Всеведающий Аллах сказал в Священном Коране:
وَمَا اُمِرُوااِلاَّ لِيَعْبُدُوا اللهَ مُخْلِصينَ
«Им было велено лишь одно – с чистым намерением поклоняться Аллаху». (Аль-Баййина, 98/5)
اَلاَ لِلَّهِ الدِّ ينَ الْخَا لِصُ
«Чистой (правильной) может быть только вера в Аллаха». (Аз-Зумар, 39/3)
Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям) передал, что Всевышний Аллах сказал:
«Чистота намерений (ихляс) – это одна из Моих тайн. Я помещаю ее в сердца Моих любимых рабов».
Во сне Ахмаду бин Хадровейху Всевышний Аллах сказал:
– Все люди хотят у Меня, но только Абу Язид хочет Меня.
Однажды во сне увидели Имама Шибли (рахматуллахи алейхи). Его спросили:
– Как встретил тебя Аллах?
Он ответил:
– Он немного был недоволен мной, потому что однажды я по неосторожности сказал: «Какая потеря может быть больше потери Рая?» А мне надо было сказать вовсе не так. Я должен был сказать: «Какая потеря может быть больше потери возможности лицезреть Аллаха?».
НАМЕРЕНИЕ ВО ГЛАВЕ КАЖДОГО ДЕЙСТВИЯ
Намерения бывают разными. Бывает намерение служить Аллаху из-за страха перед мучениями Ада либо из-за желания наслаждений Рая. Тот, кто служит Аллаху из-за желания попасть в Рай, тот становится рабом желания райских наслаждений своим желудком и половыми органами. А тот, кто служит Аллаху из-за страха Ада, тот подобен нерадивому слуге, который прислуживает лишь из страха наказания. Действия, совершаемые из желания наслаждений Рая или из страха мучений Ада, не считаются деяниями, совершенными ради Аллаха. Раб, которым доволен Аллах, – это тот, кто служит Ему не с целью получения наслаждений Рая от Него или избавления Им от мук Ада, а только ради Него самого. Это подобно тому, как любящий смотрит на любимого только потому, что любит его и ничего более. Он не ожидает взамен своей любви золота и серебра. А тот, кто смотрит, желая золота и серебра, то его целью является золото и серебро. Таким образом, только любящий Аллаха имеет единственно правильную, чистую цель в намерении служения Ему. Только ради Него самого.
Поклонение человека, имеющего чистую цель намерения – служить Аллаху только ради Аллаха, – это его постоянные мысли о Нем, которые являются непрекращающейся молитвой Ему. Лишь те являются истинными приближенными Всевышнего Аллаха, кто совершает свое поклонение подобным образом. Мы должны выполнять наши обязательства перед Ним только ради Него.
Деяния, выполняемые с нечистым намерением достижения другой цели, не приносят блага. Если же поклонение совершается с целью только ради Всевышнего Аллаха, Его довольства, то оно имеет большую ценность. Если же оно совершается с целью получить довольство других, или для того, чтобы заслужить их похвалу или помощь, то оно может явиться причиной недовольства Аллаха. Действия, которые на вид кажутся не имеющими изъяна, могут оказаться причиной, повлекшей наказание Ада.
Воздаяние за поклонение дается в соответствии с намерением его совершения. Тот, кто выполняет свои обязанности с правильным чистым намерением, заслужит благо и в этой жизни, и в вечной. Те же, кто были нечисты в своих намерениях, понесут потери.
Как Всевышний Аллах вознаградит своих рабов за искреннее, не содержащее ошибок внешнее поклонение, также, а может, и более этого, Он вознаградит их за таящуюся внутри их сердец чистую цель благих намерений.
Какое же великое счастье любить Аллаха Всевышнего и, имея о Нем наилучшее мнение, ввериться Ему! А также любить и иметь самое хорошее представление о самом почетном из созданий – Пророке Мухаммаде (саллаллаху алейхи ва саллям), о его сподвижниках. Каким же великим даром Всевышнего Аллаха является все это!
