусульманин видит, что его брат сбился с прямого пути, попал в беду и начал совершать грехи, то его обязанностью является предостеречь своего брата и убедить его в необходимости оставить скверные дела, и это станет проявлением братской заботы о нём. Аллах (Велик Он и Славен) сказал:

«Не помогайте друг другу в грехе и вражде». (Коран 5: 2)

Грех – это ослушание велений Аллаха, а вражда это нарушение границ установленных Аллахом.

Аллах Всевышний сказал:

«Чья речь прекраснее, чем речь того, кто призывает к Аллаху, поступает праведно и говорит: «Воистину, я – один из мусульман»?

Не равно благое и скверное. Оттолкни скверное тем, что лучше, и тогда тот, с кем ты враждуешь, станет для тебя словно близкий любящий родственник.

Но не будет это даровано никому, кроме тех, кто проявляет терпение, и не будет это даровано никому, кроме тех, кто обладает великой долей». (Коран 41: 33-35).

Сегодня, в это время, когда мусульман хотят разобщить, когда мы сами поддаёмся на провокации со стороны врагов ислама, очень важно помнить, что наш Пророк завещал нам всегда быть вместе и помогать друг другу. Также мусульмане должны помнить, что для создания крепкого единства им необходимо слушать своих устазов и шейхов, учёных ислама, которые советуют, как правильно себя вести в сложившейся ситуации на данный момент в мире. Величия Истины можно достичь лишь через дисциплинированное совершение всех религиозных обрядов, а также в соблюдении традиций Пророка и его асхабов, которые призывали к братской любви между всеми членами мусульманской уммы и следованию за обладателями знаний.

Просим Аллаха, чтобы Он даровал всем мусульманам сплочённость, взаимную любовь, взаимовыручку в делах благочестия и богобоязненности. Просим Аллаха сделать нас искренними и честными в наших намерениях.