ПОДЕЛИТЬСЯ

Нововведения в исламе — это тема, понимание которой необходимо каждому верующему. Сегодня мы являемся очевидцами разделения мусульман на течения и группы, как про это рассказывал Пророк (мир ему и благословение Аллаха). Случается так, что полные невежды берутся выносить очень тяжёлые, даже для учёных-муджтахидов, решения. Из-за недостатка знаний и непонимания религии, такие люди начинают обвинять в неверии или заблуждении всех, кто не согласен с их узким взглядом на решения и мнением, не имеющим абсолютно никакого веса в религии.
Некоторые группы хотят проявить себя через религию Аллаха, использовать её для своих корыстных целей и удовлетворения низкого честолюбия, добиться известности, решают манипулировать терминами Ислама, такими как «джихад», «бидъа», чтобы достичь своих нелепых мирских целей. Врагам истины выгодно, когда люди не понимают основ своей религии, спорят и делятся на маленькие общности, которые по-отдельности не могут противостоять злу.
Одна из причин разделения уммы – непонимание слова «бидъа». Приведём хадисы и мнение авторитетных учёных ахлу-сунны по этому вопросу.

Лексическое значение слова бид’а (арабск.) – любое нововведение. В религии – это новое направление, суждение, взгляд, которые не исходят явно из текста Корана, Сунны и высказываний богословов из числа сподвижников Пророка (саллаллаху алейхи ва саллям). Новшества бывают правильного направления аль-бид’ату хасана, что соответствует целям и задачам Шариата, и новшества, приводящие к отклонению от правильного пути аль-бид’ату’с саййиа.

Сказал Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям): «Кто устанавливает в Исламе благую практику, ему воздается вознаграждение за неё и за тех, кто следовал этому и при этом не убавляется их вознаграждение. А кто устанавливает в Исламе плохую практику, ему грех за неё и за тех, кто следовал этому и при этом не убавляется их прегрешение» (Муслим, «Ильм», 16; Абу Дауд «Суннат», 6; Ат-Тирмизи «Ильм», 15).

Этот хадис дает понять нам, что человеку, ставшему причиной возникновения традиции совершения благих дел, всегда будет поступать саваб от совершаемых следующим его традиции людьми добрых, богоугодных дел. Наоборот, на человеке, ставшем причиной возникновения традиции зла, всегда будет поступать грех от совершения зла следующих его традиции людей, не уменьшая их прегрешения.

Великий ученный-салафит Имам Шафи’и (рахматуллахи алейхи) (767 – 820 год) (Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям), говорил: «Наилучшие из последователей моих — это те, из числа, которых я был избран, затем те, кто следует за ними [ат-таби’ун], а затем — следующие [атба’у ат-таби’ун]. После этого появятся те, кто любит полноту, тучность, и свидетельствуют до того, как их попросят об этом (говорят много пустого, бесполезно болтают, наговаривают)» (хадис от Абу Хурайры; св. х. Муслима).

Также он говорил : «Нововведения (бид’а) бывают двух видов: 1)нововведения, которые противоречат Священному Писанию – Корану, Сунне Пророка Мухаммада (саллаллаху алейхи ва саллям), наследию сподвижников Пророка и тому, в чем сошлись мнения ученых (иджма’); такого рода новшества есть ересь и отклонение от правильного пути; 2) то, что не противоречит перечисленному; в этом случае нововведение не является порицаемым новшеством» (Имам Байхакый в книге «Манакиб Аш-Шафиий»).

Имам Шафи’и вынося данное заключение, исходит из общего понимания Корана и Сунны, а также из слов халифа Умара (радыйаллаху анху), которые он произнес после утверждения им проведения (на уровне сунны) ежедневной молитвы Таравих (во время Рамадана) в мечети во главе с имамом: «Насколько великолепно это новшество!»

Более того, Коран не только дозволяет одобряемые нововведения, но и призывает к ним. Абу Умама сказал: «Поистине, Аллах предписал вам пост и не предписал выстаивание ночей поста, вы сами это выдумали. Но, несмотря на это, продолжайте выстаивание. Среди иудеев были такие, которые внесли нововведения в свою религию, но когда они оставили их, Аллах порицал их за это». Затем он прочел аяты: «Монашество же они сами придумали, Мы не предписывали этого им, разве что [они избрали его] для обретения благоволения Аллаха. Но они не соблюли его должным образом» («Аль-Хадид 57/27»; Ат-Табарани I, 7446).