Передал Абу Хурайра (радыйаллаху анху), что Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) сказал:
«В Судный день перед Аллахом одними из первых предстанут трое:
Первый из них – погибший за веру (шахид). Всевышний Аллах перечислит ему все дары, которыми Он одарил его. Шахид согласится со всем перечисленным. Аллах Всевышний спросит его:
– Что ты сделал в ответ на эти дары?
Шахид ответит:
– О мой Господь! Я сражался ради Тебя и погиб ради Тебя.
На что Аллах скажет:
– Нет, ты обманываешь. Ты сражался, чтобы тебя называли храбрецом. Так тебя и называли.
И затем по приказу Аллаха его, волоча лицом по земле, бросят в Ад.
Вторым предстанет человек, который получил знания и обучал им других, к тому же он красиво читал Коран. Ему также будут перечислены Аллахом все дары, преподнесенные ему по Своей милости и щедрости. Человек признает и подтвердит перечисленное. Аллах спросит его:
– Чем ты ответил на эти дары?
Он ответит:
– Я учился и обучал ради Тебя и читал Коран ради Тебя.
На что Аллах скажет:
– Нет, ты обманываешь. Ты учился и обучал знаниям для того, чтобы тебя называли ученым (алим), а Коран читал, чтобы тебя называли чтецом (кари). Так тебя и называли.
И по приказу Аллаха его, также волоча лицом по земле, бросят в огонь.
Затем перед Аллахом предстанет третий. Он был в жизни обладателем большого состояния. Аллахом будут перечислены преподнесенные ему дары. Он признает их и согласится с ними. Аллах спросит его:
– Чем ты ответил на эти дары?
Человек ответит:
– О мой Господь! Я расходовал свое богатство только ради Тебя.
На что Аллах скажет:
– Нет, ты обманываешь. Ты лицемерил. Ты делал это для того, чтобы тебя называли щедрым. Так тебя и называли.
И его тоже по приказу Аллаха, волоча, бросят в Ад». (Риядус-Салихин, Муслим)
Передал Абу Хурайра (радыйаллаху анху), что Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) сказал:
«Тот, кто получает образование, при помощи которого можно получить довольство Аллаха, лишь для того, чтобы обладать мирскими благами, в Судный день не почувствует запах Рая». (Риядус-Салихин, Абу Дауд)
Омар ибн Хаттаб (радыйаллаху анху) передал:
«Я слышал, как Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) сказал:
– Поистине, дела оцениваются только по намерениям, и каждому человеку достанется только то, что он намеревался обрести».
Во время бедствия у людей бывают разные цели намерений. Например, когда где-то случается пожар, многие бегут туда. Некоторые бегут с чистой целью – ради Аллаха, с намерением спасти кого-либо или что-либо они бросаются в огонь, осуществляя его. Другие тоже бегут с благим намерением помощи. Они сострадательны и сильно переживают. Но, не имея ихляса – чистой цели в своих благих намерениях, они не способны осуществить их. Третьи бегут, потому что все бегут, т.е. без всякой цели, не намереваясь что-либо предпринимать. Четвертые бегут с намерением посмотреть, с целью получения удовольствия от увиденного. Они не переживают и не расстраиваются. Пятые же бегут с плохой целью, намереваясь что-нибудь украсть в этом переполохе. Подобное случается в момент транспортных аварий, землетрясений и т.д. Внешне, с виду люди совершают одинаковые действия – все бегут и волнуются, но цели и намерения у них разные. Человеку, имеющему чистую цель в благих намерениях, Аллах дает покорить духовные вершины. Правильная чистая цель в намерениях (ихляс) – это великий дар Всевышнего. Аллах защищает и помогает тому, кому Он вручил его.
