Невежество человека не знает границ. В очередной раз люди, желающие опорочить ашаритов, в известной для них манере предпринимают всевозможные меры по дискредитации классического наследия исламской традиции. И на этот раз мы видим подобное же, а именно отрывок из классического тафсира «Мафатих аль-Гайб», автором которого является известный ученый-мутакаллим Фахруддин ар-Рази, использованный неким в целях опорочения это великого имама Ахлю-Сунны.
В приведенной цитате бесстыдник пытается указать на то, что великий имам не считал Коран «указанием на верный путь» и наставлением для обладателей разума, в частности в вопросах Качеств Аллаха. С помощью Аллаха мы разъясним, что же имел в виду имам ар-Рази в словах, цитируемых автором статьи.
Говорит Фахрудин ар-Рази в своем тафсире:
كُلُّ مَا يَتَوَقَّفُ صِحَّةُ كَوْنِ الْقُرْآنِ حُجَّةً عَلَى صِحَّتِهِ لَمْ يَكُنِ الْقُرْآنُ هُدًى فِيهِ، فَإِذَنِ اسْتَحَالَ كَوْنُ الْقُرْآنِ هُدًى فِي مَعْرِفَةِ ذَاتِ اللَّهِ تَعَالَى وَصِفَاتِهِ، وَفِي مَعْرِفَةِ النُّبُوَّةِ، وَلَا شَكَّ أَنَّ هَذِهِ الْمَطَالِبَ أَشْرَفُ الْمَطَالِبِ، فَإِذَا لَمْ يَكُنِ الْقُرْآنُ هُدًى فِيهَا فَكَيْفَ جَعَلَهُ اللَّهُ تَعَالَى هُدًى عَلَى الْإِطْلَاقِ؟. الْجَوَابُ: لَيْسَ مِنْ شَرْطِ كَوْنِهِ هُدًى أَنْ يَكُونَ هُدًى فِي كُلِّ شَيْءٍ، بَلْ يَكْفِي فِيهِ أَنْ يَكُونَ هُدًى فِي بَعْضِ الْأَشْيَاءِ
«[Если скажут], что все то, посредством чего Коран является доводом — в этом Коран не является указанием, [то есть доказательством], то в таком случае будет невозможным считать Коран указанием на возможность познания Аллаха и Его качеств; также [указанием] на пророчество. [И вместе с этим] нет сомнений, что вышеперечисленные вопросы — есть вопросы высшей степени важности. И если Коран не служит указанием в них, то как же Аллах сделал Коран указанием на верный путь [и наставлением] в общем виде, [не ограничив ничем].
Ответ [следующий]: для того чтобы считать Коран указанием на верный путь (худа), не ставится условием чтобы Коран затрагивал всё, [все аспекты подпадающие под возможность указания и наставления], напротив, достаточно указывать на некоторые [из них]».
Далее цитирующий указывает на то, что имам Рази считает, что Кораном качества Аллаха не устанавливаются. Также из этого можно извлечь несостоятельность Корана в установлении доводов на существование Аллаха и истинности пророчества.
Первое на что хочется указать: Коран, как источник шариата, в своей истинности и возможности аргументации посредством него опирается на доказательства пророческой миссии того, кто был послан с ним (этими доказательствами являются проявления чудес «на пророческих руках»). Это, в свою очередь, опирается на доказательствах существования Аллаха и Его качеств, которыми являются категории чистого рассудка. Следовательно, для того, чтобы доказать истинную природу Корана, необходимо использовать доводы, имеющие другой источник — разум, например. Это понятно любому, попробуй он просто поразмышлять. Ведь в противном случае мы попадаем в порочный круг: чтобы уверовать в Аллаха, необходимо верить Корану, а чтобы верить в Коран, необходимо уверовать в Аллаха. В итоге одно опирается на другое и не имеет конкретного исхода. Из этого мы видим, что в утверждении бытия Аллаха и его Качеств, а также истинности пророчества, Коран не является самостоятельным доводом. И пророческая сунна говорит нам об этом. Ведь пророки споря со своим народом использовали именно этот метод: доказывали свое пророчество проявлением чудес, использовали указания изменяемости и нужды тварного в подтверждении своего пророчества. Пророки не говорили: «Уверуй в Аллаха, потому что в моем послании об этом говорится!». И пример с Ибрахимом, мир ему, является наглядной иллюстрацией пророческой методологии в установлении «худжи». Именно поэтому имам ар-Рази не согласился с утверждением о том, что «худа» в этом аяте имеет обобщающее значение.