Так же Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) сказал: «Что я повелел вам, то делайте по мере возможности, а что я запретил вам, того сторонитесь». Как видите, он не сказал: «Что я оставил, того сторонитесь».

Аллах в Коране говорит слова, означающие: «Так берите же то, что даровал вам Посланник, и сторонитесь того, что он вам воспретил» (Ал-Хашр 59/7).Вновь ни слова об оставлении.

Также в исламе действует правило «что не запрещено, то разрешено». Пророк Мухаммад (мир ему и благословение Всевышнего) говорил об этом:«Поистине, Аллах Всевышний возложил (на людей исполнение) религиозных обязанностей, так не пренебрегайте же ими, и установил границы, так не преступайте же их, и запретил (некоторые) вещи, так не нарушайте же (эти запреты), и умолчал о (некоторых) вещах по милости Своей к вам, а не по забывчивости, так не доискивайтесь же их!» (ад-Даракутни)

А что касается хадиса «Каждое нововведение — это заблуждение» (Муслим «Джума» 43,Ибн Маджа «Мукаддиме» 7), ученые сказали, что речь идет о дурных и плохих нововведениях, на это указывает хадис, который передала Айша (радыйаллаху анха): «Если кто-либо совершит нововведение, не относящееся к нашему делу, то оно будет отвергнуто» ( Аль-Бухари «Сулх» 5, Муслим «Акдия» 17,18).

Ибн Раджаб (рахматуллахи алейхи) сказал: « Словесно этот хадис указывает на то, что все, не соответствующие Шариату, отвергается, но смысл хадиса говорит ещё и о том, что все, не противоречащее Шариату, приемлемо».

Не все, что появилось после Пророка Мухаммада (саллаллаху алейхи ва саллям), является отвергаемым или плохим нововведением, именно из-за того, что Пророк этого не делал. Если бы это было так, то мусульмане не пользовались бы этим, и читали бы Коран без точек различающих буквы, как это было во времена халифа Усмана (радыйаллаху анху).

Мы хорошо знаем, что практика совершения второго азана к пятничной молитве была введена так же праведным халифом Усманом (радыйаллаху анху), ввиду расширения города и увеличения его населения. Также после Пророка (саллаллаху алейхи ва саллям) мусульманскими учеными было создано и систематизировано огромное количество наук – религиозных, естественных, точных (Математика, Физика, Химия и т.д.), не были собраны в одной книге ни Коран, ни хадисы, не были сформированы отдельные Исламские науки как фикх, акыда, тафсир Корана и хадисов и т.д., не было Исламских книг, учебных заведений, институтов, не было Исламских проповедей по радио и телевидению и т.д. Тем не менее, это не только не запрещено, но и желательно, хорошо. Ни одно из этих нововведений и устремлений не противоречило Божественным установлениям, переданным через Пророка Мухаммада (саллаллаху алейхи ва саллям). Напротив, эти нововведения вращались вокруг оси Слова Божьего и служили практическому применению людьми Его законов.

Из вышеизложенного следует, что оставление какого-либо действия еще не говорит о его запретности. И сейчас речь пойдет о тех деяниях, которые оставил Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) или саляфиты, но, несмотря на это, нет доказательств в отношении того, что это действие запретно или нежелательно.

Причин оставления деяний может быть много. Например, Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) не ел ящериц. В хадисе от Халида ибн Валида рассказывается, что однажды, когда Пророк был в гостях, ему принесли жареную ящерицу, и когда он уже собрался ее есть, кто-то сказал: «О Пророк, это ящерица». Услышав это, он не стал ее есть. Тогда Халид ибн Валид (радыйаллаху анху) спросил: «Ее мясо харам?» Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) ответил: «Нет, просто я не ем ящериц». Тогда Халид притянул блюдо к себе и начал есть, и Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) видел это (Аль-Бухари I, 5537; Муслим, 1945). Этот хадис указывает на то, что, если Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям)брезговал чем-либо, это не говорит о его запретности.

Другой причиной оставления деяния может быть забывчивость. Например, однажды Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) оставил одно из действий молитвы. Когда у него спросили: «Молитва была обновлена?», он ответил: «Нет, я такой же человек, как вы, поэтому и забываю так же, как и вы. Если я что-либо забыл, то напоминайте мне об этом» (Аль-Бухари I, 1225; Муслим, 572).