Наш духовный наставник Махмуд Сами эфенди (рахматуллахи алейхи) любил повторять следующую историю:
«Один молодой человек очень хотел посетить Шейха Юсуфа Хамадани (рахматуллахи алейхи) ради Аллаха, с намерением получить Его довольство и благоволение (баракят) из-за общения с Его любимым рабом – вали. Также он хотел попросить шейха, чтобы он походатайствовал за него в своих мольбах (дуа). Он сделал такое намерение и рассказал о нем своему соседу портному. На что тот сказал:
– Я тоже хочу пойти с тобой. В моем сердце есть сомнение по поводу этого человека. Я хочу знать, действительно ли он вали или нет?
С этими намерениями они вышли в путь. По дороге они встретили человека, похожего на ученого. Тот спросил:
– Куда вы идете?
– Мы идем навестить Юсуфа Хамадани, – ответили они.
Он сказал им:
– Я давно хотел встретиться с ним, чтобы своими вопросами поставить его в затруднительное положение. Я пойду с вами.
И они втроем отправились в путь, с виду совершая одинаковые действия, но намерение у каждого было разное. Молодой человек имел чистую цель в намерении посещения шейха. Портной хотел разрешить свои сомнения. «Ученый» же из зависти хотел смутить шейха и поставить его в затруднительное положение.
Они прибыли в местность, где жил вали, нашли его дом и попросили разрешения войти. Их пригласили в комнату для гостей. Они сидели там некоторое время. Их интерес и волнение усилились. Посреди комнаты лежала большая шкура, дверь была закрыта. Вдруг на этой шкуре внезапно появился Шейх Юсуф Хамадани (рахматуллахи алейхи). После некоторого молчания он обернулся к молодому человеку и сказал:
– Сынок! Хвала и благодарность Аллаху! Твоя жизнь и в этом мире, и в последующем, вечном, будет благополучной.
И он проявил к этому юноше свою благосклонность. Этот имевший чистую душу молодой человек впоследствии стал Великим Шейхом Абдуль-Кадиром Гейляни (рахматуллахи алейхи).
Затем Юсуф Хамадани обернулся к портному, имевшему сомнение в сердце, и сказал:
– Я знаю, что ты пришел с намерением испытать меня. В этом мире у тебя будет много трудностей, но, в конце концов, ты спасешь свою веру.
Затем он обернулся к высокомерному ученому, имевшему нехорошие намерения по отношению к нему, и сказал:
– Ты и в этом мире не найдешь благополучия, и, не сохранив свою веру, покинешь его неверующим».
Передал Анас бин Малик (радыйаллаху анху), что однажды Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям) сказал:
«Сейчас войдет человек, который будет в Раю».
И мы увидели, что вошел один из ансаров – местных Мединских сподвижников Пророка. У него с бороды стекали капли воды от омовения, и в левой руке он держал свою обувь. На следующий день Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) повторил свои слова. И опять появился этот же человек, и вода капала с его бороды, и он держал в руке свою обувь. На третий день Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) повторил те же слова, и появился тот же человек в том же виде.
После того, как Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) встал, Абдуллах бин Амр (радыйаллаху анху) подошел к тому человеку и сказал:
– Я повздорил с отцом и сказал себе, что в течение трех дней я не войду в свой дом. Можешь ли ты взять меня к себе на эти дни?
– Да, – ответил он.
Затем Абдуллах бин Амр (радыйаллаху анху) рассказал:
«Я три ночи провел вместе с ним, но я не видел, чтобы он вставал ночью. Он просыпался до утреннего намаза, совершал зикр и такбир (возвеличивание Аллаха). Я не слышал от него ничего, кроме добрых слов. Спустя три дня я решил, что в его действиях нет ничего особенного, и тогда я спросил:
– О раб Аллаха! Между мной и моим отцом не было никаких раздоров. После слов Пророка: «Сейчас войдет человек, который будет в Раю», которые он повторял в течение трех дней, каждый раз появлялся ты, и я с целью узнать, какие деяния ты совершаешь, чтобы руководствоваться ими, решил остаться с тобой. Но я не увидел, чтобы ты совершал какие-нибудь большие дела. Какие же деяния поднимают тебя на уровень, о котором говорил наш Пророк?
