В этой статье мы поговорим немного о сотворении этого мира Всевышним Творцом Аллахом СубханахуваТааля, о Его предвечности и об отсутствии материи наряду с Его Безначалием.
Имам Мухаммад ибн Джарир ат-Табари (224–310 гг. х.) сказал в книге «Тарих ар-русуль ва-ль-мулюк» (1/28-30):
«Слово об указаниях на то, что Аллах является предвечным (кадим), существовал до появления всякой вещи, и что Он даёт начало (мухдис) каждой вещи Своим могуществом, да будет возвышено Его поминание».
Из этого следует, что у Аллаха нет начала. Не существовало ничего наряду с ним. Имам Аль-Бухари, да помилует его Аллах, передал в своем достоверном сборнике хадисов («Сахих аль-Бухари») сообщение Имрана ибн Хусайна, да будет доволен им Аллах, через две цепочки двумя выражениями, одно из которых сообщает: «Был Аллах и не было ничего, кроме Него», а вторая – «Был Аллах и не было ничего до Него». В этом хадисе объясняется, что не было никакого пространства в виде, допустим, вакуума, никакой материи, из которой созданному возможно что-то создавать. Господь говорит в Коране (смысл): «Он — Первосоздатель небес и земли. Когда Он принимает решение, то стоит Ему сказать: «Будь!», как это сбывается».
Ибн Касир говорит: «Ведь поистине, если Он примет решение и пожелает бытия чего-либо, то Он всего лишь один раз говорит: «Будь!», как тут же это сбывается».
То есть Аллаху не нужен материал для создания, Он лишь хочет, и то, что Он хочет — сбывается. Об этом в Коране есть множество аятов.
Аллаху не присуще место и направление, а также пространство, а так как вакуум -это пространство, свободное от вещества, то вакуум не мог существовать наряду с Аллахом Всевышним.
Сподвижник имам Али (да будет доволен им Аллах) сказал:
«Аллах существовал, когда не было места, и сейчас Он существует так же, как и был всегда (то есть, без места)» (Аль-Фарк байналь-Фирак, с. 333).
Имам ат-Тахави говорит: «Он (Аллах) не описывается границами и не имеет части или конечности. Не присущи Ему шесть направлений, присущие Его созданиям» (Аль-Акыда ат-Тахавийя, пункт 38).
Об этом же говорится в Фикх аль-Акбар, приписываемом имаму Абу Ханифе: «Аллах не подобен ничему из творений…Смысл этого состоит в том, что Он не является телом (джисм), веществом (джаухар), или акциденцией (арад). Он не имеет границ и пределов…» (Мина ар-Рауд аль-Азхар фи шарх аль-Фикх аль-Акбар, с. 117-120).
Имам Абу Ханифа также пишет в своей книге «Аль-Фикх аль-Абсат»: «Если спросят «Где Аллах?», нужно ответить, что Всевышний Аллах существовал, когда не было никакого места, до создания всех творений. Аллах существовал, когда не было «где», не было ничего, поскольку Он есть Творец всего» (Аль-Фикх аль-Абсат, с. 21).
Мулла Али аль-Кари говорит в своих комментариях к Аль-Фикх аль-Акбар: «Аллах не находится в каком-то месте и не подвержен времени, потому что место и время сотворены, а Аллах существовал вечно, когда не было ничего из созданного» (Мина ар-Рауд аль-Азхар фи шарх аль-Фикх аль-Акбар, с. 117).
Кади Абу Я’ла аль-Ханбали говорит: «Воистину, Аллах Всевышний не должен быть описан как занимающий место» (Даф шубах ат-Ташбих, с. 43).
Имам Мухаммад ибн Джарир ат-Табари (224–310 гг. х.) сказал в книге «Тарих ар-русуль ва-ль-мулюк» (1/28-30):
«Одним из таких указаний является то, что в этом мире нет ничего, что не было бы либо телом, либо тем, что существует посредством тела (или является его качеством). А любое тело либо сочленено, либо разделено. Любое раздельное тело можно представить в собранном виде в различных обликах, а любое сочленённое тело можно представить разделённым. Также одним из указаний является то, что если одна из них тленна, то другая тоже такова (то есть, если одна из двух частей одного целого тленна или не вечна, то другая не может быть вечной); а также то, что если две части соединятся, будучи разделенными, то общеизвестно, что это соединение произошло после того, как его не было, и что если эти две части разъединятся друг от друга, после того как были собраны, то общеизвестно, что это разъединение произошло после того, как его не было.
Творец всякой вещи, давший им начало, существовал до всякой вещи, и что ночь и день, времена и мгновения – это всё явления, имеющие начало, и что давший им начало, управляющий ими и распоряжающийся ими был до них, так как абсурдно думать, что одна вещь даёт начало другой вещи, не предшествуя ей во времени, и что в словах Аллаха «Разве же они не посмотрят на верблюдов, как они сотворены?! И на небо (Вселенную), как оно устроено?! И на горы, как они возведены?! И на землю, как она распростёрта?!» (Коран, 88:17-20) заключается самое доходчивое доказательство и самое ясное указание для тех, кто размышляет своим разумом, внимает назиданию своим пониманием, на предвечность Творца всех вещей и начальность этих вещей и всего, что идентично с ними по своей природе, и на то, что Творец их не похож на них».
Далее он сказал:«Предвечный, Творец всех вещей и Создатель их является Единственным, Кто существовал до бытия всего, и Он продолжит существовать после исчезновения всего. Он Первый до всякой вещи, и Последний после каждой вещи. Он был, и не было ни времени, ни ночи, ни дня, ни тьмы, ни света, кроме света Его великодушного Лика, ни небес, ни земли, ни солнца, ни луны, ни звёзд, а всему, кроме Него, было дано начало (извне), оно подчиненно и создано. Он один сотворил их и не имеет ни сотоварища, ни помощника, ни поддерживающего Его, Преславен Он, Всемогущ и Всепобеждающ!».