Еще одна причина оставления деяния — боязнь, что люди воспримут это как обязательное (фард), как это случилось с молитвой таравих. Или же, например, Аиша (радыйаллаху анха) передает: «Иногда Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) оставлял свои любимые праведные деяния, боясь, что люди примут их за обязательные, ведь он желал облегчения для своей уммы» (Аль-Бухари I, 1177).

Также Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) мог оставить деяние, потому что оно не пришло ему на ум, как, например, в случае с минбаром.

Некоторые деяния он оставлял потому, что сподвижники не были готовы к таким радикальным изменениям. Например, Аише (да будет доволен ею Аллах) он сказал: «Если бы твой народ не был еще молод в Исламе, я повелел бы разрушить Каабу и отстроить заново согласно тому, как она была построена во времена Ибрахима, и сделать для нее две двери» (Муслим,1333;Ан-Нисаи,2903;Ибн Хиббан,3818).

Из этого следует, что оставление какого-либо деяния не говорит о его запретности или они относятся к порицаемым нововведениям (бид’а), а указывает на то, что оставление этого деяния разрешено.

То есть все новое должно быть взвешено на весах Шариата, если это деяние будет признано благим, соответствующим правилам Шариата, то оно благое, если же оно будет признано противоречащим Шариату, то оно дурное. Отсюда и пошли два названия аль-бид’ату хасана и аль-бид’ату сайиа.

Далее мы приведем примеры, из которых видно, как сподвижники устанавливали традиции, вошедшие в Сунну.

Передается от Абу Хурайры (радыйаллаху анху), что однажды после утренней молитвы Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) сказал Билялю: «О Билял, расскажи мне об особом деянии, которое ты совершаешь. Ведь я слышал твои шаги в Раю». Билял ответил: «Я не делаю ничего особенного. Только каждый раз после омовения совершаю два ракаата молитвы» (Аль-Бухари I, 1149; Муслим, 6274; Ахмад, 2, 333).

В другом передаче сказано: «Чем ты опередил меня, ведь я слышал твои шаги в Раю?» Билял (радыйаллаху анху) ответил: «Я после каждого азана и омовения совершаю два ракаата молитвы». Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) сказал: «Вот за счет них ты и достиг этой степени» (Ат-Тирмизи, 3689Ахмад 5, 354; Ибн Хузайма, 1209; аль-Хаким, 1, 313).

Передается от Абу Хурайры (радыйаллаху анху), что Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) однажды увидел, как сподвижники в одном из углов мечети совершали молитву. Он спросил у сидевших рядом: «Что они делают?» Ему ответили: «Эти люди не умеют читать Коран, поэтому они выстроились за Убайем ибн Каабом и совершают молитву вместе с ним». Услышав это, Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) сказал: «Молодцы, они поступили правильно» (Абу Дауд, 1377;» Ибн Хиббан, 2541; Ибн Хузайма, 2208; аль-Байхаки, 2, 495).

Передается от Халида ибн Валида (радыйаллаху анху) «Мы совершили, умру вместе с Посланником Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям).Когда он начал стричь волосы, все люди бросились к нему, я же их опередил, и мне достались волосы из чуба Пророка (саллаллаху алейхи ва саллям).Я поместил эти волосы в переднюю, часть головного убора, и куда бы я ни направлялся с этим головным убором, везде одерживал победу» (Ибн Асир, 2, 111; аль-Хаким, 3, 299).

Анас ибн Малик передает (радыйаллаху анху): «Однажды Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) спал в доме Умм Салямы. Когда она пришла, ей сказали об этом. Она вошла и увидела, что его пот стек на кожаную подстилку, тогда она собрала этот пот. Проснувшись, Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) спросил: «Что ты делаешь?»Она ответила: «Я надеюсь, что моих детей коснется баракят». Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) ответил: «Ты поступила правильно» (Муслим, 1305).

Абу Сайд аль-Худри передает: «Однажды двое сподвижников вышли в путь. Когда настало время молитвы, они не обнаружили воду, поэтому совершили таяммум и прочитали молитву. Через некоторое время после молитвы они обнаружили воду, один из них перечитал молитву, а второй не стал делать этого. Вернувшись из путешествия, они рассказали об этом Пророку (саллаллаху алейхи ва саллям) и он не перечитавшему молитву сказал: „Ты угадал Сунну, твоя молитва действительна», а перечитавшему молитву он сказал: „Ты получил двойную награду»» (Абу Дауд, 338; Ан-Нисаи, 431-432; ад-Дарими, 744).