Тот ответил:
– Я не совершаю ничего другого, кроме того, что ты видел.
Когда я уходил, он вновь окликнул меня и повторил:
– Я не совершаю ничего другого, кроме того, что ты видел. Но я не держу в сердце злобу и не имею плохого мнения о ком-либо из мусульман. Я никому не завидую и делаю только добро.
На что Абдуллах ответил:
– Вот что возвысило тебя на тот уровень, о котором говорил Посланник Аллаха.
Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям) сказал:
«Есть три черты характера, от которых человек не может избавиться (по другой передаче, мало кто может избавиться): плохое мнение, считать что-то неудачным и зависть. Сейчас я научу вас средствам избавления от этих черт. Если у вас появилось нехорошее мнение и плохие догадки о ком-либо, надо остановиться и не развивать их. Если вы, начав какое-либо дело, думаете, что оно неудачное, то, не придавая значения этим мыслям, надо довести его до конца. Если вы завидуете кому-либо, надо прекратить это и не переступать границу дозволенного». (Ихья Улюмитдин)
Передал Ибн Аббас (радыйаллаху анху), что однажды к нашему Пророку (саллаллаху алейхи ва саллям) пришел один человек и сказал:
«О Посланник Аллаха! Бывает, я хочу, чтобы и Аллах был доволен мной, и чтобы люди, видя мои поступки, больше уважали меня, – ради этого я совершаю свои благие дела».
Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) не ответил на его слова.
И тогда от Всевышнего Аллаха было ниспослано откровение:
فَمَن كَانَ يَرْجُو لِقَاء رَبِّهِ فَلْيَعْمَلْ عَمَلًا صَالِحًا وَلاَ يُشْرِكْ بِعِبَادَةِ رَبِّهِ أَحَدًا
«Тот, кто надеется предстать перед своим Господом [в благоволении], пусть вершит праведные дела и не ставит в один ряд в служении своему Господу никого более». (Аль-Кяхф, 18/110)
Рассказывает Сад ибн Аби Ваккас (радыйаллаху анху):
«В год последнего прощального хаджа Пророка я сильно заболел, находясь в Мекке. Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) часто навещал меня, и однажды я обратился к нему с вопросом:
– О Посланник Аллаха! Ты видишь, у меня затяжная болезнь, а я владею достаточно большим состоянием, у которого есть всего лишь один наследник – моя дочь. Не раздать ли мне в качестве милостыни две трети своего имущества?
Пророк ответил:
– Нет. Столько не раздавай.
Я сказал:
– Может, мне раздать половину своего имущества?
Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) сказал:
– Нет. Столько не раздавай. Раздай одну треть. Треть – это тоже немало. О, Сад! Лучше оставить своих наследников богатыми, чем оставить их нуждающимися, с протянутой рукой. О, Сад! Несомненно, за все, что ты расходуешь на свою семью ради Аллаха, ты получишь вознаграждение. Даже за каждый кусочек пищи, который ты даешь своей жене во время еды».
Этот хадис объясняет нам, что если человек обеспечивает членов своей семьи, которых он обязан содержать, с целью получить довольство Аллаха, то он и свою обязанность выполняет, и, к тому же, получает за нее вознаграждение как за милостыню. Если же человек содержит семью, не имея такой цели в своих намерениях, то он и обязанность свою не выполняет полноценно, и не получает за нее вознаграждения. Воздаяние за деяния дается по намерению. Намерение – это деяние сердца. Сердце является источником познания Аллаха. Поэтому деяния сердца намного важнее и величественнее других.
Муаз бин Джабаль (радыйаллаху анху) сказал:
– Совершай деяния с чистым намерением, и даже если их мало, этого тебе будет достаточно.