Следующий вопрос заключается в следующем: действительно ли ашариты не опираются на шариатские тексты в описании Аллаха Качествами совершенства? Мы знаем, что сыфаты Аллаха устанавливаются двумя основными источниками — разумом и шариатскими текстами (Коран и достоверная сунна). Также мы знаем, что некоторые сыфаты устанавливаются исключительно шариатскими текстами: Слышание, Видение, «сыфаты хабария», — о которых разум не заключает их обязательное наличие. Далее мы говорим следующее. В вопросе принятия Аллаха, описываемого совершенными атрибутами существуют две группы людей: считающие шариатские тексты доводом и не считающие их таковым. Но вместе с тем обе группы едины в принятия разума источником познания трансцендентных категорий, за исключением групп, отрицающих и это, но сейчас не о них.
На основе этого мы, ашариты, говорим, что необходимо существуют Качества, которые устанавливаются разумом прежде подтверждения Их шариатским текстами. Эти атрибуты мы делим на два вида: атрибуты отрицания (сыфату сальби) и атрибуты смысла (сыфатуль маани). Так как Качества Аллаха связаны с Его сущностью, необходимо должен существовать метод, путь, инструмент в ясном утверждении наличия у Аллаха совершенных Качеств, и эта доказательная база должна предшествовать шариатским текстам, так как является универсальной и применима в отношении любого, кто утверждает несостоятельность Корана как источника познания сути вещей. Это ведь суть послания — утвердить существование Аллаха, Его Качеств и вытекающее из этого. И поэтому существует универсальный, применимый ко всем довод — разум. И не просто разум, а его однозначные категории, априорные. Поэтому мы говорим, что такие качества как Безначальность, Бесконечность, Самодостаточность, Единственность, Знание, Воля и т.д. устанавливаются, в первую очередь, однозначными доводами разума, а Коран Их подтверждает. Но это не значит, что Коран не является самостоятельным источником утверждения Качеств Аллаха. Ибо мы, ашариты, соглашаемся с наличием сыфатов, источниками которых являются исключительно шариатские тексты. На этот счет мы приводим в пример сыфаты Видения и Слышания, в утверждении которых нет места разуму. Тоже самое мы говорим в отношении так называемых сыфатов хабария.
Здесь могут задать вопрос — а что делать с правилом, в котором говорится, что сыфаты Аллаха извлекаются только из шариатских текстов (тавкыфий). Ответ в том, что здесь нет противоречий с упомянутым выше, так как это правило выражает запрет описывания Аллаха теми словами, указывающими на смыслы совершенства, которые не пришли в Коране и достоверной сунне. А в том, чтобы Аллаха описывать смыслами совершенства, в этом нет разногласий среди Ахлю-Сунна. Ведь имеется правило: «Все смыслы, указывающие на совершенство, — Аллах достоин быть описанным ими».
Вернемся к вопросу и ответу от имама Рази. Суть вопроса, который поставил имам, заключается в следующем: слово «худа» (верное руководство/указание на правильный путь) употреблено в обобщающем значении (мутлак), но мы знаем, что есть ряд вопросов в которых Коран не является самостоятельным доводом, так как же возможно, чтобы Коран был «худа» во всех вопросах и имел обобщающее значение, не противоречие ли это? На это имам Рази ответил тем, что для того чтобы Коран считался «худа», не является условием быть им во всех вопросах, тем самым указывая на то, что «худа» здесь не имеет обобщающего значения (мутлак). Также здесь надо понять, что под «худа» может иметься в виду «далиль», универсальный довод, на котором сходятся все в истинности тех или иных вопросов. Поэтому правильным будет исключить существование Аллаха и Его качеств, а также вопросы, связанные с истинностью пророчества из тех, на что указывает Коран сам по себе, как и сделал имам. И в этом нет разногласий между Ахлю-Сунна. Также у «худа» есть и другой смысл, согласно которому Коран является им во всех вопросах— это указание на истину, то есть в смысле «иршада». Думаю, этого достаточно для понимания ответа имама.
Подытоживая, хочется сказать, что ашариты считают шариатские тексты источником в утверждении Качеств Аллаха, но лишь различают между теми качествами, которые подтверждаются шариатскими текстами, и теми, источником которых служит исключительно Коран и достоверная сунна. Просим у Аллаха помощи в поддержке Истины и уповаем на Него в наших действиях. Хвала Аллаху, Господу миров и мир и благословение Его посланнику.