Передается от Али(радыйаллаху анху): «Абу Бакр (радыйаллаху анху) совершал молитву про себя, а Умар (радыйаллаху анху) совершал молитву вслух, кроме того, Умар читал разные суры. Когда об этом рассказали Пророку (саллаллаху алейхи ва саллям), то он, обратившись к Абу Бакру , спросил: „Почему ты читаешь про себя?» Тот ответил „Аллах и так слышит мое чтение и знает, что я обращаюсь к Нему. Тогда он спросил у Умара « почему ты читаешь вслух?» Тот ответил: „Чтобы напугать шайтана и разбудить дремлющих». Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) спросил: „Почему же ты читаешь различные аяты?» Он сказал: „Разве я что-либо путаю?» Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) ответил: „Нет», а после добавил: „Вы оба поступаете верно»» (Ахмад 1-109).

Еще одним примером служит хадис Хаббаба, в котором рассказывается о том, что он совершил молитву перед смертью, и с тех пор это стало Сунной (Аль-Бухари I, 3025; Абу Дауд, 2660; Ахмад, 2, 294-295).

Сайд ибн аль-Мусайиб передает, что однажды Билял (радыйаллаху анху) пришел к Пророку(саллаллаху алейхи ва саллям),чтобы произнести утренний азан. Ему сказали, что Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) спит, и он ответил: «Молитва лучше сна». С тех пор эта фраза присутствует в азане (Ибн Маджа, 707, все передатчики хадиса надежные люди).

В другом передаче сказано: «Как прекрасна эта фраза, произносите в азане» (Ат-Табарани I, 1081).

В еще одном передаче передается, что муаззин пришел к Умару (радыйаллаху анху), чтобы возгласить утренний азан. Когда ему сказали, что Умар спит, он ответил: «Молитва лучше сна». И Умар велел ему произносить эту фразу в азане (Малик, 78, 8).

Передается от Умара (радыйаллаху анху) «Один из сподвижников пришел в мечеть, когда молитва уже началась. Встав в ряд, он сказал: „Аллах велик своим величием, многочисленная хвала Аллаху, Аллах пречист утром и вечером». После молитвы Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) спросил: „Кто произнес эту фразу?» Человек ответил: „Я, о Пророк, но я желал только блага». Пророк сказал: „Я видел, как врата небес открылись для этой фразы». Ибн Умар передает: «После этого я никогда не оставлял эту фразу» (Муслим, 1357; ат-Тирмизи, 3592; Ан-Нисаи, 884; Ахмад, 2, 14).

В сборниках аль-Бухари и Муслима рассказывается о том, что Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) во время обхода Каабы приветствовал два угла, а сподвижники — все четыре».

Все эти доказательства указывает, на то, что не все нововведение — это заблуждение, а только дурные и плохие нововведения, не соответствующие Шариату, отвергается и является заблуждением.

А те, кто считают всякое нововведение плохим, то пусть не пользуются этими нововведениями (т.е. пусть читают Коран без огласовки, пусть совершают Хадж на верблюде,пусть не учатся в Исламских институтах, пусть не слушают Исламских проповедей по радио и телевидению и т.д.) и не сеют фитну (раздор) среди мусульман, так как сказано в Священном Коране:

«Фитна — это грех больший, чем убийство человека» («Аль-Бакара»,2/217).

Люди не знающий тонкости религий, думают, что они защищают религий, а на самом деле они разделяют людей и распространяют смуту. Доказательство этому ниже перечислений случай.

Сообщается, что Абу Мас’уд Укба бин Амр аль-Бадри(радыйаллаху анху), сказал:(Как-то раз один) человек пришёл к Пророку (саллаллаху алейхи ва саллям), и сказал: «Поистине, утренняя молитва задерживает меня, потому что такой-то (имам) проводит её с нами (слишком) долго». И я никогда не видел, чтобы Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям), увещевая людей, гневался сильнее, чем в тот день. Он сказал: «О люди! Поистине, (некоторые из вас) отталкивают (других от религии)! Пусть же проводящий молитву с людьми не затягивает её, ибо, поистине, позади него находятся и старые, и малые, и те, (у кого есть неотложные дела)!»( Аль-Бухари,Ильм,28,Азан 61-63; Муслим, Салят 182-185).