В одной местности люди сделали идола и стали поклоняться ему. Он был сделан по образу одного человека из племени Бани Исраиль. Когда эта весть дошла до него, он очень разгневался и, взяв топор, отправился его уничтожить.
Шайтан же в образе старика предстал перед ним и спросил:
– Куда ты идешь?
– Я иду уничтожить идола и направить людей на путь поклонения Аллаху.
Шайтан сказал:
– Иди, займись поклонением, – это для тебя будет лучше.
– Нет. Разрушение идола – важнее!
– Я от тебя не отстану, – сказал шайтан и вступил с ним в драку.
Человек бросил шайтана на землю и сел ему на грудь.
Шайтан сказал:
– Позволь мне кое-что сказать тебе.
Человек разрешил.
– О раб! Есть же Пророк Аллаха! Если бы он хотел разрушить этого идола, он бы дал тебе приказ. Тебе же не было дано ни одного приказа, так что оставь это.
– Нет. Я обязательно это сделаю. Я уничтожу его.
И они вновь вступили в драку. Человек вновь повалил шайтана на землю.
Шайтан промолвил:
– Позволь мне сказать тебе еще кое-что.
Человек ответил:
– Хорошо. Говори.
– Ты человек бедный, и многие люди, как и ты, несут эту тяжелую ношу. Найти какую-либо возможность заработать для тебя лучше разрушения идола. Ведь люди сделают другого, и ты не сможешь причинить им вреда. Оставь это. Каждый день я буду класть под твою подушку два золотых.
Человек ответил:
– Ты прав. Один золотой я буду давать в качестве милостыни, а второй буду использовать на свои нужды, и это лучше разрушения идола. Я не был уполномочен ломать его. Я не Пророк и не тот, на кого это возложено.
Он вернулся домой. На следующий день он обнаружил у себя под подушкой два золотых и взял их. На следующий день он вновь нашел под подушкой два золотых и подумал: «Как хорошо, что я не пошел ломать идола». На третий же день он под своей подушкой ничего не нашел. Он разгневался и, схватив топор, отправился уничтожить идола.
Перед ним предстал шайтан в образе того же старика и спросил:
– Куда ты направляешься?
Он ответил:
– Ты обманул меня! За это я обещаю тебе, что на этот раз ты не помешаешь мне совершить задуманное.
И они вступили в драку. Шайтан швырнул человека на землю, затем поднял его над собой. Человек затрясся от страха в руках шайтана, как воробей. Шайтан сказал:
– Возвращайся, иначе я перережу тебе горло, как овце.
Человек сказал:
– Хорошо. Я вернусь. Только ответь мне на вопрос. В прошлый раз я дважды побеждал тебя. Что же в этот раз явилось причиной моего поражения?
Шайтан ответил:
– В прошлый раз ты гневался ради Аллаха, и Он сделал так, что ты победил. Мы бессильны и не можем победить тех, кто следует в своих поступках чистому намерению ради Аллаха. На этот же раз ты гневался из-за моего обмана, и я победил. Те, чьи намерения нечисты, кто следует за своими желаниями, не может победить нас. (Кимия Саадат, Ният и ихлас)
Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) сказал:
«В Судный день перед Аллахом предстанет один человек, и с ним будут представлены его хорошие деяния величиной с гору. И тогда глашатай провозгласит:
– У кого есть право над этим человеком?
После этого призыва многие люди придут и будут брать из его деяний то, на что у них есть право. Когда же они возьмут свои права, его хорошие деяния иссякнут. И этот человек останется стоять в недоумении.
Всевышний Аллах скажет ему:
– О Мой раб! У Меня есть твоя казна, о которой Я не сообщил ни моим ангелам и никому из созданных. О ней знаю только Я.
В ответ человек спросит:
– О мой Господь! Что это за казна?
Аллах Всевышний ответит:
– Это твои чистые намерения. Я записал их в 70-кратном размере в твою пользу за каждое».