Одной из обязанностей Посланника Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) было призывать людей к Единобожию, обладанию религии людьми и чтобы эти люди были нравственными мусульманами. Он делал большие усилия в своем призыве, чтобы людям было интересно, чтобы не было равнодушия и отвращения к религии. По этой причине он не всегда говорил о религии, а когда считал это возможным, находя для этого благоприятное время. Он внимательно относился к тому, что говорили и делали о религии другие, не одобряя тех, кто неверно понимал сущность религии.

Все то, что не противоречит смыслу и призванию религии, не может быть осуждаемо. Из такого рода нововведений, связанных с пятницей, мы знаем, к примеру, чтение Священного Корана до призыва на пятничную молитву в некоторых арабских государствах; вагазы (религиозные уроки и назидания) и в некоторых арабских и неарабских государствах, проводимые до и после молитвы, мавлиды проводимые во многих странах мусульманскими ученными и верующими. Это было введено не в качестве фарда, ваджиба или сунны, но с целью укрепления веры, сохранения и углубления религиозных знаний в обществе, не входя в противоречие с постулатами веры».

По мнению Исламских ученых новшества делятся на:

1) Новшества ваджиб (необходимые) – использование современных технологий (техники) для распространения Ислама. (Например, использование современных научных знаний для ответов неверным и вводящим порицаемые нововведения, использование телевидения, радио, газет, журналов, интернет для распространения знаний по Исламу и т.д.)

2) Новшества халяль (разрешенные) – собрание Корана в виде книги, точки и огласовки в Коране, михраб (углубление в мечети, определяющее направление для молитвы), минарет, тасбих, чтение Таравиха в Рамадан джамаатом, провидение Мавлида и т.д.

3) Новшества харам (запрещенные) – Т.е. «покушающиеся» на целостность Ислама, его неизменность, пытающиеся исказить учение Ислама. К таким порицаемым новшествам относятся, к примеру, отрицание того, что Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям), является последним пророком или вера в то, что Коран был искажен после смерти Пророка, украшение могил мрамором или с изображением умершего, отрицание судьбы, празднование навруза, нового года, вера в приметы, гадание, т.е. все деяния, которые противоречат Корану, Сунне и не преследуют цели, установленные Шариатом. и т.д.

4) Новшества макрух (не желательно)- украшение Мечетей.

5)Новшества мубах (свободно дозволенные) – приготовление различных новых блюд, не запрещенных Шариатом (например, йогурт).

6) Новшества мандуб (желательное для совершения) – написание книг по современным наукам, использование современных достижений технологий для строительства домов, школ, зданий и т.д.

Также стоит помнить, что те люди, которые указывают обычным мусульманам, что якобы все нововведения являются харамом, сами поступают неверно. Например, они говорят,что какой-то ученый запретил им поздравлять верующих с пятницей, произнося «Джума мубарака», хотя все асхабы говорили, что день джума — это праздник для всех верующих. Опять же, Пророк (мир ему и благословение Всевышнего) не запретил произносить эти слова. Отсюда мы можем сделать вывод — что говорить «Джума мубарака» дозволено. А люди, запрещающие это, опираясь на слова каких-то «ученых» совершают ошибку. Однажды Пророк прочел  аят: «Они признали господами помимо Аллаха своих первосвященников и монахов, а также Мессию, сына Марьям (Марии). А ведь им было велено поклоняться только одному Богу, кроме Которого нет иного божества. Он превыше того, что они приобщают в сотоварищи!» (ат-Тауба, 31). Сахаб Ади возразил: «Посланник Аллаха! Но ведь христиане не поклоняются им». Пророк (мир ему) ответил: «Разве они не считают дозволенным то, что дозволяют их (священники), и не считают запретным то, что они запрещают? Это и является их поклонением» (ат-Тирмизи).

Таким образом люди, следующие за какими-то «авторитетами», но забывающие Коран и Сунну, забывающие слова и действия сахабов, не могут ничего хорошего привнести в умму. 

Таким образом, можно сделать следующее краткое заключение: если нововведение не противоречит канонам веры, способствует более полному раскрытию смысла религиозного учения и его ценностей, укреплению духовно-нравственных начал в обществе, то такого рода новшества похвальны. В противном случае, любое нововведение является ересью и категорически неприемлемо. Аллах знает лучше!